Скинулись
РАДИФ КАШАПОВ разбирает 7 самых успешных случаев музыкального краудфандинга в России и за рубежом — от Аманды Палмер до «Би-2»
Когда в 1997 году английская прог-рок-группа Marillion через сеть собрала 60 000 долларов на запись новой пластинки, интернет-кампании по поиску средств казались диковинкой. Теперь, когда значительное количество музыкантов общается со слушателем без посредников, краудфандинг — обычное дело. Правила просты: музыканты, чье творчество ты любишь, собираются осуществить какой-нибудь проект и предлагают тебе заранее купить его результаты с бонусами, от цифровой версии пластинки до персональной вечеринки (варианты зависят от смелости фантазии артиста).
Краудфандинг — дело рискованное, даже для звезд. Культовая рэп-команда Public Enemy не смогла собрать 250 000 долларов на запись альбома (только 59 100, правда, лидер группы Чак Ди о том, похоже, не особо горевал. В феврале этого года Бьорк отказалась от разработки приложения-энциклопедии для мобильных устройств; ей требовалось 375 000 фунтов стерлингов, но за 10 дней на Kickstarter.com появилось лишь 15 000.
Конечно, можно сначала записать альбом, а потом продавать его по схеме, популяризированной Radiohead при распространении «In Rainbows», когда покупатель мог заплатить, сколько посчитает нужным, и получить ссылку на архив. По слухам, Том Йорк и компания заработали на этом диске в сумме больше, чем на всех предыдущих альбомах вместе взятых. Правда, с коллективами, у которых нет в портфолио «OK Computer» и многолетнего опыта в шоу-бизнесе, такой трюк срабатывает редко.
За 10 000 долларов два человека ужинали с Палмер, причем она собиралась их рисовать (одетыми или голыми).
В России через сеть деньги охотнее всего дают в помощь больным детям и неимущим — и фандрейзинг осуществляется чаще через специально созданные сайты вроде «Помоги.Орг», а не аналоги Kickstarter. Помогают политикам: в интернете организовывали софинансирование издания доклада Бориса Немцова «Путин. Коррупция 2» и печать наклеек «За Навального!» — правда, здесь инициативная группа также действовала по старинке, просто опубликовала реквизиты счетов. А музыкальный краудфандинг только набирает обороты. Сайт Kroogi.com провел несколько акций с популярными исполнителями под названием «Кредит порога доверия», когда группа предлагает поклонникам собрать деньги на конкретное дело. «Мегаполис» издал таким образом на виниле альбом «Супертанго», Zorge скопил больше 300 000 рублей на запись дебютной пластинки, а теперь продолжил эксперимент в более интересном варианте: Евгений Федоров постепенно выкладывает серии цикла «Монголоид», каждый эпизод — аудиовизуальный проект. Для того чтобы работа продолжалась, слушателю надо делиться своими сбережениями. Достаточно хорошо известен и сайт Thankyou.ru, работающий по принципу добровольных взносов. Здесь выходили альбомы Noize MC и «Ляписа Трубецкого».
При этом, по словам продюсера Яны Чудит, специальные сайты для сбора денег оказались бесполезны для ее группы Non Cadenza при подготовке дебютника: собрали меньше 5000 рублей. Обращение к слушателям распространяли через официальные аккаунты группы в социальных сетях. «Наши поклонники больше доверяют нам самим, — говорит Чудит, — они с радостью отправляли деньги на указанный в социальных ресурсах группы счет. С их помощью удалось дособрать необходимую сумму. Если же у артиста не слишком активная фан-база, думаю, не стоит ждать “выхлопа”». Сейчас, очевидно, ситуация исправляется — Non Cadenza взялась за сайт boomstarter.ru: из 150 тысяч уже собрано больше половины.
Дальше — 7 самых успешных примеров музыкального краудфандинга за рубежом и в России. Конечно, суммы, полученные музыкантами, не сравнятся с 10 миллионами долларов, оставленных на «умные часы» Pebble, но доказательств эффективности метода хватает.
В прошлом году фанат Kickstarter.com Аманда Палмер собрала на альбом «Theatre Is Evil», первый крупный релиз после того, как панк-кабаре-певица и жена писателя Нейла Геймана ушла с мейджор-лейбла, 1 192 793 доллара. 24 883 человека помогли ей в этом. Средняя сумма вклада — 47,94.
За доллар можно было скачать альбом, записанный в Австралии с помощью продюсера Джона Конглтона (St. Vincent, Modest Mouse, Xiu Xiu). За 50 — получить винил. За 100 — еще и арт-альбом по мотивам песен с автографом: Палмер сотрудничала с тремя десятками художников (в их числе оказались Конрад Кили из ...And You Will Know Us by the Trail of Dead и DJ Spooky). За 300 — посетить акустический концерт в Бостоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне или Берлине: выставка, винил, подписанный альбом и еще рок-концерт позже. За 500 — виниловый проигрыватель, сам винил, CD и арт-бук. И так далее...
Наконец, за 10 000 долларов два человека ужинали с Палмер, причем она собиралась их рисовать (одетыми или голыми). Никто, правда, не осмелился «купить» за ту же цену вариант, когда вся группа приходила к фанату домой с косметикой, блестками, военной одеждой, париками и устраивала фотосъемку.
Палмер уже несколько раз успешно достигала своих целей на Kickstarter.com. В 2010-м она набрала 8581 доллар от 437 человек на EP. В 2011-м — 133 341 доллар от 3873 человек на мини-тур для себя и друзей.
Ей есть к кому обращаться за помощью. У страницы Палмер в Фейсбуке больше 170 000 лайков. И почти 822 000 подписчиков в Твиттере, который она ведет с 2007 года.
Аманда Палмер читает лекцию о том, как правильно просить деньги:
FIF — группа, играющая христианский ска-панк с элементами хеви-метал. Появившись в 1995-м, они разошлись в 2003-м и возродились в 2011-м. Их второй альбом «All the Hype That Money Can Buy» (2000) добрался до 146-го места в чарте Billboard.
На запись нового альбома им требовалось 30 000 долларов, и они у них появились через 54 минуты после запуска проекта. Правда, этому предшествовало нагнетание обстановки в интернете с обратным отчетом на сайте и туманными намеками о невероятном событии, которым и стал реюнион. Твиттер группе, кстати, завел фэн в июне 2009 года.
В итоге 3755 человек дали Five Iron Frenzy 207 980 долларов. В среднем — по 55,39. Самый популярный товар, за 15 долларов (715 человек), — это ссылка на альбом за две недели до релиза. За 1500 долларов фанат получал встречу и партию в мини-гольф c Five Iron Frenzy (примечание — «только доступные участники, у нас тоже есть работа»).
Трейлеры, которые снимает Five Iron Frenzy, не уступают голливудским фильмам:
Нью-йоркская индастриал-группа получила 225 045 долларов от 6927 человек, желающих услышать их новый альбом «How I Learned to Stop Giving a Shit and Love Mindless Self Indulgence». Кампанию они запустили 25 октября прошлого года и завершили через два месяца. MSI продавали помимо дисков и футболок (включая те, что носили участники) фотоголовы котов, которые они используют на концертах, микрофоны, синтезатор, гитары и задники. За пять штук долларов имя благодетеля включалось в одну из песен.
Под свою новую песню MSI рассказывают, как настроить Фейсбук так, чтобы получать от них все обновления:
Канадский метал-кор-квинтет с помощью сайта Indiegogo.com собрал на запись четвертого альбома 341 121 доллар. Решение взяться за краудфандинг пришло к ним через 13 лет после основания. Вообще-то изначально они ставили задачу собрать 125 000, из которых 93 000 должны были пойти на запись, а остальное — процент Indiegogo.com, налоги и себестоимость сувенирной продукции. Из оригинальных лотов, придуманных группой: трем людям гитарист Тим Миллар обещал за 300 долларов написать песню на пианино, еще трое выбрали вечеринку с пиццей в доме Тима за 1250 долларов — пицца собственного приготовления, Тим еще и кулинар. Четверо заплатили 5000 долларов — они запишутся для альбома на студийной сессии вместе с группой в Торонто (проживание оплачено, перелеты — за счет поклонника).
Protest the Hero сняли веселый и обстоятельный ролик о том, почему они собирают деньги:
Пианистка и композитор, сочиняющая музыку на стыка джаза и современной классики, — звезда краудфандингового сайта Artistshare.com. Ее первая запись вышла в 1994-м. Она получила «Грэмми» в 2005 году за диск «Concert in the Garden» и в 2008-м — за композицию «Cerulean Skies». Причем «Concert in the Garden» стал первым полноформатником — победителем премии, который продавался только через интернет. На Artistshare.com не указывается, сколько артист уже получил. Однако известно, что на запись альбома Шнайдер собрала тогда больше 100 000 долларов. Каждый проект подробно документирован: Шнайдер акцентирует внимание на том, что каждый поклонник — это соучастник ее творческого процесса, она регулярно снимает видео и рассказывает, как продвигается дело. В прошлом году она запустила сбор средств на запись нового альбома «Chamber Works», вокального цикла, сочиненного на стихи двух поэтов — призеров Пулитцеровской премии — бразильца Карлоса Драммонда и американца Теда Кузера, исполненного сопрано Дон Апшоу (Dawn Upshaw) и двумя оркестрами с разных континентов. Самые дорогостоящие варианты участия — за 10 000 долларов — раскупили почти мгновенно: за это поклонника указывают в кредитах альбома как исполнительного продюсера, он присутствует с другом на концерте Шнайдер в Карнеги-холле, получает подписанные ноты, ужинает с ней, получает возможность созваниваться с музыкантом и наблюдать за птицами во время совместной утренней прогулки по Центральному парку. Масштабный проект, который успешно реализован: в феврале этого года «Chamber Works» поступил в продажу.
Видеообращение Марии Шнайдер:
6. «Би-2»
В 2011 году «Би-2» запустили собственную краудфандинговую сеть «Планета». Первым ее проектом стало софинансирование нового альбома группы «Spirit». Группа продавала специальные билеты-лоты: «серебряный» давал возможность получить альбом в цифре, за «золотой» — дополнительный CD и приглашение на концерт-презентацию. Собрали 1 262 250 рублей, то есть около 40 000 долларов, у 1271 человека.
Сейчас «Би-2» собирают 950 000 рублей для проекта «Нечетный воин 3» — сайд-проекта, к которому Шура и Лева Би-2 привлекают других известных артистов. Для очередной серии этого проекта дуэт записали Найк Борзов и Линда. На момент написания статьи собрано 509 800 рублей. Самый крупный взнос — 5000 рублей — дает полный набор: подарочное издание, сувенирная футболка и приглашение на закрытую презентацию диска.
Видеообращение «Би-2»:
Еще одни рекордсмены русского музыкального краудфандинга и «Планеты» — «Animal ДжаZ», всегда отличавшиеся открытыми отношениями с поклонниками и вниманием к интернету: первые новости на их сайте датируются 2002 годом. Сообществ «ВКонтакте» у группы несколько, в самом крупном состоят 45 000 человек.
На седьмой альбом «Фаза быстрого сна», который выходит в апреле 2013 года, вместо планируемых 300 000 группа собрала 569 055 рублей. Нужная сумма была получена уже через полтора месяца, но петербуржцы продлили акцию еще на два.
Самый крупный лот — 10 000 рублей: альбом на виниле с индивидуальным номером, подарочный CD в формате digibook, цифровая версия альбома, постер, автографы артистов, футболка, браслет, медиатор и именной бейдж, дающий право на бесплатное посещение любых сольных концертов группы с апреля по декабрь 2013-го. Самый популярный выбор (144 покупателя) стоил 1400 рублей: CD в специальной подарочной упаковке с вкладышем и персональной благодарностью от музыкантов, футболка, браслет, постер с автографами, цифровая версия альбома с бонус-треками.
Тизер клипа «Паук» с нового альбома:
-
16 сентябряДума пересмотрит законопроект о реформе РАН Идею Национального центра искусств оценит Минкульт Премия Пластова отложена Выходит новый роман Сорокина Капков не уходит
-
15 сентябряГребенщиков вступился за узников Болотной
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials