Галина Тимченко: «Нас ждут веселые времена»
Главный редактор Lenta.ru — о миссии журналиста, конкуренции с медиагигантами и самоиронии
— Вы стали главным редактором Lenta.ru в 2004-м, тогда же был проведен редизайн сайта. Это уже при вас происходило?
— Да, при мне — я работаю в «Ленте» с 1999-го, — но ТЗ студии Лебедева давал еще Антон Носик. Потом он ушел, я стала главредом, а принимал работу и по-настоящему адаптировал новый дизайн Слава Варванин, тогдашний директор по развитию Lenta.ru.
— Почему вы с тех пор целых 9 лет не меняли оформление? Это была принципиальная позиция?
— Никакой особой позиции не было. Просто раньше у нас на это не было ни редакционных сил, ни денег, а главное — не было идеи, как должен выглядеть новый сайт. Хотя нам давно было очевидно, что надо перезапускаться, мы ощущали, что в старом сайте тесно, неудобно, мы, наконец, отстаем по многим параметрам — и чисто технически, и по функционалу. Это, помимо всего прочего, был совершенно практический вопрос: сколько еще можно тащиться в гору с постоянно закипающим двигателем? Останемся ли мы конкурентоспособными? Но не могу сказать, что мы проснулись однажды утром и решили: «А ну-ка давай-ка все сломаем, что-то надоело...» Решили в тот момент, когда появилась идея, в которую все поверили.
— Как часто, по-вашему, интернет-изданию стоит «переодеваться»?
— Идеально, конечно, резких движений вообще не делать, а меняться постепенно, но постоянно и почти незаметно для читателей. Но у нас мало кто может себе это позволить — дорого держать в штате разработчиков. Кроме того, над таким перманентным обновлением нужно работать стратегически, нужен арт-директор, и редакция должна участвовать в процессе в полной мере, а это отнимает время. Хотя какие-то поправки на нашем сайте так или иначе делаются всегда.
— Какие редизайны за последнее время вам нравились? Что вы думаете, например, о смене оформления Gazeta.ru?
— «Газета» — наши исторические конкуренты, с одной стороны, с другой — очень уважаемое мной издание, не хочется говорить что-то неприятное. Я, конечно, вижу ошибки, но куда без них? Они наверняка тоже что-то неочевидное для нас увидели в перезапуске «Ленты». Одно могу сказать — это я уже говорила коллегам в глаза: логотип мне не нравится вовсе. А про то, что в принципе нравится — не нравится, скажу так: все что угодно, лишь бы было удобочитаемо.
— Появление на вашем сайте видеоконтента — в некотором роде революция. Трудно ли далось превращение «Срока» в Lenta.doc? Наблюдаете ли какой-то эффект от этого приобретения?
— Мы, видимо, как-то все правильно задумали — как только мы для себя четко сформулировали, какое видео мы бы хотели делать, к нам пришли Алексей Пивоваров, Александр Расторгуев и Павел Костомаров.
Нам хотелось, чтобы единицей видеоконтента были не сюжет или программа, как на телевидении, а ролик. Законченный, драматургически выстроенный документальный видеоряд. И чтобы эти ролики не были привязаны к сетке вещания — мы же не пишем заметки к какому-то часу, а публикуем их в режиме реального времени.
Конечно, постоянное производство видеоконтента требует совершенно особых навыков и от редакции. Нам пришлось учиться по-новому работать с картой ожидаемых событий, с анонсами, взаимодействовать с операторами, в конце концов — понимать, что иногда центральное место на сайте будет отводиться не буквам. Так что пока эффект обновления на себе ощущает главным образом редакция. О мнении читателей говорить еще рано: через месяц-два будут цифры, которые сможет увидеть любой желающий — мы свою статистику никогда не скрываем, она в открытом доступе.
— В начале февраля вы запустили мобильную версию. Какие еще способы доставки контента думаете развивать?
— Это версия для простых мобильных устройств. В ближайшее время выпустим версию для смартфонов и планшетов. Думаем еще о спецпроектах, сделанных специально для планшетников, но это будущее. Мобильных приложений не будет — «Лента» традиционно дает возможность экспортировать свои новости (в виде RSS или в других форматах), эта возможность сохраняется. Основным направлением наших экспериментов с дистрибуцией остаются социальные сети.
— Весной вы без особого энтузиазма отзывались о социальных кнопках. Изменилась ли ваша позиция? На сайте «Ленты» все же появились кнопки трех соцсетей.
— Я скептически отзывалась не о соцсетях, боже упаси, а только о методах работы с соцсетями, которые используют некоторые коллеги. Что касается кнопок — нам хватает, читатели тоже не жалуются.
— Вы часто говорите о необходимости слышать и знать своего читателя. А как «Лента» изучает свою аудиторию?
— Всеми доступными способами, от известных всем «Яндекс-метрики» и Google Analytics до внутренних инструментов и данных, которые трудно получить в публичных сервисах. Наш аналитик готовит отчеты по любым срезам аудитории, мы их смотрим каждый день. В этом и прелесть работы в онлайне — ты все время на связи с читателями, ты в любую минуту можешь получить информацию о том, как они воспринимают твои материалы.
«Побеждает не большой и рогами украшенный, а маленький, злой и безбашенный».
— Почему на сайте вы не даете возможности комментировать?
— Мы стартовали с минимально необходимым функционалом, а комментарии — это все же не насущно необходимая вещь. На этой неделе вернем комментарии.
— Рекламируется ли «Лента» где-то, кроме соцсетей? Какова стратегия ее продвижения?
— Да мы и в соцсетях не рекламируемся. Мы там существуем так же, как и наши читатели, только с правами администраторов. Секретов и рецептов тут нет, это не поваренная книга. Есть сумма наблюдений — как ведут себя пользователи разных сетей, какой контент в какой сети «взлетает».
— Вы, похоже, единственное информационное издание, которое позволяет себе заметную самоиронию. Не опасаетесь, что вас из-за этого могут воспринимать не очень серьезно?
— Знаете, мне тут одна радиостанция подарила универсальный ответ, который звучит: «Не, ну а как?» Ну правда, мы же не строим специально какой-то образ, мы на самом деле довольно несерьезно относимся к самим себе, звездной болезни тут нет ни у кого, это и транслируется наружу. Проблем с этим пока никаких не было, умные собеседники или ньюсмейкеры и так все понимают, а глупые такие тонкости, как самоирония, не считывают.
— В декабре спецкор вашего издания участвовал в пресс-конференции президента Путина. Это случилось впервые в вашей истории?
— На большие собрания с участием первых лиц мы прежде не ходили, это был первый случай, в чистом виде эксперимент: если пойдем — дадут слово или нет? Дали.
— Не было потом неприятностей из-за вопроса, который задал президенту Илья Азар, когда слово ему дали?
— Да совершенно обычный был вопрос, нормальный, человек просто постарался сделать свою работу. Я не считаю этот вопрос президенту чем-то особенным, и никакого подвига наш корреспондент не совершил. Не в Мордор же он с кольцом ходил, а всего лишь в хорошо освещенное, теплое помещение, где собралось еще несколько сотен его коллег. Никаких неприятностей не последовало, если не считать потоков ругательств в адрес Ильи в соцсетях, но к этому мы привыкли.
— Ругань в соцсетях — тоже признак популярности. Вы вообще ощущаете рост влиятельности ресурса и узнаваемости ваших сотрудников?
— Ну, с аудиторными показателями влиятельность напрямую не связана. Вряд ли журнал «Форбс» может конкурировать по популярности с каким-нибудь массовым недоглянцем, но никому же не приходит в голову считать девичьи сопли сколько-нибудь влиятельными. Мы, в общем-то, уже привыкли быть в числе самых цитируемых. А рост влиятельности, который мы, конечно, замечаем, связан с целым рядом серьезных публикаций — от серии интервью того же Ильи Азара (которому, кстати, такого рода популярность совершенно ни к чему) до больших расследований других специальных корреспондентов о судебной системе в России или недавнем скандале вокруг СУНЦ МГУ и диссертационных советов.
— «Ленту» делает небольшая команда, ваши возможности по сравнению с большинством информационных изданий невелики. Как удается выдерживать конкуренцию с ними?
— Есть поговорка, проверенная временем и подтвержденная опытом: «Побеждает не большой и рогами украшенный, а маленький, злой и безбашенный».
— Когда, по-вашему, в интернет-журналистику придут настоящие деньги? И что бы вы сделали, если бы завтра такие деньги получили?
— О! Так большие деньги уже здесь, только в очень особенных местах.
Я себя приучила не мечтать о несбыточном. И что значит — получила? Бесплатный сыр бывает известно где — а мы привыкли жить на свои и целиком зависим от рекламного рынка.
— Этот рынок так узок, что нет возможности для появления новых интернет-изданий? Почему это направление развивается так вяло?
— Это длинные деньги — и очень небольшие, как уже было сказано. А риски серьезные. Вкладываться в общественно-политическое издание сейчас может себе позволить лишь инвестор, не связанный с властью никакими обязательствами. Вы таких знаете? Я — нет.
— Закрытие портала OpenSpace.ru, по-вашему, вызвано такими рисками? Сейчас все гадают, в чем тут причина — в экономике или все-таки в политике.
— Ключевое слово «гадают». Боюсь, всей правды мы не узнаем. Скорее всего тут не одна и не две причины. Лучше всего об этом сказала Вера Кричевская: «Есть ситуации, когда руководство недовольно качеством работы и ему проще сказать, что это связано с политикой. Есть ситуации, когда акционерам никто не звонит, но они считают необходимым превентивно зачистить поляну. А иногда действительно работает “телефонное право”».
Кроме того, никто не знает, по каким критериям собственник оценивал проект. Когда летом OpenSpace.ru перезапустился, было множество интервью, но, кажется, ни в одном не прозвучало, чего же, собственно, хотят от издания владельцы.
Меня, честно говоря, раздражает реакция медиасообщества. С одной стороны, все повторяют, как мантру, слова «право собственника», с другой — кричат: «Как же так можно, закрыть за один день?!» А если бы за неделю — легче было бы, что ли? Перечисляют уволенных журналистов, сваливая в один список и тех, кто ушел сам, и тех, кого уволили по понятным причинам, и тех, в отношении кого в самом деле начал действовать запрет на профессию. Спокойнее всех ведет себя как раз Максим Ковальский, поблагодаривший владельца за возможность поработать в таком проекте. Думаю, он-то точно знает причину и точно ничего не скажет.
— Изменилось ли ваше мнение об использовании сетевыми СМИ блогов и пользовательского контента, которое в наших широтах практикует, например, Public Post?
— Нет, нисколько. Я по-прежнему считаю профессию журналиста профессией, а не хобби, которым можно необременительно заниматься время от времени. Ну а что Public Post? Не вижу какой-то особой ценности в перепечатке чужих блогов, это пустяковое дело, уж простите за резкость.
— В чем, по-вашему, функция журналиста? Она сегодня как-то изменилась?
— Никак не изменилась, мы должны нести информацию, отвечать перед читателем и постараться не врать и не прогибаться.
— А специфические умения журналисту интернет-издания нужны? Чему, например, вы учите новобранцев «Ленты»?
— Да нет такой отдельной профессии — «интернет-журналист». Никаких особых навыков здесь не нужно. Понятно, что профессионал должен владеть каким-то инструментарием — но этому можно обучиться довольно быстро. Чего на самом деле многим сейчас не хватает, так это целеполагания, ответственности, умения не себя выпячивать, а ставить в центр внимания ньюсмейкеров и суть происходящего. Ну и общей эрудиции.
— Какую позицию вы занимаете в споре о том, может ли журналист быть гражданским активистом?
— Гражданским — может, политическим — нет. Это очень легко разграничить. Все, что относится к правам человека, к общечеловеческим, гуманитарным ценностям, — гражданская активность. А работа в интересах какой-то партии, агитация, проведение ее решений в жизнь — политическая.
— В редакции есть правила, касающиеся участия журналистов в публичных акциях?
— Правила очень простые. Если ты вовлечен в гражданские инициативы, делай это от своего имени, а не от имени издания.
— Весной вы говорили, что не верите в наступление жесткой цензуры в интернете. Но сейчас перспективы регулирования рунета выглядят вполне реальными.
— Не будем путать цензуру и регулирование. Цензуры и сейчас нет как таковой — есть самоцензура. Но тут я бессильна что-то объяснить, каждый руководитель сам выбирает, как жить и работать вверенному ему изданию. А что касается регулирования — да, дорогие законодатели могут принять еще десяток законов и применять в тех случаях, когда посчитают нужным. Тут, мне кажется, нас ждут веселые времена.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials