Вторжение, которого не было
Петербургская группа Fizzarum, инициировавшая атаку русских электронщиков на западный рынок, возвращается после четырех лет студийного затворничества
Когда в 2000 году английский лейбл Domino выпускал дебютный альбом петербургского трио Fizzarum «Monochrome Plural», журнал Dazed & Confused разразился статьей, в которой предсказывал «русское вторжение» — атаку русских электронщиков на западный рынок. Тогда это казалось оправданным: одномоментно в Лондоне появилось несколько убедительных свидетельств, что в русских снегах делают актуальный электронный звук и разрабатывают модную нишу IDM — т.е. «интеллектуальной танцевальной музыки». Музыка Solar X, «Елочных игрушек» (EU) и Fizzarum обещала, что за первопроходцами последуют другие русские электронщики с красивыми мелодиями в хрусткой обертке футуристического звука.
Как раз появление музыкантов Fizzarum в Лондоне сцементировало ощущение русского прорыва и подсказало журналистам Dazed милитаристскую метафору. Крепкий, коротко стриженный лидер Fizzarum Дмитрий Дубов, заявившийся на фотосессию для журнала, больше походил на ветерана боевых действий, чем на музыканта, хорошо разбирающегося в сэмплерах и секвенсорах и создающего собственные виртуальные электронные инструменты. Это визуальное противоречие произвело неизгладимое впечатление на англичан.
Вторжения из снегов не случилось — подкрепления не прислали. Спрос на IDM и вообще хайп вокруг электронной музыки, которые медиа стимулировали все девяностые, в начале нулевых сменились поворотом к року. Журналисты Dazed & Confused кинулись предсказывать другие тренды. Лейбл Domino ухватил новый покупательский интерес за хвост и, открыв сначала группу Franz Ferdinand, а потом Arctic Monkeys, превратился из предприятия на энтузиазме в коммерчески успешный лейбл. Дмитрий Дубов, которого в Fizzarum больше привлекала лабораторная работа по поиску нового звука, остался в Санкт-Петербурге — возиться с электронным оборудованием и копаться в среде программирования Max/MSP. Все остались при своих.
Длительные промежутки между пластинками Fizzarum и редкие появления с концертами объясняются тем, что Дмитрий Дубов и его коллега Дмитрий Летаховский (есть и третий участник Fizzarum — Альберт Расюлис) любят проводить время в студии. «После альбома “Monochrome Plural” я не хотел выпускать точно такую же музыку. Не вижу смысла дублировать то, что уже придумал. Я ведь занимаюсь экспериментальной музыкой, а не попсой ради продаж, — объясняет Дмитрий. — Когда занимаешься экспериментальной музыкой, никакого постоянства быть не может. Что-то находится, появляется что показать — тогда ты это показываешь. Остальное время сидишь в студии и занимаешься поисками. Эти волны идут неравномерно».
Сейчас у Fizzarum есть что показать. Дмитрий Дубов и Альберт Расюлис придумали новую программу, в которой экспериментируют с возможностями нового, уже не виртуального инструмента — сэмплера шведской фирмы Elektron. В его функционале Дубов разглядел те же идеи, которые сам разрабатывает уже больше 10 лет: «Это луперы (looper) и лупер-технологии, то есть захват музыкальных фраз и их воспроизведение в реальном времени. Если фразы играются в режиме импровизации, то важно, захватив фразу в петлю, даже если она с ошибкой, как-то во время лайва извернуться, обточив ее фильтрами, сдвинуть во времени и т.д. Пусть для зрителя это не выглядит так же интересно, как выступление рок-группы, но все же я создаю музыку в реальном времени и импровизирую. Я раньше это делал в программной среде Max/MSP, а Elektron уместила те же идеи в металлической коробке».
После четырех лет перерыва в концертной деятельности 2013-й группа планирует посвятить выступлениям: это серьезное решение для музыкантов, которые ради этого отрываются от проектирования собственного секвенсора — реального, в металлической коробке. Ближайший лайв Fizzarum состоится 15 марта в петербургском музее современного искусства «Эрарта» в рамках электронных вечеров Silent Gigs, которые устраивают их «братья по вторжению» — дуэт «Елочные игрушки». Концерт будет необычен еще и тем, что слушатели будут получать звуковой сигнал от музыкантов через беспроводные наушники.
С появлением нового инструмента в арсенале и новой задачи — играть лайвы в клубах — музыка Fizzarum тоже изменилась. К необычной фактуре звука добавился танцевальный ритм. «Мы хотели сделать программу, в которой был бы грув и под которую люди могли бы двигаться, что больше подходит для клубов, — объясняет Дмитрий Дубов. — Для перформанса в “Эрарте” мы делаем несколько треков, где планируем использовать электрогитару и голос для создания многослойной звуковой палитры. Что касается вокала, это будет не традиционное пение, скорее длинные гласные. Будем их сэмплировать, а затем всячески изменять в реальном времени, применять стереоэффекты и эмбиентные чудеса».
Выступление Fizzarum в клубе Dada от 23 февраля:
Увлеченный собственными экспериментами Дмитрий Дубов не жалеет о провалившемся «русском вторжении». Он в него не поверил сразу. «Для них мы были интересны, потому что вдруг выяснилось, что русские медведи на балалайках делают умную электронную музыку, — усмехается Дубов. — Это был очередной тренд, о котором можно было написать в журналах, но в то же время и что-то новое». Не верит он и в то, что «вторжение» сможет повторить новое поколение русских электронщиков. «Наши музыканты копируют западных. Не только в электронной музыке — вообще. Мы пока не можем найти в своих корнях и показать что-то незаимствованное».
При том что у его группы уж точно есть шанс пройтись с парадом по Европе. Fizzarum до сих пор там на слуху, и контракт, подписанный Дмитрием Дубовым с Domino Records, все еще в силе. Как только группа закончит новый альбом, они в первую очередь должны предложить его мощному английскому лейблу. «С Domino у нас свободный контракт. Если им не понравится наша музыка — они могут ее не выпускать. С другой стороны, они нас не ограничивают по времени — мы можем писать новый альбом хоть до старости», — улыбается Дубов. Контракт с Domino для любых других музыкантов был бы лучшим стимулом поскорее закончить альбом, но только не для Fizzarum. «Не вижу смысла повторять старое, — в который раз говорит Дубов. — Я в состоянии поиска. Я уже кое-что нашел, но это еще не собралось в единое целое. Пока не соберется — о новом альбоме говорить рано».
Только и остается — ходить на концерты.
15 марта Fizzarum выступят в петербургском музее современного искусства «Эрарта».
-
16 сентябряДума пересмотрит законопроект о реформе РАН Идею Национального центра искусств оценит Минкульт Премия Пластова отложена Выходит новый роман Сорокина Капков не уходит
-
15 сентябряГребенщиков вступился за узников Болотной
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials