Прощание с матерым
ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ об интриге «Золотой маски»-2013
Собравшись на будущей неделе на свидание с «Геддой Габлер» Камы Гинкаса (в стенах столичного ТЮЗа смотрящейся, кстати, куда более органично и представительно, чем на сцене петербургской Александринки), члены драматического жюри главного театрального смотра страны после недолгой разлуки встретятся вновь уже в самом конце месяца — чтобы не расставаться вплоть до середины апреля, когда, собственно, и будут названы имена победителей «Золотой маски» 2013 г. Основная программа медленно, но верно вступает в активную фазу — а значит, самое время заново изучить афишу фестиваля: определившись с системой ее координат, можно попытаться нащупать ожидающие российский театр тектонические сдвиги.
Сверхсюжет нынешнего форума, если совсем коротко, — в развертывании очередного этапа многоходовки под названием «смена элит», определяющей логику отечественного театрального процесса последней пары-тройки лет. «Золотая маска», аки честное зерцало, эту логику исправно отражала, на рубеже нулевых и десятых из состязания в сверхтяжелом весе превратившись в своеобразный социальный лифт сразу для нескольких художнических поколений. Прошлогодний триумф поделивших между собой ключевые награды Юрия Бутусова, Андрея Могучего и Кирилла Серебренникова означал окончательное признание театральным истеблишментом режиссеров, вплоть до недавнего времени ходивших в «рассерженных молодых людях», которые получили наконец от профессионального сообщества официальный аттестат зрелости (даром что Серебренникова он настиг в 42 года, а Бутусова с Могучим — и вовсе на пороге шестого десятка).
Между тем, судя по программе этого года, в обозримом будущем российскую драму ожидает едва ли не более радикальная «смена кода» — причем речь идет вовсе не о пресловутом конфликте поколений. Строго говоря, совсем уж новых для фестивального шорт-листа лиц на этот раз не так много — всего трое: на «Золотую маску» впервые претендуют неизменный участник внеконкурсных программ прошлых лет Дмитрий Волкострелов и дуэт дебютантов из Санкт-Петербурга Максима Диденко и Николая Дрейдена, авторов мимикрирующего под жанр мюзикла и во всех смыслах чрезвычайно свежего «Леньки Пантелеева». Однако никогда прежде конфликт старого и нового театра не проявлялся в афише «Золотой маски» столь обостренно.
Даже в тех немногочисленных спектаклях, которые образуют в программе «Золотой маски» — 2013 условный традиционалистский фланг, с достаточной степенью отчетливости декларируется простая мысль о том, что театр, не размышляющий о своей природе, не задающий вопросов если не самому себе, то хотя бы сегодняшнему времени, театр, занимающийся самовоспроизводством и не желающий выходить из зоны комфорта в зону риска, — так вот, этот старый добрый театральный реликт родом из прошлого обречен на скорое исчезновение: время его стремительно уходит.
Никогда прежде конфликт старого и нового театра не проявлялся в афише «Золотой маски» столь обостренно.
Этот мотив по-разному, но неизменно внятно проартикулирован и в «Пристани» Римаса Туминаса с ее парадом-алле ветеранов вахтанговской труппы, спектакле-реквиеме в память об уходящей актерской натуре, и в «Талантах и поклонниках» Миндаугаса Карбаускиса с их ностальгическим (возможно, даже чересчур ностальгическим) любованием театральным бенефициантством. Подспудно (и наверняка против режиссерской воли) он проявляется даже в гинкасовской «Гедде Габлер» — мучительной (и в конечном итоге безуспешной) попыткой выдающегося мастера обновиться, переменить участь, сбросить кожу.
За «смену кода» в этом году отвечают в основном спектакли малой формы (камерная сцена по-прежнему чутче большой улавливает дыхание Zeitgeist): тут что ни постановка, то разной степени развернутости исследование театральной антропологи, что ни режиссерское высказывание, то рефлексия на тему кризиса театрального дискурса — причем тенденция эта, что характерно, роднит поиски режиссеров Москвы и Санкт-Петербурга («Лир» Константина Богомолова, «Злая девушка» Дмитрия Волкострелова) с повесткой дня российских регионов (от Красноярска с «Путешествием Алисы в Швейцарию» Олега Рыбкина до Новосибирска с отличным спектаклем «Август: графство Осейдж» Марата Гацалова, который будет столь выгодно смотреться в конкурсной программе на фоне не блещущих оригинальностью недавних столичных интерпретаций пьесы Трейси Леттса).
Параллельно разворачивающийся сюжет нынешнего года — заметное повышение в правах двух важнейших явлений отечественной сцены нулевых—десятых: что «театр художника» в лице Дмитрия Крымова («Горки-10»), что представленная продукцией «Театра.doc» («Двое в твоем доме») и петербургского «Балтийского дома» («Антитела») документальная драма если и выдвигались прежде на высшую национальную профессиональную премию, то исключительно в рамках номинации «Эксперимент» — в которую еще недавно было принято складировать скопом все спектакли, не укладывавшиеся по своим видовым признакам в привычную конъюнктуру театрального рынка. Было бы и в самом деле нелепо в который раз проводить по инновационному ведомству вполне сложившиеся (и даже переживающие, как в случае «Лаборатории Дмитрия Крымова», очевидный кризис жанра) эстетические феномены: на «Золотую маску» — 2013 они, наконец выведенные из экспериментальной резервации и дружно манифестирующие небывалый всплеск политической активности российского театра, который случился в минувшем сезоне, впервые претендуют в номинации «Драма / малая форма».
И вот что, пожалуй, самое примечательное — ответственные за шорт-лист эксперты сформировали его минувшей осенью таким образом, что фактически не оставили шансов жюри под председательством Валерия Фокина: вне зависимости от конкретных деталей вердикта присяжным «Золотой маски» в любом случае придется выносить принципиальное решение — либо продолжить движение социального лифта, либо сделать выбор в пользу удобных театральному большинству конвенций, поманив их нарушителей официозным признанием, но так и оставив в маргиналах. И если прошлогоднего признания «молодых и рассерженных» еще можно было ожидать, то предсказать исход нынешнего конкурса не возьмется, пожалуй, никто.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials