Dzierzynski Bitz и «новый твист»
ДЕНИС БОЯРИНОВ восторгается дебютным альбомом никому не известной группы
Дебютный альбом группы Dzierzynski Bitz стал одной из моих любимых русских пластинок 2012-го. Эту группу, числившуюся тогда московской, я помнил по первым фестивалям независимой музыки Avant Fest, но они тогда играли что-то невнятное. Потом группа на несколько лет пропала с радаров и всплыла только летом 2012-го с дебютом «I II III» — пластинкой такого качества, что сразу даже не поверилось. Слушал ее — и удивлялся тому, что слышал:
«I II III» вызывала когнитивный диссонанс, потому что не походит на обычную дебютную пластинку российской инди-группы из 2012-го. По четырем причинам.
1) Музыка оригинальна — в том смысле, что она не соответствует трендам из англоязычной музпрессы. Dzierzynski Bitz не играют постпанк, дрим-поп, шугейз, витч-хаус (напишите свое) и, кажется, этим гордятся.
2) Пластинка удивительно хорошо записана и сведена. Не в домашней студии и в нарочитом лоу-фае.
3) Вокалист поет не на «птичьем английском», а на правильном русском, не подражая Цою, БГ и (или) Илье Лагутенко.
4) Dzierzynski Bitz используют маримбу, терменвокс и клавесин. Когда вы последний раз слышали клавесин в песнях молодых?
Лидер группы Евгений Дзержинский, представляющийся также Войцехом, шутит, что его коллектив играет «новый твист» — в пику нью-рейву, неофолку, неопсиходелии и другим возникающим в музпрессе «новым стилям», которые являются стилизацией под старые. Dzierzynski Bitz делают вид, что они группа из конца шестидесятых — то ли поляки, то ли словаки. Они одержимы старыми инструментами и старыми подходами к записи звука, как огня боятся цифровой компрессии. Евгений-Войцех не скрывает своих симпатий к советской эстраде, и это тоже нетипично для лидера молодой группы: «Она мне интересна своей самобытностью. Я выделяю больше всего период до конца 1960-х. Главное, что я пытаюсь взять, — мелодические отличия и нестандартные решения — то, что отличает нашу музыку от общемировой. Тогда музыку писали профессиональные композиторы, и можно найти массу всего неожиданного». Но на самом деле ретро Dzierzynski Bitz — это абсолютная фантазия, игра ума. Таких групп в соцлагере не было.
Мне эта попытка взять свое там, где никто не видит свое, больше всего в Dzierzynski Bitz и симпатична. Хочется воскликнуть: «Как здорово, что такая группа — пытающаяся восстановить традицию, которой не было, — наконец-то появилась в Москве!» Но ирония судьбы в том, что Евгению-Войцеху, чтобы закончить дебют, пришлось уехать в Киев. Dzierzynski Bitz теперь украинская группа, и они редко бывают в Москве с концертами.
Будут на этой неделе. Пользуясь поводом, я списался с господином Дзержинским.
— Тяжело ли было переезжать в Киев? Ты планируешь остаться там насовсем?
— Переезд был необходимостью. В той ситуации нужно было что-то кардинально менять. Я не москвич, я вырос в Петропавловске-Камчатском. И если честно, то всегда недолюбливал этот мегаполис. Впрочем, это нормальное состояние жителей Москвы.
Киев, наоборот, всегда нравился. Даже сейчас, когда я знаю его, так сказать, подноготную. Насчет планов — мне по душе куда-то перемещаться, так что дальше видно будет. Смена декораций обычно на пользу.
— На концертах вы выступаете в таком составе: гитара, бас, клавишные, барабаны плюс труба. В аранжировках песен у вас звучат необычные инструменты — маримба, вибрафон, укулеле и даже терменвокс. Как вы компенсируете их отсутствие на концертах?
— У нас еще периодически появляется гитарист. Тогда я просто пою и стучу в тамбурин. На концертах роль экзотических инструментов берет на себя один клавишник. Когда мы забронзовеем, то, наверное, сможем устроить полноформатный по составу концерт в каком-нибудь Большом концертном зале с бордовыми креслами.
— Что такое Дом звукозаписи Национальной радиокомпании Украины? Как ты туда попал на запись клавесина?
— На Украине много совка по части официальных организаций. Они до сих пор живут строго на дотациях, поэтому там несложно договориться при желании.
Дом звукозаписи — это известное место, на самом деле. Здесь же находится и несколько современных студий. В концертном зале, где мы совсем недавно писали скрипки, что-то делал «Океан Эльзы», например. Там шикарная естественная реверберация. Но я в каком-то смысле рад, что мало кто это понимает.
— Я так понимаю, что ты живешь в Киеве как московский дауншифтер. Получается ли у группы зарабатывать концертами?
— Киев меньше Москвы в три-четыре раза, поэтому формально здесь меньше возможностей по всем направлениям. С другой стороны, здесь больше Европы, чувствуется какая-то легкость в плане некоммерческих инициатив, и люди более приветливые. Хотя в последние годы власть делает все, чтобы страна медленно, но верно деградировала в какую-то большую Албанию.
На своей музыке я не зарабатываю ничего, отношусь к этому как к чистому творчеству. По Украине планируем ближе к лету поездить с концертами.
— Сколько вы провели времени в студии на записи альбома? Каков примерный бюджет записи твоей пластинки, включая проживание в хостелах с клопами? Ты его подсчитывал?
— Альбом писался очень долго. В основном еще московскими музыкантами, потом я дописывал его в Киеве. Ну и в итоге сведение в Лондоне, причем только со второй попытки. Сумму, которая ушла, посчитать довольно сложно. На первом этапе я тратил большую часть своей зарплаты офисного работника, остаток мне неожиданно помогли собрать родители.
— Почему ты так хорошо сделанный альбом предпочел выложить на bandcamp.com и не связался с каким-нибудь лейблом?
— Через пару недель после выпуска я приехал в Москву и разнес диск по всем редакциям, которые знал. Первая рецензия появилась через месяц и от дружеских источников. Не могу сказать, что мне наплевать на фидбэк, но я уже привык работать во внешней изоляции. Для меня запись материала — это органическая потребность.
— Какие русские-московские музыканты (из нынешних) тебе нравятся? Следишь ли ты за тем, что делают твои друзья по музтусовке?
— С друзьями общаюсь, я довольно часто езжу в Москву. Никуда от нее не деться. По мне, единственный настоящий самобытный музыкант из широко рекламируемых — это Mujuice. По традиции люблю «Аукцыон». К этому нужно стремиться.
Dzierzynski Bitz выступают 22 марта в московском клубе China Town Cafe, а 23 марта — в питерском клубе Banka.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials