Антония Алампи: «Мы реагируем на контекст, в котором существуем»
Художественная инициатива в самом центре непотухшей «арабской весны»
Для европейских культурных институций последние годы были неблагоприятны, бюджетные сокращения повлекли за собой структурные изменения и переориентацию художественных инициатив на другие регионы. В частности, все большую роль стал играть Ближний Восток. Социальные потрясения и революционная волна не только не отпугнули художников и кураторов, но наоборот — привлекли их в регион. Молодые выпускники голландского De Appel или художники из постсоветской Восточной и Центральной Европы с большим энтузиазмом включаются в работу микроскопических сообществ и самоорганизованных институций, не то чтобы сильно заметных извне региона, но действительно важных, поскольку работают они в самом сердце ожившей истории. Одна из кураторов египетского независимого культурного центра Beirut in Cairo Антония Алампи рассказала COLTA.RU об интернациональной египетской сцене и о том, чем их художественная инициатива занимается в Каире, где уже второй год не утихает «арабская весна».
— Почему вы назвали центр современного искусства, который находится в Каире, «Бейрут»? В чем его смысл?
— «Бейрут» действительно находится в Каире и расположен в вилле, построенной в 1940-х годах в округе Агоуза, где сегодня сконцентрировано много выставочных пространств, офисов, студий, есть библиотека. У нас есть несколько объяснений, почему выбор пал на это название. Некоторые связаны с полубиографическими событиями, с удачными или случайными совпадениями. Сыграли роль и поэтические аллюзии: «Бейрут, Бейрут» — это роман, написанный Соналлой Ибрагимом, в котором есть просто великолепные пассажи. К тому же в Каире случилась предопределившая дальнейшую деятельность встреча основателей «Бейрута», которые на тот момент планировали оказаться в Бейруте настоящем. Безусловно, сам город Бейрут окружен различными мифами, связанными с пониманием его как места воплощения желаний и сказочного изобилия. И мы не против, что название вводит в заблуждение и происходит путаница. Основываясь на вере в то, что перемены сначала необходимо вообразить, чтобы затем уже претворить в жизнь, мы предпочитаем воспринимать «Бейрут» как место провозглашения различных идей. Мы расцениваем процесс институционального строительства как кураторскую практику в том смысле, что постоянно пытаемся мыслить за пределами установленных рамок искусства. Мы приглашаем к сотрудничеству в наших междисциплинарных проектах людей из разных профессиональных сфер (кино, журналистика, музыка). «Бейрут» также сильно связан с реализацией профессионального потенциала: у каждого из трех кураторов в нашей команде имеется свой особый опыт, полученный в разных точках мира. Для нас кураторство — это не только способ восприятия и понимания отношений между произведением, пространством, публикой и поставленными вопросами, но также эксперимент с методологическими подходами и рабочим процессом.
— Так чем вы там все-таки занимаетесь?
— На данном этапе Египет переживает стремительные политические преобразования, находится в переходном состоянии. «Бейрут» пытается быть местом, где можно артикулировать и реагировать на подобные вызовы современности с позиции искусства. Мы проводим выставки, семинары, воркшопы, круглые столы и кинопоказы, занимаемся издательской деятельностью, создаем платформу для обсуждений. Наши двери открыты как для местной, так и для международной аудитории. Мы приглашаем к сотрудничеству художников и институции — местные, из Египта, из других стран Ближнего Востока и со всего мира, которые реализуют проекты в самых разных областях (кино, литература, танец, искусство, музыка), посвященные проблемам экономики, политики, образования, экологии и искусства. У нас есть резиденции для художников, кураторов и критиков. «Бейрут» является частью сети открытых библиотек по искусству «Руфуф», под нашей же крышей располагается CIRCA (Cairo International Resource Center for Art) — организация, которая занимается исследованием правовой, финансовой и политической истории ключевых художественных пространств и поиском новых способов поддержать искусство и художников и добиться большей автономии для них.
— Насколько сильно «Бейрут» зависит в выборе тем от ситуации в Египте?
— Действительно, мы реагируем на контекст, в котором существуем. В этом смысле наша программа включает несколько составляющих. Она разделена на сезоны, которые открываются связкой взаимодополняющих вопросов, в дальнейшем раскрывающихся посредством ряда мероприятий. В то время как выставки и семинары обычно планируются заранее, наши дискуссии нацелены на поддержание непосредственной реакции на события, настроения и контекст, которые нас окружают.
— Но ведь наверняка еще существует такая вещь, как локальная художественная сцена...
— Да. Местная арт-сцена относительно небольшая для города в 9 миллионов жителей (или 18 миллионов, если считать всю агломерацию), однако в то же время она очень сплоченная, сильная и яркая. Здесь отсутствует какая-либо помощь со стороны государства, нет даже художественной академии. Поэтому те, кто становятся художниками, — обычно страстно увлеченные люди, интересующиеся искусством. Тем не менее некоторые люди изучали искусство в университетах, но немногие из них решили продолжить идти по этому пути после выпуска. Египетская сцена интернациональна по своей сути, так как многие художники и деятели культуры прибыли из самых разных стран или живут — а некоторые и преподают — здесь на временной основе. Мы же никак не зависим от египетского государства. Нас спонсируют совершенно другие структуры.
— Какие же?
— Основным источником финансирования являются FFAI (Foundation for Arts Initiatives) и Townhouse Gallery (независимое, некоммерческое выставочное пространство в Каире. — Ред.). Остальные финансовые источники зависят от конкретных проектов. Мы сотрудничаем с Гете-институтом в Каире и Александрии, а также с Британским советом в Египте и Cultural Institut d'Egypte (Французский культурный центр. — Ред.).
— Как вы распределили функции внутри организации?
— Сара Рифки и Йенс Майер-Роте — соучредители и содиректоры. Они основали «Бейрут» в 2012 году, а в октябре была запущена уже первая программа. В сентябре они объявили об открытой вакансии на должность сокуратора, и тогда я стала членом команды. В 2013 году в качестве консультанта присоединился Мухаммед Абдалла и Хабиба Эффат — как офис-менеджер. Решения, связанные с кураторской практикой, принимаются коллективно, в горизонтальном, неиерархическом ключе. В принципе, сотрудничество и сотворчество является ядром программной политики институции. Мы практически живем вместе. У нас две квартиры в том же здании, одну из которых мы делим с людьми, принимающими участие в наших программах. Как вы видите, мы живем в несколько стесненных обстоятельствах.
— Кто ваша аудитория?
— Для формирования аудитории требуется время, а мы взаимодействуем с искусством на разных уровнях, с разных дисциплинарных позиций, таких, как журналистика, политология, антропология, кинематограф, музыка и т.д. Также мы сотрудничаем с другими институциями, не обязательно специализирующимися только на современном искусстве. Если изначально большая часть зрителей была мотивирована интересом к искусству, то сейчас круг интересов расширился. На мой взгляд, нам удается привлекать людей, которые ранее никак не взаимодействовали с современным искусством. Например, одним из проектов, непосредственно затрагивающих проблематику взаимодействия с широкой публикой, было сотрудничество с изданием Egypt Independent, английской версией Al-Masry Al-Youm. Художникам было предложено два раза в неделю придумывать работы для газеты по ключевым проблемам, затронутым в выпуске.
— Расскажите о международном сотрудничестве.
— Мы заинтересованы в сотрудничестве не только с определенными художниками и культурными деятелями, но и с институциями или журналами. Мы уже сотрудничали с Cinémathèque и Contemporary Image Collective в рамках воркшопа Labour in a Single Shot, проведенного Харуном Фароки и Антье Эман и сопровождавшегося показом фильма «Как мы видим» и дискуссиями. На данный момент мы работаем над «Магией государства». Это будут выставка и издательский проект, которые будут реализованы в Каире и Лондоне совместно с Lisson Gallery. В апреле планируется семинар «Что такое институция?», который будет проведен совместно с португальским Kunsthalle Lissabon и центром современного искусства Derry-Londonderry из Северной Ирландии. И на этом мы не собираемся останавливаться.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials