Человек, порождавший время
COLTA.RU прощается с Владиславом Мамышевым-Монро
Смерть человека останавливает порождение им времени. Несколько дней назад перестал порождать время Владислав Мамышев-Монро, но узнали об этом все только вчера.
За ночь стало ясно, что его исчезновение из этого мира не может не сказаться на самоощущении культурной и околокультурной среды. Последние годы он проводил в Юго-Восточной Азии и Москве, но корни его деятельности тянутся в Петербург, где в середине 1980-х состоялась встреча с Тимуром Новиковым, по сути, инициировавшим его в искусство. После — активное участие в деятельности «новых художников», изменивших городской культурный ландшафт, создание «Пиратского телевидения», где он уже был единственной и главной звездой.
Мамышев-Монро был адептом и героем традиции жизнетворчества. Его жизненная практика заключалась в жадном поглощении и порождении образов, он проверял на прочность границы возможного в конструировании нового человека. Субъекта, основанного на чистом желании, не знающем социальных запретов и не имеющем обязательств, желании антиинституциональном по сути. Богемный образ жизни на высокой скорости, активная коммуникация, расширение сознания — он объединял не только города, обладая такой редкой способностью быть обожаемым всеми, соединяя разные сферы: художественное сообщество, фэшн, гей-комьюнити, бизнес. Когда умирает художник — это потеря; когда умирает человек, чья жизненная практика и художественная деятельность слиплись, умирает часть времени, связанного с праздником, интенсивностью и духом жизни.
Пространство, в котором оказывался Монро, преображалось. Так было еще с советских времен. Он переодевался в Мэрилин Монро, Адольфа Гитлера, папу римского, Любовь Орлову, не ограничивая локации своих перевоплощений. Это могло быть и частное, и культурное пространство, иногда — просто вечеринка или улица. Редкость, на которую возили, чтобы показать. Артист, способный в любой ситуации перетянуть на себя все внимание публики и исполнить нечто. Подрывник. Мамышев-Монро серьезно работал с гримом и костюмом, причем часто нужный результат достигался самыми минимальными средствами. Крышечка от чайника подменяла пилеолус папы римского, клизма нахально указывала на сходство очертаний с царской державой. Монро жил в царстве видимости, которым он правил. Сходные с американской художницей Синди Шерман методы работы в его деятельности расширялись за пределы автономного произведения, прямоугольника фотографии.
Он проводил перформансы в публичном пространстве, не чурался массовой культуры, ведя на телевидении рубрику «Розовый блок». Обратился к азиатским духовным практикам и ритуалам. Переживая консервативный поворот в России, сделал ремейк фильма «Волга-Волга», видео «Россия, которую мы потеряли» и спектакль «Полоний». Его действия всегда были связаны с актуальностью, а фантазийные миры, создаваемые за счет внесения декоративных элементов прошлого или настоящего, не скатывались в тотальный эскапизм от социальной проблематики.
Хронологически он принадлежит к поколению, вступившему в свою активную фазу в конце 1980—1990-х годов и видевшему с самого начала много смертей и изменений — начиная с распада Советского Союза. Однако Мамышев-Монро пережил 2000-е. В отличие от Тимура Новикова, Сергея Курехина, Сергея Тимофеева из товарищества «Искусство или смерть». Выживаемость подобной жизненной практики оказалась невысока, особенно в сравнении с жизненной практикой старцев московского концептуализма.
Сейчас будет порождено множество мифов. В Фейсбуке уже обсуждаются запланированность его смерти и происки ФСБ, что только доказывает: выбирая культовых персонажей для воплощения, художник стал иконой, принимая на какое-то время их судьбу. Несмотря на связи с поп-артом, большая часть из того, что он создавал, не обладает иконической пустотностью в западном смысле, а скорее в византийском, где открывается мир, требующий работы смотрящего.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials