Гомер и «Грэмми»
ДЕНИС БОЯРИНОВ о самом хулиганском эпизоде 55-й церемонии вручения позолоченных граммофонов и о том, в чем вообще ее смысл
Самым запоминающимся моментом 55-й церемонии вручения «Грэмми», прошедшей вчера в Лос-Анджелесе, для меня стал эпизод, который не показали по телевизору. Потому что он случился до гала-концерта, на обочине ковровой дорожки, и увидеть его можно было только во время прямой онлайн-трансляции. Корреспондент в щегольской шляпе пытал вопросами Брайана Уилсона — «Моцарта из Beach Boys», только что получившего «Грэмми» за восстановленный шедевр «Smile» в странной номинации «Лучшая историческая запись». 70-летний Уилсон, недавно перенесший операцию на спине, отвечал отрывисто, с заметными паузами, глядел, улыбаясь, куда-то мимо камеры и корреспондента, куда-то в небеса. Он выглядел как человек из другого мира и другого времени. Мне почему-то подумалось, что таким же величавым посторонним в этих декорациях выглядел бы Гомер. «А вспомните какой-нибудь случай с записи “Smile” в 1967-м», — попросила Уилсона щегольская шляпа. «Я ничего не помню, — после паузы проронил великий старик. — Знаете, мы тогда увлекались наркотиками».
Брайан Уилсон произнес эту фразу очень просто, констатировал факт — без оттенка эмоции, без сожаления или бравады. Но она прозвучала истинно по-рок-н-ролльному. Его короткий ответ на банальный вопрос стал самым хулиганским моментом довольно скучной церемонии, затмив всю ее постановочную телевизионную часть — и образцово-показательную вампуку рок-триумфаторов этого года Black Keys, и еще более театральный сет Джека Уайта, во время которого он — о ужас — произнес слово fuck.
Кто бы сомневался, что в великих стариках, заставших рождение рока, больше музыки и истины, чем в нынешних героях «Грэмми». Несмотря на то что нынешние молодые, даже из номинации Best New Artists, старательно копируют прошлое — играют ретро-риффы на точных репликах исторических гитар и наряжаются в винтажные одежды, все на них как с чужого плеча (The Lumineers, Alabama Shakes, Mumford & Sons и другие). Поэтому самых умных из них — вроде Джека Уайта и Дэна Ауэрбаха из Black Keys — так и тянет к Гомерам. Они им нужны, как церквям нужны святыни, для легитимизации их существования и умножения паствы. Кстати, это работает: новоорлеанский вуду-блюзмен Доктор Джон, который загадочным линчевским индейцем просидел на сцене во время выступления Black Keys, добавил этому перформансу необъяснимой магии.
Ирония судьбы тут в том, что Дэн Ауэрбах, одетый в косуху с плейбоевским зайчиком на лацкане, получил четыре премии «Грэмми» за один присест (к трем уже имеющимся), его подопечный Доктор Джон за спродюсированный Ауэрбахом альбом «Locked Down» — шестую статуэтку за всю пятидесятилетнюю карьеру, а у Брайана Уилсона, автора одного из лучших рок-альбомов всех времен («Pet Sounds»), это всего лишь вторая «Грэмми» в жизни. Первая была получена в 2005-м в еще более странной номинации «Лучший рок-инструментал». Впрочем, надо понимать, что респектабельнейшая премия «Грэмми» — не про музыку и историческую справедливость. У Бейонсе позолоченных граммофонов больше, чем у Эллы Фицджеральд, а Led Zeppelin дали всего один — за вклад. Она про ежегодную тусовку профессионалов американской музыкальной индустрии и декольте Кэти Перри, которое та покажет всему миру с ковровой дорожки.
Брайан Уилсон, глядя в небеса и улыбаясь, это понимает.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials