Памяти OpenSpace.ru
ЛЕОНИД БЕРШИДСКИЙ с очередным медианекрологом
Если бы у сайта COLTA.RU были деньги, я бы нанялся на него сочинять некрологи московским медиапроектам. Сейчас это востребованная работа.
RIP OpenSpace.ru.
9 сентября 2010 года основатель банка «Открытие» Вадим Беляев опубликовал на Snob.ru пост, в котором сообщил, что купил OpenSpace по рекомендациям всяких видных медиаменеджеров и еще потому, что ему нравится контент. «У нас нет планов по его серьезному изменению, объединению с другими медиа или созданию на его базе чего-то иного. На мой взгляд, он ценен такой, какой есть», — написал начинающий медиавладелец.
Редакция во главе с Марией Степановой продолжила производить контент, который Беляев назвал «уникальным». Но к июню 2012 года он нравился банкиру уже гораздо меньше. «Сайт ожидает переход от портала “об искусстве” к порталу общественному, — заявил Беляев, увольняя редакцию Степановой и нанимая главредом Максима Ковальского. — Для этого все и затевается. Однако надеюсь, что сайт и дальше будет оставаться культурным».
А в феврале 2013 года Беляев вообще ничего публике не сказал. Просто позвонил однажды вечером Ковальскому и сообщил, что сайт закрывается.
А поскольку владелец молчит — то есть вскрытие не проводилось, — приходится предположить одну из двух причин смерти: экономическую или политическую. Третьей не дано.
В пользу бизнес-версии говорит тот факт, что хорошего проекта у Ковальского за полгода не получилось. Открытого счетчика у OpenSpace нет, но всегда можно использовать Alexa.com и сравнить его посещаемость хоть со Slon.ru, на который Ковальский, по его собственным словам, равнялся, хоть со Snob.ru, хоть даже с COLTA.RU, сделанной на WordPress и то открывающейся, то закрывающейся опять. И станет ясно, что другие ресурсы, на которых публикуются мнения, OpenSpace не догнал, а с COLTA.RU шел вровень, хотя у него финансирование было, а у нее — нет.
Соответственно конкуренцию за рекламные деньги ресурс Ковальского никак не мог выдерживать.
Другое дело — можно ли вообще сделать сильный проект за полгода. В свое время нам удалось это со «Слоном», но финансировался он щедрее, чем OpenSpace, и мы могли позволить себе большую и сильную команду. С точки зрения заметности ресурса инвестиции дали быстрый результат, но на окупаемость «Слон» вышел только недавно и после серьезного удешевления.
Я не верю в то, что Беляев сдался и потому сделал свой вечерний звонок.
Чтобы выигрывать на медиарынке, нужно хорошо понимать два механизма. Первый — провокация: проект станет заметным, только если он сотрясает какие-то основы, кому-то кажется скандальным, кого-то цепляет за живое. Второй — инерция. Пока она не будет накоплена, то есть пока проект не примелькается, не станет привычным и даже родным для достаточного числа читателей и рекламодателей, деньги он зарабатывать не начнет.
Медиабизнес требует игры одновременно короткой — ради момента, особенно на этапе запуска, когда без некоей провокации не обойтись, — и длинной, на инерцию. Хозяева СМИ, никогда сами в СМИ не работавшие, часто не понимают этого и не готовы ни провоцировать, ни терпеть. Отсюда часто складывающееся впечатление, что они хозяева не столько СМИ, сколько своего слова: как дали, так и обратно взяли. Впечатление это чаще всего неправильное — непрофессионалы с деньгами, ввязавшиеся в бизнес, который на входе показался им легким, культурным и гламурным, просто долго не понимают, насколько он сложный, и учатся на собственных ошибках. Консультанты из матерых им в этом не мешают: зачем портить отношения с богатым человеком?
Короче, бывает. Рис посеяли, через три дня выкопали — бизнеса не вышло.
Так?
Не так.
Крупный бизнесмен вроде Беляева с трудом мирится с поражениями. Ему это стыдно. И если уж ошибки сделаны, он будет над ними упорно работать. Александра Винокурова, одного из тех, кто в свое время рекомендовал Беляеву купить OpenSpace, не раз за историю «Слона» бросало то в жар, то в холод, но он терпел, учился и проект не закрыл — теперь зверушка и сама выживает.
Так что я не верю в то, что Беляев сдался и потому сделал свой вечерний звонок.
Частному бизнесмену владеть СМИ в нынешней России опасно. Государство за последние годы так разрослось, его так много во всех отраслях экономики, что всякий бизнес постоянно имеет с ним дело и зависит от него сильнее, чем полезно для его здоровья. Каждый текст в принадлежащем тебе СМИ может вызвать далеко идущие последствия, если в нем не то написано и прочтут его не те люди. Даже если редакционная команда послушна и беззуба, она может оступиться случайно — никогда не знаешь, что вызовет гнев «за стенкой». Ковальский же исторически и демонстративно не беззуб.
Почему в Москве не появляется новых серьезных медиапроектов? Никто из потенциальных инвесторов, даже богатых и плохо осознающих чисто коммерческие сложности медиабизнеса, не готов идти на политический риск. Этот риск — доминанта их московских жизней.
Конечно, может быть, OpenSpace сгубил и не он. Я бы хотел ошибаться. С другой стороны, в некрологе неопровержимым обязан быть только один факт — собственно, факт смерти.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials