Пронырливый, как коростель
Премьеру «Ивана Грозного» Юрия Григоровича сыграли в Большом театре меж Хэллоуином и тридцатилетием со дня смерти Брежнева. АННА ГОРДЕЕВА получила на премьере привет из времен Леонида Ильича
Великий князь и государь всея Руси (артист Павел Дмитриченко — угловатый, костистый председатель профкома Большого театра) спускается с трона к подведомственным гражданам. Трон стоит на огромном сундуке в глубине сцены, с него ведет убранная красным ковром лестничка (во втором акте ее уберут — как знак того, что связь царя с народом потеряна). По этой лестничке герой спускается, пошатываясь и тряся вбок каждой ногой. Задуманы эти движения, несомненно, как угрожающие, но кажется, будто Грозного подвел мочевой пузырь и царь старается избавиться от неприятных капель в штанинах.
Юрий Григорович впервые поставил «Ивана Грозного» в 1975 году. Все лучшие его спектакли — «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак» — вышли до 1968-го. Затем — шесть лет молчания, когда в человеке явно что-то корежилось, портилось, тухло — ухудшились отношения с труппой, зато расцвела клака. И, наконец, появился этот самый «Грозный». После него будет в 1976-м плоская «Ангара», угрюмо-безжизненные «Ромео и Джульетта» и туповатый «Золотой век». Все — хореографа Юрия Григоровича уже не будет. Останется человек, мучающий своими редакциями классику, не пускающий в театр ни одного талантливого хореографа со стороны и прозванный Плисецкой «маленьким Сталиным». Гадать, почему перелом случился именно тогда, виноват ли мир вокруг (постпражская реальность и принятое балетмейстером решение «все действительное разумно») или просто талант исчерпался, — бессмысленно. Так случилось, и все.
Главный герой в «Иване Грозном» в соответствии с либретто (сам Григорович его и сочинил) тоже должен меняться довольно радикально — от влюбленного юнца до жестокого тирана, устроителя массовых казней, подробно предъявленных на сцене — тут и удушение голыми руками, и петли-удавки, и насильственное вливание в рот отравы. Но вот проблема — он не меняется. Ни хореографически («говорит» Грозный всегда одинаково — в «речи» большой процент движений народно-характерного танца), ни актерски (и Павел Дмитриченко, и виденный мной через день Владислав Лантратов стараются воспроизвести маньячную одержимость героя, получается довольно монотонно). Быть может, для того чтобы сочинить (и отрепетировать с артистами) историю о том, как вот был счастливый человек — у него вороги убили жену — он начал резать всех бензопилой, надо не только уметь обращаться с «Дружбой», но и помнить о том, каково это — быть счастливым человеком?
Этой памяти нет в спектакле. Потому Иван и в диалоге с выбранной им в невесты Анастасией (на премьере Анна Никулина, затем Ольга Смирнова) также больше похож на разваливающегося на части мрачного гоблина, чем на влюбленного. Впрочем, невеста, которой выданы километры па-де-бурре (семенит девушка на пальцах… и семенит… и семенит… проснешься — она все так же кротко перебирает пуантами), не имеет никаких личных характеристик (она едва отличима от дюжины подруг, которые также являлись на смотрины, но которым повезло больше — царь на них внимания не обратил). Безликость Анастасии естественна — балет не про нее, балет про Ивана Грозного. Никулина подчиняется этим правилам игры, Смирнова — по природе более властная, законно осознающая свою «балеринскость» танцовщица (мы помним, да, что балерина — это не любая девочка в пачке, а только исполнительница главных ролей, под которую строилась пирамида классического балета?) не желает быть серой мышью и движется ярче и увереннее, но балет это не спасает — просто нет текста.
Зато в «Грозном» есть многочисленные самоцитаты, механически выдернутые из прежних постановок (больше всего из «Спартака», но и ранний «Каменный цветок» просвечивает, и «Легенда о любви»). Есть акробатические (весьма опасные) поддержки — особенно в сцене, где Грозный мается с трупом свежеотравленной боярами Анастасии, периодически опуская покойницу вниз головой, ногами свечкой вверх, при этом держа ее за своей спиной. Есть крестные знамения: Дмитриченко машет рукой так, будто проверяет, не отвалились ли звездочки на невидимых погонах. Народные гуляния: примитивные настолько, что в массовку можно нанимать студентов института физкультуры. Шесть колоколов над сценой, сделанных из какой-то бутафорской фигни, — они колышутся на ветру и говорят о том, что все — подделка. И единственная декорация — три полупрозрачных занавеса, что очерчивают круги в глубине сцены, открывая то сундук с троном, то места дислокации злокозненных бояр; да, Симон Вирсаладзе был одним из лучших художников своего времени, но сейчас это выглядит так, будто сценограф за пару лет до премьеры впервые вырвался в загранпоездку и был потрясен вращающимися дверями какого-нибудь супермаркета.
И еще там есть Курбский.
1975 год. В многотиражке Большого театра «Советский артист» балетные комсомольцы только что осудили Солженицына, в КГБ начали травить Войновича, полным ходом идет пропаганда в духе «а сало русское едят» и «Сталин выиграл войну». Курбский (исторический), сбежавший в Литву и оттуда обличавший в письмах припадочного царя, просто обязан был стать в балете ревнивым уголовником (рвавшиеся к власти бояре, решившие отравить Анастасию, приглашают его поучаствовать в заговоре — и хотя чашу с ядом подносит царице не князь, он при том присутствует и не препятствует). «Западник» должен был оказаться трусом и подонком, «вождь-патриот» — суровым защитником народа. Но Григорович высказался не только о «мире снаружи». Миру внутри театра досталось тоже — правда оказывалась за «неклассическим», «непринцевым» героем. Недаром для первого состава сейчас хореограф выбрал Дмитриченко — в его репертуаре лесничий, сарацин и мелкий кабацкий бандит. А «принцы» — основа мирового театра — оказывались в Курбских («речи» этого героя в большей степени учитывали классические каноны). В «Иване Грозном» Григорович заявил, что победил классику, что вся эта тонкошеяя сволочь пикнуть у него не посмеет; тем, кому не нравится, — дорожка к литовской границе. Сегодняшние младые Курбские — Артем Овчаренко и Денис Родькин — надежда Большого театра в классике, где исполнителей на роли благородных особ раз-два и обчелся. Оба славно провели свои спектакли, были вполне летучи в своих собранных из клочков былого Григоровича партиях и выразительно простирали руки к умирающей Анастасии (Родькин актерски был более убедителен — его коллега, кажется, больше думал о чистоте па, чем о том, что чувствует его герой, — но и то сказать, в эту мелодраму поверить непросто, а станцовано было здорово). И оба раза это было похоже на использование BlackBerry в качестве мухобойки.
Премьеру «Ивана Грозного» сыграли меж Хэллоуином и тридцатилетием со дня смерти Леонида Ильича Брежнева. В спектакле обнаружились и жутковатые (смертушки — убийства — танцы с покойницей), и трогательно-сенильные черты, включая по-стариковски разваливающийся ритм представления. А вот в финале все соединилось — шабаш, устроенный клакой (ее было адски много — и перед началом можно было наблюдать, как грамотно распределялись платные хлопальщики по самым акустически выгодным точкам), был прямым приветом из времен Леонида Ильича. Но времена все-таки меняются — в брежневскую эпоху, после того как один из лучших балетных критиков отечества Вадим Гаевский в своей книге констатировал факт, что Григорович как хореограф кончился, книгу эту («Дивертисмент») изъяли из продажи и тираж ликвидировали, издательство разгромили. Сейчас таких эксцессов не ожидается — только клака со своими виагрическими восторгами иногда выливается в интернет. Сталин сползает по крыше, пронырливый, как коростель. Аминь.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials