Ханна и ее монстры
На HBO закончился второй сезон Girls Лены Данхэм — главного на сегодня телесериала о том, легко ли быть молодым. Хотя ответ на этот вопрос и предсказуем (нет), есть, как говорится, нюансы
«В каком возрасте тело начинает разваливаться на части?» «На нашей коже действительно живут миллионы микробов?» «Нормальный язык». Вместо того чтобы делать подобные запросы в Google, Ханна должна была сдавать тексты — и ей только что звонил разъяренный редактор. Но в предыдущей серии она проткнула барабанную перепонку ватной палочкой — так что теперь у нее стреляет в ухе, да еще и разыгрался, впервые с подросткового возраста, нервный тик. Ханна съедает коробку мороженого. Прячется под кроватью. Берет ножницы и криво отстригает челку.
Все это происходит в последней серии второго сезона Girls — проще говоря, за двадцать серий главная героиня (26-летняя Лена Данхэм, она же придумала сериал, написала и сняла большую часть серий) не то что не достигла мира с самой собой, а напротив, максимально отдалилась от этого состояния. То же самое и у подруг: Джесса, Марни, Шошанна — все они и все их бойфренды (персонажи мужского пола, поначалу довольно типажные, постепенно раскрываются даже интереснее, чем собственно girls) переживают в декорациях богемного Уильямсбурга кризис взросления в разнообразных его формах. Теряют хорошую работу и устраиваются подавальщицами в кафе. Ругаются с родителями и клянчат у них когда деньги, а когда просто внимание. Влюбляются и расстаются. Кто-то что-то курирует, кто-то репетирует пьесу, у кого-то, конечно, есть своя авангардная группа. Однажды нюхают кокаин — исключительно ради литературы.
Важнее, впрочем, не что здесь происходит, а как. Girls от первой до последней минуты — летопись унижений, когда комичных, а когда не очень, но главное — испытываемых героями всюду: не только в спальне, но и на рабочем месте, с друзьями и наедине с собой. Это роман воспитания, будто бы написанный его же главной героиней — а потому избавленный и от ностальгического контекста, и от какого бы то ни было пафоса, включая мелодраматический, вроде бы подразумеваемый структурой мыльной оперы. Чтобы к финалу второго сезона мелодрама все-таки смогла более-менее восторжествовать и была правдивой (выглядит эта условная победа любви, впрочем, душераздирающе неловко), Данхэм будет методично крушить амбиции своих героинь, в первую очередь за счет максимально частых столкновений с мучительным фактом несоответствия девушек и парней собственным представлениям о себе.
Этот конфликт с собственной идентичностью (а точнее, ее бесконечной множественностью) оказывается в Girls ключевым. Ханна чуть ли не в первой же серии называет себя голосом своего поколения (ну или, по крайней мере, голосом из поколения) — впоследствии даже обнаружатся персонажи, которые разделят это убеждение. Если учесть возраст автора Girls и то, что она сама же играет главную роль — неоднократно беззастенчиво раздеваясь в кадре, велик соблазн увидеть в героине саму Данхэм. На это же намекает и форма — Girls выглядят как мамблкор, но только снятый людьми, умеющими держать в руках камеру и выстраивать свет. Первую известность (а заодно и знакомство со спродюсировавшим Girls Джаддом Апатоу) Данхэм принес фильм «Крошечная мебель», который можно назвать постмамблкором: дилетантская манера съемки в нем сочетается с замахом на исповедальность, этой вечной константой фильмов Бужальски и Суонберга. Замахом, который неизменно нарывается на невозможность коммуникации как таковой, протяжной, ощущаемой как физический процесс, попыткой найти правильные слова для манифестации собственного расстройства — слова, которых, конечно же, нет.
Данхэм, впрочем, умнее — и в куда меньшей степени, чем Бужальски и Суонберг, стесняется комедийных и мелодраматических клише. Она вообще намного меньше стесняется — и комедия, и мелодрама в Girls, опять же, возможны только на самом дне, только когда душевный раздрай героинь оказывается наименее всего скрыт под привычными ролями, какими бы те ни были. Попытка исповедальности, серьезного выступления в качестве «голоса своего поколения» в Girls на деле куда более иронична, чем даже и в «Крошечной мебели». Данхэм — ее многие считают выскочкой из хорошей художественной семьи, снимающей кино о проблемах испорченных белых детей из среднего класса, — не может не ставить под сомнение и роли, до которых вынужден себя упрощать, чтобы добиться успеха, и сам Автор — режиссер, художник, писатель. Она, кажется, нарочно издевается над всеми ярлыками, которые пытаются повесить на сериал и ее саму, — Girls не сводятся ни к проблемам хипстерства, ни к кидалтовскому страху взросления (важной теме для продюсера сериала Апатоу), ни к «Декамерону» из жизни молодежи из белого среднего класса. Этот сериал всегда выдерживает тот уровень отстранения, при котором остается сатирой на описываемые быт, возраст и проблемы. В глазах персонажей то и дело мелькает немой вопрос «What the fuck am I doing?» — его переживание и осмысление в том или ином контексте и является содержанием Girls, становится тем опытом, который наживают героини.
Ханна никак не может что-то написать, потому что оказывается не в состоянии свести этот чувственный опыт к опыту персонажа, сделать его сюжетом. Данхэм это как раз удается — ее сюжетом становятся сама неопытность и ее преодоление (этот конфликт предстает в том числе и в уморительно карикатурном виде — за что здесь ответствен персонаж, сыгранный дочкой Дэвида Мэмета Зосей, девственница с косичками, познавшая жизнь по передачам Опры). Неопытность — не поколенческая примета, и Girls работают не как сериал о современных бруклинских девушках и юношах, а как история взросления любых девушек и юношей в принципе. Поэтому здесь так легко узнать себя и собственных знакомых, поэтому по Уильямсбургу скоро начнут водить экскурсии по местам славы Girls, а Лена Данхэм получила недавно два «Золотых глобуса» и в следующем году наверняка получит еще. Поэтому цитата из Керуака — «В Америке парни и девушки так уныло проводят время друг с другом» — оказывается справедливой и сейчас. И если бы только в Америке.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials