Квинтет с приправами
На фестивале «Возвращение» музыканты играют не для публики, а для самих себя. ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА объясняет, почему публика от этого в восторге
Сидя под самым потолком забитого до отказа Малого зала консерватории (на балконе, где демократичные скамьи, нет главной здешней беды — чудовищного скрипа партерных стульев, зато вовсю бибикает Большая Никитская через раскрытые для проветривания окна), я поняла, чем стоит измерять круть концерта.
Количеством музыкантов, которые пришли послушать других музыкантов! А вовсе не количеством публики.
Хотя традиционно на финальном концерте «Возвращения», о котором идет речь, с публикой тоже все в порядке, не пробиться. Также традиционны и почти все остальные составляющие фестиваля. Четыре неизменные даты, с которых уже 16 лет подряд начинается календарный год у московских ценителей камерной музыки, — 6, 8, 10, 12 января. Три ненавязчиво упакованные тематические программы (в этом году — «Путевые заметки», «Война» и «Исход», то бишь эмиграция), подытоженные неизменным «Концертом по заявкам». Обязательная премьера — на этот раз скорее премьерочка — совсем крошечная «Сицилиана» Леонида Десятникова для меланхолических флейты, гобоя, кларнета, струнного квартета и трогательно поддакивающий валторны. Только место проведения уже второй год у фестиваля новое: вместо Рахманиновского зала — Малый. Скрипучий, но более вместительный.
Так вот, что касается музыкантов. Место их, как известно, на сцене. А в слушательском зале их далеко не всегда встретишь. И если встретишь, то это верный знак, что концерт не проходной. Просто так, чтобы чем-то заполнить свой досуг, музыканты на концерты не ходят. Нелюдимый Плетнев, недавно пришедший послушать «Поэторию» Щедрина в исполнении Владимира Юровского, или легендарный Альберто Дзедда, в начале сезона заглянувший на московское выступление не менее легендарного Клаудио Аббадо, — пожалуй, это даже повыразительнее будет, чем подсчет проданных билетов.
Во время же «Возвращения» музыканты — не легенды, но вполне заметные представители нового поколения — с балкона свешиваются просто гроздьями. И энергетика в зале от этого совсем особенная. А те, кто на сцене, играют на этот раз не для публики, а для себя. И именно поэтому публике их так интересно слушать. Потому что тут увлечение, а не работа, дружеские отношения, а не контрактные обязательства, интерес, а не долг, цель, а не средство для выживания. Безгонорарный принцип, благодаря которому существует фестиваль (некогда молодежный и каникулярный), имеет свои привлекательные стороны.
Ну и, конечно, тут играют не ту музыку, которая, как считается, хорошо продается, а ту, которую просто хочется сыграть. То есть, разумеется, может хотеться сыграть и «Революционный» этюд Шопена, никто не запрещает. И в исполнении Михаила Мордвинова он прекрасно встраивается в «эмиграционный» вечер вместе с такой редкостью, как Соната-вокализ Метнера (которую под аккомпанемент того же Мордвинова поет Софья Фомина). А знаменитое шостаковичевское трио памяти Соллертинского (Александр Кобрин — фортепиано, Роман Минц — скрипка, Борис Андрианов — виолончель), датированное 1944 годом, во время «военного» вечера монтируется с «Рождественскими пасторалями» Андре Жоливе 1943 года (Мария Алиханова — флейта, Сергей Полтавский — альт, Татьяна Осколкова — арфа).
Хедлайнеры фестиваля давно выучены наизусть. Скрипачи Борис Бровцын и Роман Минц, альтист Максим Рысанов, виолончелист Борис Андрианов, пианисты Яков Кацнельсон и Александр Кобрин. Два серьезных приобретения этого года — виолончелист Александр Бузлов и пианист Вадим Холоденко. Оба появления последнего добавили изысканных приправ в фестивальное меню: с Минцем им была исполнена удивительная, загадочная, кисло-горькая скрипичная соната Леоша Яначека, с Мордвиновым — совершенно сахарное Рондо Шопена для двух фортепиано.
Но это приправа. А за предыдущие 15 лет мы уже привыкли, что лучший фестивальный размерчик — ансамбли от трио до секстета, причем с акцентом на «русскую струнную школу», что бы это ни значило в нашу глобализированную эпоху. Так оказалось и на этот раз. Итак, главные уловы этого года: секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции», квинтет Бетховена op. 29, трио памяти Соллертинского, квартет Хиндемита (предвосхищающий лагерный состав мессиановского «Квартета на конец времени» — кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано). И над всем этим возвышается квинтет Танеева для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (Яков Кацнельсон, Борис Бровцын, Родион Петров, Андрей Усов, Борис Андрианов) — полузабытая мастерская работа, идеальный осколок XIX века, созданный в 1911 году, завершение эпохи, анахронизм и вот теперь радость «Возвращения».
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials