Илья Найшуллер: «Большого будущего в России у нас нет»

Лидер группы Biting Elbows объясняет, как им удалось заработать миллионы просмотров на YouTube, и отвечает Наталье Ветлицкой
Московская группа Biting Elbows на прошлой неделе попала в яблочко со своим ультрадинамичным клипом «Bad Motherfucker», у которого на YouTube теперь уже почти 10 миллионов просмотров и который отметили Сэмюэл Л. Джексон и Даррен Аронофски.
«Bad Motherfucker (Insane Office Escape 2)»
Новый клип Biting Elbows в точности походит на один из предыдущих — «The Stampede», который тоже стал вирусным. Но это не смущает лидера группы и режиссера ее клипов Илью Найшуллера.
— Почему вы решили снять продолжение «The Stampede»? Потому что он собрал три миллиона просмотров или по какой-то другой причине?
— Во-первых, нам понравилось его снимать. Это было сложно, но весело. Конечно, мы знали, что тот ролик посмотрело много народу, и хотели, чтобы и новый посмотрели, поэтому воспользовались улучшенной формулой.
«The Stampede»
— Знаешь, если бы какой-то режиссер снял фильм в точности как предыдущий, критики стали бы упрекать его в отсутствии новых идей.
— Почему такой же, как предыдущий? Мы в прошлом году выпустили очень хороший клип, который никто не посмотрел. Причем там и песня была лучше, чем «Stampede», и видео.
«Toothpick»
— Я прочел где-то, что вы снимали «Bad Motherfucker» год.
— Год прошел от начального момента съемок. Я в прошлом январе, во время зимнего отдыха, снял момент в горах. Из него мы сделали презентацию и ходили с ней по спонсорам, пытаясь найти денег на съемки. Мы долго показывали эту презентацию, и никто не реагировал.
В итоге мы нашли одну фирму, которая сказала «давайте снимать»; мы сняли половину, потом выяснилось, что они не готовы подписывать контракты. Но мы живем в России, контракты помогли бы нам себя почувствовать немного лучше. Пришлось искать другую. Начали мы снимать в июле — сделали четыре съемочных дня, а заканчивали уже с новым спонсором в феврале.
— Бюджет ты не раскрываешь?
— «Stampede» стоил 500 долларов, а второй… уже не 500. Я не могу сказать.
— В чем интерес спонсора в этом ролике — продакт-плейсмент?
— Конечно! Герой поливает себя водкой «Нефть», когда его кусает собака, — на весь экран мы видим эту шикарную банку и логотип фирмы. Нам некоторые люди говорят: вот вы, мол, сняли рекламу. Секундочку, это не реклама, это клип моей группы, который я бы не смог сделать без продакт-плейсмента. На Западе ни у кого вопросов не возникает — все прекрасно понимают, что это такое.
А у нас начинаются дурацкие догадки — я в одном блоге прочел: «Мол, мы вот рассекретили информацию — это продакт-плейсмент». Молодцы — рассекретили то, что было в кадре с первой секунды. Поздравляю!
— Как ты объясняешь, почему этот ролик сработал как вирусный, а ваше предыдущее видео, которое ты сам признаешь лучше сделанным, — нет?
— Потому что это клип с хорошей песней и уникальнейшей съемкой от первого лица. Такие можно по пальцам одной руки пересчитать. Я могу два насчитать — и оба наши. А все остальные, кто снимает от первого лица, снимают какую-то нудятину.
— Из видео от первого лица в первую очередь «Smack My Bitch Up» приходит на ум. И это не нудятина.
— Ну… «Smack My Bitch Up» был в 1996-м или 97-м. Конечно, «Smack My Bitch Up» — это гениальное видео Йонаса Акерлунда. Я знаю клипы Акерлунда очень хорошо. Можно вспомнить еще вступление фильма «Странные дни» Кэтрин Бигелоу, тоже из 90-х. Там три-четыре минуты снято от первого лица — тоже очень круто. Притом эти клипы снимали на пленку и тяжелые камеры. В наши дни есть камеры GoPro, которые стоят 200 евро и ничего не весят, — и за пять лет их существования никто, кроме меня, ничего подобного не снял. Все, кто снимает от первого лица, гоняются за красивой картинкой. Мы с самого начала забили на эстетику — на то, чтобы были картинка и красивый свет, чтобы не было шумов в кадре. Мы снимали так, чтобы были драйв и хорошее ощущение, — и в этом был прорыв.
Мы ни хера не Ok Go.
— То есть ты считаешь, что ваш клип получил миллионы просмотров потому, что это была захватывающая съемка от первого лица, а не потому, например, что на стоп-кадр вы поставили девушек с большими грудями.
— Если ты посмотришь комментарии к клипу, то увидишь, что один из самых частых — «Пришел ради сисек, а остался ради офигенного клипа». Если бы я поставил эти же сиськи стоп-кадром к какому-нибудь говну на пять минут, то у клипа не было бы семи миллионов просмотров или сколько там у него уже сейчас
— Как вы относитесь к сравнению вашей группы с американцами Ok Go, которые известны вирусными видео, но их альбомы или концерты такой популярностью не пользуются? Хочется ли вам быть русскими Ok Go?
— Давайте посмотрим, что будет представлять группа Biting Elbows через год.
— А что она будет представлять — какой твой прогноз?
— Мы выпустим альбом, который покажет, что мы ни хера не Ok Go. Ok Go — группа, у которой я не могу вспомнить ни одной песни. Это группа клипов. Давайте подождем нашего альбома — и вскрытие покажет.
— Этим клипом вы рекламируете новый сингл на iTunes. Работает ли он как реклама: сингл скачивают так же активно, как смотрят?
— Я пока жду отчета за неделю — мы посмотрим. Но я уже знаю точно, что мы продали этого сингла в два раза больше, чем «Stampede». Поскольку мы выбрали «Stampede» для видео исключительно потому, что она была короткая. А над этой песней мы вдумчиво работали. После этого ролика у нас, например, количество фэнов в Фейсбуке прыгнуло с тысячи до десяти тысяч. И в блогах всего мира пишут не только про видео, но и про музыку — так что я спокоен.
— Можно сказать, что вы выбрали для группы путь раскрутки через вирусное видео и вообще через клипы, но при этом вы пробовали и другие способы — выступали на фестивале Maxidrom и разогреве у Guns N'Roses. Можешь сравнить, какой из них эффективнее?
— Я совсем не эксперт в музыкальном бизнесе.
— На своем личном опыте.
— Можно быть и группой, которая десять лет работает-работает-работает — ездит по стране, собирает письма поклонников, делает рассылки. Да и мы группа не новая — у нас много концертов было. Мы не то чтобы ниоткуда выскочили. И мы понимаем, что если у нас сейчас что-то получится — это абсолютно оправданно.
Другое дело, что сейчас никто не покупает диски — даже я, как и весь мир, не пользуюсь iTunes, а пользуюсь PirateBay.org. Сейчас недостаточно быть просто группой, которая делает очень хорошую музыку. Надо делать что-то еще. Я видел очень хороший плакат в интернете. Там написано: сегодня музыкант должен уметь делать следующее — снимать клипы, писать пресс-релизы, организовывать себе гастроли, и таких пунктов еще 15, а в конце приписка «Да, и еще вам нужно делать хорошую музыку». Этот плакат абсолютно правдиво описывает ситуацию. Если за твоей спиной нет продюсеров и лейбла, ты должен уметь делать все это сам.
— Ваш предыдущий альбом выпускала «Мистерия звука», для которой англоязычная группа — это очень нетипичный клиент.
— Совершенно нетипичный. У них в основном большие русские артисты, которые продаются на всю страну. Лепс у них. Biting Elbows по сравнению с ним — это маленькая кучка панков. Но у нас прекрасные отношения. Саша Скрастин — владелец «Мистерии» — хороший человек, к которому всегда можно обратиться за советом.
— Новый альбом Biting Elbows, который покажет, — он где покажет, в России или на Западе?
— Я думаю, что никакого большого будущего в России у нас нет. Какой бы классной ни была песня, если она на английском — то она не будет здесь популярной. Это не проблема — есть остальной мир. Мы будем пробовать. Мы не хотим захватить всех и вся, мы будем пытаться делать хорошую музыку и доносить ее до слушателя. С кем — это вопрос. Нам сейчас поступили интересные предложения, но я не хочу пока озвучивать, от кого. Я буквально через неделю еду разговаривать, и, может быть, из этого что-то выйдет, а может, не выйдет.
— Есть планы участвовать в летних музыкальных фестивалях — российских или европейских?
— Есть. В России — точно, с Европой — я думаю, после этого клипа не будет проблем. Надо, конечно, из этого момента выжать максимум, но при этом летом мне предстоят съемки фильма. Надо понять, как мне эти процессы сбалансировать и не упустить возможности ни там, ни там.
— Ты режиссер?
— Да, игрового кино. Мы шли к этому фильму полтора года — писали сценарий с американским автором. Недорогое кино для европейского и американского рынка. Будет сниматься в России. Уже у нас есть деньги. На той неделе, на которой мы выпустили клип, мы должны были ехать в Америку и устраивать первые переговоры с актерами. Но тут вышел клип, и количество предложений зашкалило. Теперь мы понимаем, что лучше подождать — зато тех актеров, которых мы нацелились получить, я уверен, мы теперь получим.
— В блоге Натальи Ветлицкой я нашел комментарий по поводу вашего клипа. Она вам советует: «Чуваки, завязывайте с музыкой и беритесь за режиссуру. Россиянская клипмейкерская туса совсем протухла». Что бы вы ей ответили?
— Меня не волнует российская клипмейкерская туса, я никогда к ней не принадлежал и принадлежать не собираюсь. А Ветлицкая имеет право на свое мнение.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials