Дайджест новой русской музыки: февраль
20 записей месяца: Cheese People, «Винтаж», T.Bird, «Посвящение Михею», Ты23, «Творожное озеро», «Бизнесмен» и другие
1.
Cheese People
«Mediocre Ape»
Из рожденного нулевыми «русского инди» самарцы Cheese People — едва ли не единственные, кто «все правильно сделал»: бронебойная первая пластинка, акустически-нежная вторая, большие гастроли, успех в Японии. «Mediocre Ape» продолжает ряд — это очень нужный группе прорыв на новую территорию. Тут и правда много звериного: синтезаторы с когтями навыпуск, оскалившиеся гитары, разозленные барабаны, даже голос Оли Чубаровой, мутирующий от мяуканья Ройшн Мерфи до демонической рагги Ники Минаж. И много прежнего лихого веселья — как будто The Go! Team саботировали концерт Guano Apes.
Зачем слушать. Попробовать разгадать формулу успеха умной и зрелой отечественной музыки, а потом скопировать ее своей собственной группой.
2.
«Комба БАКХ»
«53 выпуск»
Kroogi.com
За четыре года с момента, когда костромской православный гэнг был обнаружен журналом «Афиша», его участники затормозили темпы творчества (в 2012-м, к примеру, их копилка пополнилась лишь двумя «выпусками») и как будто попытались расширить его горизонты. Аполлон, Бинпол, Квадрафилий со товарищи до сих пор исполняют ироничный почвенный хип-хоп про пользу физкультуры, молитвы и овощей, но биты слагают хитрее, чем прежде: скоморошьих дудок, полифонии и джазовых сбивок здесь столько, что невольно по углам мерещатся Римский-Корсаков и Шон Ли.
Зачем слушать. Потому что «Комба БАКХ» стали интереснее ровно в тот момент, когда все перестали за ними следить.
3.
T.Bird
«tbirdintheelectronicmist»
Nostress Netlabel
Корни проекта T.Bird растут из московского психоделического андеграунда начала 1990-х: его идейный вдохновитель Виктор Шевцов ставил звук раннему Дельфину, а басист Иван Лебедев играл в замечательной альт-роковой группе Alien Pat. Holman. Музыканты как будто наконец отпустили тормоза: на «Птице-говоруне в электронном тумане» (записанном три года назад, но до лейбла добравшемся только сейчас) они перемалывают через одни жернова краут, спейс-рок, нойз и IDM — и заходятся в таком ожесточенном джеме, что странно, как это все выходят из него живыми.
Зачем слушать. Для расширения сознания.
4.
«Девушкин сон»
«Немо»
«Девушкин сон» — группа Аллы Югановой, театральной и телевизионной актрисы, последняя большая роль которой пришлась на легкомысленный сериал «Карамель». На макси-сингле «Немо» ветра в голове тоже хватает: группа, которая когда-то играла симпатичный готический поп, нашла общий знаменатель между Fleur и Юлей Чичериной и зачем-то облачила его в пристойные электронные одежды.
Зачем слушать. Только из уважения к аранжировкам — драм-машина и простодушные синтезаторы роднят эти песни со шлягерами из фильма «Шапито-шоу».
5.
«Винтаж»
«Very Dance»
Velvet Music
Представители российской попсы, за которую не было стыдно, отставили умные лица и принялись убеждать публику телом. Альбом двухлетней давности «Анечка» демонстрировал песни про тлен бытия и клипы, в комментариях к которым поминали иллюминатов. Сейчас все в точности наоборот: в ритмах — пластмассовая безыскусность, в текстах — «возьми меня нежно», в пособниках — DJ Smash, половина «Гостей из будущего» Юрий Усачев и DJ Грув. Вокалистка Анна Плетнева в самом начале честно озвучивает ориентиры альбома — музыка московских клубов середины 90-х — и дальше твердо следует слову. «Very Dance» и вправду звучит так, словно свет на танцполах не гас, дабстеп никогда не изобретали, а главным оплотом хипстерства остается «Европа Плюс».
Зачем слушать. В общем, незачем — если только втайне не мечтаете о камбэке Кати Чеховой.
6.
Ты23
«Без происшествий»
К музыке екатеринбургского трио «4 позиции Бруно» чаще всего применяют эпитет «гипнотическая» — она и вправду вгоняет слушателя в состояние кролика, застывшего перед удавом. Судя по всему, отвечает за это марево звука самый скромный участник группы Антон Клевцов. В координаты «новой гипнагогии» его дебют вписывается просто и легко: тут есть густой поток звуков, как у Hype Williams, шумовой мусор LA Vampires, опиумный эмбиент The Orb — и вдоволь того самого галлюциногенного эффекта, от которого мир начинает видеться под другим углом.
Зачем слушать. Чтобы не делать большие глаза, когда о русской гипнагогии напишут на Pitchfork.
7.
Псой Короленко и Алена Аленкова
«Русское богатство. Том 2»
То ли еврейский плут, то ли шут гороховый, то ли педантичный этнограф, то ли городской юродивый — в случае Псоя Короленко утверждать что-либо наверняка невозможно. На второй части многотомника «Русское богатство», начатого пять лет назад, он еще и эмигрант, мещанин, поэт, эстет — в общем, тот, кто смог внести здравую долю иронии в проект, обреченный быть тусклым сборником романсов на стихи русских поэтов. В том, насколько смело Короленко под трогательный аккомпанемент фортепиано Аленковой трактует первоисточники, он близок к экспериментам Леонида Федорова — разве что без звукового радикализма последнего; наверное, поэтому и получается душевнее.
Зачем слушать. Сравнить хлебниковское «Слово об Эль» с колыбельной про Мурку — и удивиться тому, насколько они близки друг другу.
8.
Various Artists
«Посвящение Михею»
Первое музыкальное издательство
Десятилетие памяти Михея, главного популяризатора регги на славянской земле, прошло шумно. Фирма грамзаписи «Никитин» переиздала его единственный альбом «Сука любовь», деятели эстрады, хотя бы боком причисляющие себя к соул-музыке, сделали трибьют-концерт — и, наконец, выпустили вдогонку пластинку получившихся кавер-версий. Вышло уютно и не скучно, за что надо благодарить человека, проводившего кастинг. Всех артистов расставили на свои места. Иван Дорн, Елка, «Бумбокс» и «Пицца» — прямое следствие михеевских идей и мелодий; Ева Польна лучше прочих чувствует дух времени; Баста — первостатейный хамелеон, способный имперсонировать кого угодно (здесь он совершенно гениально перепевает «Маму»). Публика тоже оценила: «Посвящение Михею» неделю висело на втором месте русского iTunes.
Зачем слушать. Трибьют, конечно, вещь не обязательная, но в данном случае — очень грамотно сработанная.
Бесплатно скачать и слушать онлайн альбом «Посвящение Михею» Михея на ThankYou.ru
9.
Виталий Бескровный
«Life on Paper»
Preserved Sound
Украинский композитор-самоучка сочиняет музыку под стать своей фамилии: стылые минималистичные пьесы с робкими клавишами, стыдливой скрипкой и полевыми записями всего, что происходит за окном, от стрекота цикад до перестука дождя. Этот океан, кажется, вдоль и поперек избороздили молодые японцы вроде Такахиро Кидо или Акиро Косемуры, но Бескровному пока удается избегать штампов и мелодических пошлостей. Он, как Томас Ньюман или Уильям Басински, сосредотачивается не на красоте мелодий, а на красоте отдельных звуков — наверное, поэтому на его тающей музыке сложнее фокусироваться.
Зачем слушать. В поисках звуковой дорожки к безнадежно артхаусному фильму.
10.
Senmuth
«Inside the Bent»
Одержимый древними цивилизациями москвич Валерий Сенмут (псевдоним он взял в честь древнеегипетского архитектора, фаворита царицы Хатшепсут), похоже, задался целью выпустить столько альбомов, сколько песка в Аравийской пустыне: «Inside the Bent» — его 138-е, а считая сборники лучших работ и ремиксов, 179-е творение. Могло быть и больше: это тот медитативный, бессознательный дарк-эмбиент, который при желании можно играть часы напролет — все равно никто его толком не замечает. Разбудить слушателя помогают разве что индустриальные лязги, грохоты кирок и прочие спутники будней археолога: Валерий записал альбом по следам своей экспедиции к Ломаной пирамиде в Дахшуре.
Зачем слушать. В исследовательских целях.
Скачать альбом по официальным ссылкам
disk.yandex.ru
senmuth.rusfolder.net
11.
Nienvox
«Space Castles, Love Songs»
Fuselab
Екатеринбуржец Александр Ефимов в равной степени симпатизирует ВИА «Самоцветы», лейблу Ninja Tune, Дэнжеру Маусу и мороженому по 20 копеек — в общем, осознанно теряется во времени и пространстве. Альбом «Space Castles, Love Songs» как будто записан через фильтры Instagram: это мягкая, скрупулезно сыгранная ретроэлектроника с обилием солнца, фанка и гитар, к которой непременно хочется приставить красивую черную певицу вроде Джорджии Энн Мулдроу.
Зачем слушать. Чтобы в очередной раз понадеяться на рождение «русского Джея Диллы».
12.
Scaly Whale
«Квазиовчарка»
ThankYou.ru
Записав ретроградский альбом дурашливой восьмибитной музыки и погрязнув в экспериментах с саунд-контроллерами, питерский электронщик Павел Доронин как будто не подавал больших надежд — едва ли не главным его достижением стал разогрев концерта фаворитов Тома Йорка Modeselektor. Сингл «Квазиовчарка» внезапно поменял все: это две удивительной глубины песни, где слышны хрустальная индитроника берлинского лейбла Morr Music, гудение космолета Алисы Селезневой, синтетическая рябь фьючер-попа — и хитовый потенциал, которому позавидовали бы и Mujuice, и группа The Knife.
Зачем слушать. Узнать, что отечественная электроника бывает не только изобретательной, но еще и душевной.
Бесплатно скачать и слушать онлайн альбом «Квазиовчарка» Scaly Whale на ThankYou.ru
13.
Вадяра Блюз & Dendy
«Из самых негр»
Столичный рэпер Вадяра из тех самых новичков, которые вряд ли могут подсказать отечественному хип-хопу новый вектор развития (да они и не стремятся), но в своих дворах обосновываются плотно. Вадяра делает ставку на «блюз»: в его хрипатой читке много рефлексии на все происходящее, а в ленивых битах хватает флейты, гитары и «шпионского» психодела. Не превращаться во второго Ассаи помогает разве что какой-то сермяжный прагматизм, с которым герой Вадяры справляется с житейскими ситуациями.
Зачем слушать. Полюбопытствовать, как звучит Billy's Band со скидкой на «дудки», широкие штаны и «четкую» публику.
Скачать альбом по официальным ссылкам
rightcoast.ru
yadi.sk
14.
«Сальто назад»
«Дерево»
Шапки в цветах ямайского флага, скорострельные раггамаффин-куплеты про внутреннюю свободу, прилипчивые припевы, драм-н-бейс вместо риддимов — киевские рэперы «Сальто назад» вовсю практикуют эстетику «на позитиве». И потому выигрышно смотрятся на фоне рэперов, идущих к слушателю как на прием к психотерапевту. К этому экстравертному хип-хопу с улыбчивым лицом стоит приглядеться организаторам летних фестивалей.
Зачем слушать. «Сальто назад» имеют все шансы стать украинским Major Lazer — осталось найти своего продюсера Diplo.
15.
«Творожное озеро»
«Все люди — братья» (OST)
«Мир»
«Творожное озеро» — прячущийся в тени красноярский музыкант Саша Уколов: он не показывает лица, не дает интервью и обещает никогда больше не записывать новых альбомов. В его архиве полтора десятка недлинных звуковых отрывков, от поплывшего чиллвейва до шумового дарк-эмбиента, — а теперь еще и кассетный саундтрек к собственноручно снятому фильму, сам факт существования которого вызывает вопросы. Зато по поводу таланта Уколова вопросов как раз нет: за восемь минут хронометража тут разворачивается редкая драматургия с пелевинским монологом об устранении чувства собственной важности, пронзительным соло саксофона и удивительной силы песней «Секрет» на титрах, как будто спетой молодым Гребенщиковым.
Зачем слушать. Потому что это идеальный русский лоу-фай, перекидывающий мостик от Грушинского фестиваля к Ариэлю Пинку.
16.
Melan!
«Panorama I»
Oddot
23-летний поэт-песенник из Стерлитамака Ренат Туктаров выбрал самый простой формат «гитара и голос», который почему-то трудно дается новой русской музыке — заметных успехов в нем добились разве что петербуржцы Ifwe. Туктаров вполне может стать вторым: в его записанных на веб-камеру трогательных песнях по мотивам сэдкора и его предшественников, от Боба Дилана до Ника Дрейка, — не столько тюфячная робость, сколько тихая радость жизни; и даже петь по-английски у него получается довольно сносно. До конца года, кстати, должно выйти продолжение «Панорамы».
Зачем слушать. Под эту музыку очень здорово прощаться с зимой.
17.
«Уплотнение»
«Зима»
Плодовитый дуэт из Омска насочинял уже пятый альбом сумасбродного глитч-хопа; такой обычно играют на вечеринках, где публика в темной одежде никогда не танцует. Это музыка от больной головы — ломаные ритмы, отравленные сэмплы, небрежная запись, — с которой не слишком понятно, что делать: удивлять она, как правило, умеет, а эволюционировать — нет.
Зачем слушать. Если вечеринки, где никто не танцует, — ваши любимые.
18.
«ЮЮЮ»
«ЮЮЮ»
В меру симпатичный диско-поп с девичьим вокалом, неглупыми аранжировками и хорошими ориентирами — правда, как бы дуэт экс-петербуржцев Артема и Джеммы ни любил группу On-The-Go, получается все равно «Ундервуд». Ругать их за это язык не повернется: судя по профилям участников группы «ВКонтакте», они связаны романтическими отношениями — не упрекать же влюбленную парочку в легкости мыслей.
Зачем слушать. Даже «Нашему радио» бывают нужны добротные филлеры.
19.
Hospital
«When the Trees Were Higher»
Перекочевавший из Комсомольска-на-Амуре в Москву музыкант Егор Бердников действует методами безличного поп-рока нулевых: дает весело журчать синтезаторам и гитарам, включает пляшущий ритм, прихлопывает ладонями и злоупотребляет тонкоголосым бэк-вокалом. Hospital ничем не выделяется из обоймы музыкантов формата «Вечернего Урганта», но и антипатии не вызывает; если это и больница, то лечат в ней исключительно плацебо.
Зачем слушать. Если ждать новый альбом группы Pompeya больше нет сил.
20.
«Бизнесмен»
«Businessman»
Dopefish Family
Вапорвейв как он есть: основатель трэш-лейбла Dopefish Family (курирующего, среди прочих, певицу Галю Чикис, омский порнограйнд Grotesque Deformities и сборник восьмибитных каверов на группу «СБПЧ») Андрей Митрошин с коллегой по имени Модуль записали мини-альбом «мелодий для озвучивания презентаций PowerPoint». Что вообще-то полностью соответствует правде — это аутентичная попкорн-романтика ранних девяностых, лаковых челок, «Тетриса» и процессоров AM-386.
Зачем слушать. Чтобы беззастенчиво предаться ностальгии по кибернетическому детству.
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials