Балабанов Day. Пока еще все вместе
Сегодняшний день на COLTA.RU весь целиком и полностью будет отдан (подарен) редакцией режиссеру Алексею Балабанову. Без которого не только кино, но и мы были бы другими. Для начала — портрет героя, написанный ВАСИЛИЕМ СТЕПАНОВЫМ
Один поэт собирался прийти сюда умирать, а Балабанов живет.
Васильевский остров, гордость и главное свидетельство выдающегося петербургского идиотства (слово дурное, но получше не найдется). Нет такого местного жителя, который не расскажет приезжему знакомцу о том, как Петр с Трезини чертили свои линии-каналы. Но мало тех, кто вспоминает, что из начерченного половину выкопали, а потом закопали обратно из рациональных соображений. Васильевский застрял между реальностью и мечтой, жизнью и смертью, амбицией и болотом. Пройдешь по Васильевскому с востока на запад, пересечешь линию, на которой укоренился Балабанов, и вот уже регулярный город перетекает в незавидные выселки, надрывная геометрия немецкого поселения сдается пустырям и новостройкам. Петляет не ограниченная (то есть совершенно не одетая в гранит) река Смоленка. Тонет Смоленское кладбище (и по совместительству единственный большой парк острова).
На Васильевском острове все устроено для смерти. И для жизни тоже. Кроме кладбища есть еще знаменитый роддом на Стрелке, университет, Академия художеств, сумасшедший дом. Есть и островитяне, которые никогда отсюда не выезжают. Из чистилища трудно выбраться. Здесь несколько раз строили порт, но каждый раз что-то мешало ему укорениться на василеостровской земле, и судоходство захиревало. В последний раз его, впрочем, возвели на насыпной территории, так что пока есть надежда.
Балабанов здесь. Открыто настежь окно в промерзающем просторном кабинете с дубовым столом, заваленным DVD. Фильмы на дисках разные, но по большей части новые, со стрельбой. Есть и корейские. В углу напольные часы с золотящимся в темноте циферблатом. Стоят. А может, просто дошли до какого-то нужного момента и остановились. Алексей Октябринович (те, кто не знает отчества, искренне изумляются: до чего же оно идет своему обладателю) смотрит фильм, вытянувшись на кожаном скрипящем диване.
Балабанов — он какой?
Он в тельняшечке. В панаме «афганской» с красной звездочкой. В очках непоседливых и кривоватых. Взгляд удивленный немного. Палец указательный загнут в неопределимую сторону. Такой, да не такой.
Балабанов — он неуловимый. Видел я его фотографию на одной книге: гладкую, причесанную, как положено. По всему классик. А внутри другая: на скамейке в садике у Князь-Владимирского собора — он и два его сына; шарики сдулись, а арбуз в руках, наоборот, как-то важно подбоченился в ожидании расправы. Отец семейства.
На фотографиях Балабанов больше похож на себя, чем где-то еще. И сам молчит, и они о нем толком ничего не говорят. Есть такая старинная журналистская забава — брать у Балабанова интервью. Там подрихтуешь, тут вытянешь, а вопрос все равно чуть ли не длиннее ответа. Что знает — не скажет. Поэтому так смешно становится, когда на Балабанова вешают ярлыки. Такая предпродажная подготовка: русофил, ксенофоб... Нашли государственника. Приехал на трамвае восстанавливать веру в величие нашей страны. У Балабанова с самоиронией все в порядке, он и режиссеров как-то не очень.
Съемки «Я тоже хочу». Балабанов со сломанной рукой, в шапке, в черных очках, снег вокруг, а ему не холодно: шарфа нет, ворот расстегнут. Сам нараспашку. «Давайте сделаем талантливо», — в рацию говорит. Это у него такая присказка про «талантливо». Потому что у него талантом только все и держится. Интуицией. Когда читаешь балабановские сценарии, кажется, что фильм посмотрел. Попадаешь на крючок ритма, хлопают между абзацами не пробелы, а черные склейки. Скупые слова выстраиваются в сцены, начинают движение. Кино — это процесс оживления, и Балабанов стоит между смертью и жизнью: заставить мертвое ожить, вложить в немые губы слова (он часто переозвучивает актеров). Сказать: «Поехали».
Поэтому и трамваи Балабанов любит. Они едут, значит, в них есть кинематографический смысл. Как и в лифтах, например. Когда в «Счастливых днях» черный трамвай с номером 6666 мчится из одного угла кадра в другой, позвякивая открытыми дверьми, у меня руки леденеют. А потом выплывают детский рисунок и надпись: «Это я». И теплеют.
Балабанов — малыш. Мальчишка, хотя не признается, конечно, ни за что. Он рассказывает, как одного мента послал в Монреале и что после этого было; как литовскую границу с призом фестиваля «Арсенал» пересекал без визы в еще не опломбированном по тем временам калининградском вагоне; как на гондоле в Венеции катался с риском для жизни. И все это с улыбкой детского счастья. Пошалил немного.
«Too many tears... too many years» — «Счастливые дни» начинаются с этой британской песенки в исполнении Берта Эмброуза. У Эмброуза свингующие двадцатые, печаль его сладка. У Балабанова нет. Моралист и трагик, он счищает с мира жир человечества, эту накипь цивилизации. Ставит человеку в каждом фильме оценку. Незавидную. Так что, если вам хочется приставить к Балабанову какое-то «анти» или «фоб», назовите его «антигуманистом», «антропофобом».
«А нельзя ли мне здесь как-нибудь еще продержаться? Я приносил бы пользу. — Если бы вам поверили, что вы можете приносить пользу, вас бы непременно оставили». Почти все балабановские фильмы — о неизбежной коррозии человека. О том, что жизнь взяла и поломала. И правильно сделала.
Человек-грибок изгнан из больничного райка с режимом в большой, ревущий черными трамваями мир. Это «Счастливые дни». Это и есть Балабанов. Советский человек, нырнувший с вещами в морозную пустоту. Да и были ли вещи? Фарфоровая балерина, запертая в хорошенькую уютную коробочку. Открываешь, и она поневоле кружится под музыку на холоде. Человек-грибок хочет жить, но бежит по кладбищу. Он еж: иголки и мягкий живот.
Тот же фокус с Трофимом, которого сначала прибирает к себе злой город, а потом уничтожает кинокамера; а потом с тепленькими буржуа «Про уродов и людей»; а еще с Данилой Багровым («Вот и ты пропал»). Кто-то обижается на стихотворение про тропинку и лесок, но «Брат-2» — это же путешествие трупа. Чего обижаться.
Фильмы Балабанова — подарок для кинокритика. В них легко увидеть что хочется. Хорошее, плохое. Примитивное и сложное. Их легко ненавидеть. И любить тоже легко. Хороший кинокритик разнимает балабановскую вселенную на составные части на раз. Механическое движение трамваев, живые шершавые уши ослика. Бесцельное кружение героев, бесконечный стрекот киноаппарата. У Балабанова болит, а у критика символы, метафоры: он по этим фильмам гуляет как по буфету. Приписывает и договаривает. Балабанов для критиков — великий тест на профнепригодность. И смешно перечитывать заметки, посвященные его фильмам, лет через пять-десять после их выхода в прокат. Мне кажется, что в последних своих фильмах Балабанов критикам принципиально недодает, обвешивает (демонстрируя только финальные акты под видом полного произведения), а они все равно рады.
Как бы я хотел, чтобы Балабанов снял свою «Камеру обскуру». И «Соборян» тоже снял. Чтобы кошмар жизни пересилил смертельную интонацию последних картин (каждая действительно как последняя). Балабанов ведь про жизнь. Он и снимал до последнего на пленку, потому что она живая, «потому что пленку делают из желатина, а желатин делают из коров».
В его извечной дихотомии хороших и плохих, уродов и людей жизнь была единственным, что объединяло тех и других. Слепляло мир воедино. Это там, после смерти, все прояснится, и пойдут одни в одну сторону, другие — в другую. А пока все вместе. В одной машине, как в последнем «Я тоже хочу».
Балабанов Day. Мой Балабанов
Балабанов Day. «Ежика больше нет. Ослика больше нет»
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials