Скотина где-то рядом
ЕГОР АНТОЩЕНКО о том, зачем питерский ар-брют проделал путь от ликеро-водочного в кинотеатры
В кинотеатрах страны вот уже вторую неделю украдкой показывают «Звездный ворс» — самодельное российское кино в жанре «научно-фантастический наив». Фильм этот — пока высшее кинематографическое достижение группы «НOM».
Если попытаться объяснить в двух словах то, чем уже четверть века занимается литературно-кинематографическое объединение «НОМ», вернее всего будет сказать «демонизацией повседневности». «НОМ» словно бы имеет душевную тягу к разного рода штампам и схемам российской массовой культуры — и чем больше эти штампы выхолощены, тем больше сладкого ужаса испытывают номовцы перед ними. Творческий метод здесь примерно таков: экстракция из городского быта и фольклора самого жуткого, невыносимо знакомого, самого серого и тошнотного и его вполне кабаковская каталогизация и абсурдизация (беккетовская). В 80-е это называлось бы соц-артом — но социализм давно кончился, а оно осталось. Для репрезентации собранного антропологического материала группа использует все доступные формы: учебный видеоролик о том, как делать геометрические формы из хурмы, кукольный спектакль о слоненке Гобо, вольные каверы на рок-классику («Пасека» — версия квиновской «Bicycle», «Еврей, не делай зла» — это у них битловская «Hey, Jude»). В арсенале «НОМа» также имеются наивная живопись, юмористические скетчи с элементами клоунады и пантомимы, музыкальные альбомы, стихотворения... разве что не научные труды.
Фрагмент «НОМ»-фильма «Пасека»
«Мы все учились в технических вузах, — вспоминает основатель группы Андрей Кагадеев, — и готовили себя к обычной советской жизни: институт, военная кафедра, семья. Потом начали собираться у кого-то дома: записывали на магнитофон свои музыкально-литературные фантазии. Однако никто не думал этим заниматься всерьез — даже когда нас впервые позвали выступать на сборный концерт в Ленинградском доме молодежи».
Но в конце восьмидесятых перед обладателем жовиального баса Александром Ливером, выдающимся шоуменом Иваном Туристом и братьями Кагадеевыми неожиданно открылись широкие возможности для творчества: первые клипы, в числе которых «У корытцу Машек», снятый в Зоологическом музее, были сделаны практически бесплатно. К тому же выяснилось, что концертная деятельность под эгидой всесильного тогда Ленинградского рок-клуба приносит больше денег и удовольствия, чем работа в НИИ. «Правда, продолжалось это недолго, — замечает Кагадеев, — в начале девяностых у людей резко кончились деньги».
Тем не менее именно на это время пришелся выход главных нетленок группы: абстинентного номера «Нина», быстро ставшей народной песни «7%», обсценного «Скотинорэпа». Пожалуй, единственным современником, мало-мальски напоминавшим «НОМ», была «АВИА» Антона Адасинского, однако если последняя благодушно иронизировала над пролеткультовско-тоталитарной эстетикой, Кагадееву и компании были интереснее маленькие люди: жизнерадостные жлобы из «Хора затейников из кондукторского резерва», алкаши и прочие маргиналы. Многие песни и скетчи «НОМа» родились будто бы из обличительных советских плакатов и рассказов Зощенко — с той разницей, что за номовской сатирой не маячила надежда на скорое преодоление всевозможных «пережитков»; этот абсурд всегда имел оттенок отчаяния, подобный тихому ужасу прозы Вагинова. «Мы никогда не шутили на злобу дня, — отмечает Кагадеев, — но скорее всматривались в человеческую природу. Такие вещи, как жадность, глупость, стяжательство, — они проявляются во все времена, в любой среде».
«Хор затейников из кондукторского резерва»
В разговоре Кагадеев часто вспоминает Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, Платонова и даже Михаила Елизарова. История о селянине из фильма «Белорусская быль», для заработка раздобывшем форму гаишника и портативный дорожный знак, — это вполне себе Салтыков-Щедрин с поправкой на усы Лукашенко.
Политическая сатира в последнее время вообще вытеснила абсурдистский юмор раннего «НОМа»: взять хотя бы издевательский «Гимн новой России» с последнего альбома «Превыше всего». Или песню с рефреном «Я скотиною родился и скотиною помру», которой Кагадеев и Николай Копейкин предваряли премьерные показы фильма «Звездный ворс». В прошлом году на «Скотину» сняли мультипликационный клип — с персонажами Копейкина, в частности, с членистоногим существом, отчаянно напоминающим Путина, в главной роли.
«Гимн новой России»
«Копейкина прошедшие президентские выборы чуть из себя не вывели, — вспоминает Кагадеев. — Что же это, говорит, — вся моя взрослая жизнь при этой власти пройдет, и ничего другого я не увижу?»
«Скотина»
Чувство несбыточности этого «другого», которое Кагадеев с Копейкиным никак не увидят сами, — главная тема первого большого фильма «НОМа». Синопсис «Звездного ворса», через год после закрытых показов все-таки добравшегося до кинотеатров, — это, как водится, сгусток ностальгического бреда, путешествие не столько в будущее, сколько в наше неизменное и нескончаемое прошлое. Сумасшедший профессор Чащарский мечтает отправиться в глубь Вселенной, центр которой, как он полагает, находится внутри земной коры. Финансировать экспедицию берется вороватый менеджер Ряп, в команду берут повара-оборотня с фальшивыми дипломами, сурового сибирского мужика с чучелом собаки и говорящую голову Сергея Шнурова.
При всей своей обаятельной кэмповости и посконности «Звездный ворс» уже не совсем похож на андерграундную самодеятельность — блеск фольги и обилие жизнерадостных спецэффектов делают его похожим на передачу провинциального телевидения. Но дело не только в приличной камере или компьютерной графике. Большое количество знаменитостей в кадре (Кагадеев признавался, что в финале картины хотел собрать целую «медийную массовку» — у него это, в общем, получилось) как бы выводит группу из аутсайдерского искусства в мейнстрим; «как бы» — потому что ни голова Шнурова, ни камео Артемия Троицкого не могут ничего против железной логики кинодистрибуции: в Питере «Звездный ворс» идет одним экраном, в Москве — тоже.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials