Спиноза и сливы
ЕЛЕНА КОСТЫЛЕВА испытала серию разочарований от книги Джона Бёрджера «Блокнот Бенто»
Бёрджер с юности читал Спинозу. Был у него такой воображаемый друг, компаньон, кто-то, к кому он обращался в своих мыслях. Поэтому, когда ему подарили красивый блокнот, Бёрджеру пригрезилось, что это может быть тот самый утерянный в веках блокнот Спинозы. И он решил заполнить этот блокнот своими текстами и рисунками.
Это хороший творческий метод. Рабочий. Годный. Вообще книга вдохновляет именно своей легкостью в плане творческих методов.
В 2012-м в издательстве «Клаудберри» вышел основной труд Джона Бёрджера (под фамилией «Бергер») — книга «Искусство видеть», написанная по следам одноименного фильма на ВВС, вышедшего в 1972 году. Эта книга, как и фильм, перевернула представления масс о том, как мы сейчас воспринимаем произведения искусства. Искусство уже не ждет нас в галереях, а приходит к нам в миллионах копий и воспринимается нами в окружении реальности нашей собственной жизни. Оно имеет стоимость, напрямую связанную с нашим трепетом перед картиной (или наоборот). Оно веками передавало одни и те же сюжеты, одни и те же заблуждения, одни и те же установки господствующего класса и пола. На старом OpenSpace.ru есть очень подробный текст о книге и фильме, добавить нечего. Всего Джон Бёрджер выпустил 48 книг, снял множество фильмов, получил массу премий. Заслуги Бёрджера бесспорны. Он такой Познер от искусства — его знает вся Англия. Жаль, что у нас весь век не было и нет такого человека — публичного популяризатора искусства с соответствующими своему веку, современными взглядами, который был бы еще при этом всем симпатичен.
Но, если нам позволительно, сосредоточимся на «Блокноте Бенто». Эта книга написана Бёрджером в 2011 году и тут же переведена на русский.
Она говорит с читателем на такие темы, которые с ним больше никто не обсуждает. А именно — Бёрджера интересуют процессы, происходящие внутри человека, когда он рисует. Это что-то вроде психоанализа — но, конечно, не в смысле вульгарных проективных тестов. Скорее самоотчет, даваемый автором в процессе рисования. Книга состоит из многочисленных попыток объяснить самому себе, почему он что-то или кого-то нарисовал.
К сожалению, эти объяснения не всегда передают сложность процесса — порой они, скажем так, кажутся упрощенными.
В книге, безусловно, достигается интимность, потому что рисование действительно очень личный, интуитивный, скрытый процесс. Но иногда начинает казаться, что художник, как и поэт, просто обязан быть немного дурачком — как в истории про внезапную улыбку беременной в оптовом супермаркете, где всюду видеокамеры и все под подозрением. В такие моменты за Бёрджера становится неловко.
Заслуги Бёрджера бесспорны. Он такой Познер от искусства — его знает вся Англия.
Бёрджер бестрепетно проводит параллель между танцем — интровертным или экстравертным — и соответствующими видами создания текстов. Или вдруг уподобляет рисование вождению мотоцикла. А выяснив в своей районной библиотеке, что оба экземпляра «Братьев Карамазовых» сейчас на руках, он воображает читающих их людей своими дальними родственниками. Он также пририсовывает железнодорожный билет к выполненному им портрету Платонова и утверждает, что вот теперь портрет действительно стал портретом человека, для которого важна была Даль. Кроме того, ему кажется, что это не портрет Платонова, а автопортрет Платонова.
Словом, он уже в нирване, где все связано со всем.
Вот живет он в своей деревне по соседству с Тильдой Суинтон. Конечно, волнуют его муки мира, который всегда одновременно «прекрасен и чудовищен». И глубоко волнует Бёрджера, как убежденного левака, история вышедшего на пенсию авиационного техника, который не успел насладиться радостями заслуженного отдыха в связи с быстро прогрессирующим Альцгеймером любимой жены. Бёрджер дарит ему свой рисунок.
Не хочется быть тем человеком, который кинет камень в великого старика, но иногда — оговоримся, именно в «Блокноте Бенто», — кажется, что это такое жирненькое, сочувственное рисование, не нужное никому, кроме самого Бёрджера. Понятно, почему рисовал в тюрьме Параджанов — в отчаянии и ужасе, чтобы выжить, но у Бёрджера это какой-то совершенно другой процесс: Бёрджер рисует, чтобы не скучно было жить.
По-настоящему его волнует пригоршня слив — с этого, лучшего, эссе начинается книга. Точнее, почему они растут пригоршнями. Ему 86 лет, он думает о вечном. Но пытается сделать вид, что его все еще волнуют чудовищность мира и социальные проблемы.
Интересно еще, почему все-таки Спиноза: отрывки из «Этики» в «Блокноте Бенто» идут вперебивку с эссе самого Бёрджера. И, честно говоря, одно к другому имеет мало отношения, если вообще имеет. Единственная причина, почему Спиноза оказался в бёрджеровском блокноте, — это вдохновение, которое тексты Спинозы вызывают у Бёрджера. Но и у вдохновения должна быть какая-то причина. С бёрджеровской легкостью можно предположить, что Спиноза близок Бёрджеру потому, что и тот, и другой вынуждены обращаться к шатким, несуществующим категориям, выдумывать философию «с колес», в процессе собственной жизни. Для философов Спиноза важен и неотменим, но читателю, далекому от философии, каковым является и Бёрджер, тексты Спинозы напоминают борхесовскую классификацию животных: вся эта система понятий — Субстанция, Атрибут, Протяжение, Мышление, Причинность — кажется рационализацией как таковой, рационализацией «вокруг ничего». Ровно тот же метод Бёрджер применяет и к анализированию процесса рисования: видно, как он мучается в попытках вербализовать невербализуемое, придумывает образы, сравнения и надеется, что мы поймем его. Но, как уже было сказано выше, это не всегда удается.
Есть еще один неприятный эффект у этой книги, поначалу казавшейся такой важной, такой замечательной, такой нужной в каждом доме. Кстати, она прекрасно издана — Центр современной культуры «Гараж» и Ad Marginem, бунтарское интеллектуальное издательство, объединили усилия, чтобы не по-здешнему красиво выпустить книгу этого очень комфортного всем человека: с одной стороны, революционера, заставившего нас иначе думать обо всем мировом искусстве, а с другой — такого простого парня, который как бы говорит нам, что между нами и шедевром будто бы нет пропасти. Будто бы, вглядевшись и взяв в руки карандаш, мы сможем ее преодолеть, найти новые смыслы в сопоставлении искусства с нашей жизнью — анонимной, никчемной, но, конечно, полной мелких радостей, красоты созревающих слив и подарков из Marks & Spencer. Самое, пожалуй, мощное разочарование от книги появляется, когда ее закрываешь: а все обман. Пропасть по-прежнему есть, и через нее не перепрыгнуть — по крайней мере, методами Джона Бёрджера.
Джон Бёрджер. Блокнот Бенто. Как зарождается импульс что-нибудь нарисовать. — М.: Ad Marginem, 2012. 168 c.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials