Что смотреть из нового британского кино
Жижек препарирует депутата Милонова и другие любопытные события на фестивале «Новое британское кино». Выбор ВАСИЛИЯ КОРЕЦКОГО и ДЕНИСА РУЗАЕВА
В этом году на Бритфесте — куча дебютов и так называемого зрительского кино: музыкальная комедия («То, что надо» Марка Эванса), эффектные экранизации больших романов со звездами (бурлескная «Анна Каренина» Джо Райта — в массовке можно рассмотреть главреда «ИноСМИ» Алексея Ковалева с бородой и в белых штанах — и мрачные «Большие надежды» Марка Ньюэлла), мелодрама из жизни сезонных рабочих («Земляничные поля») и несколько триллеров. С другой, серьезной стороны, на фестивале покажут научпоп про говорящую обезьяну «Проект “Ним”» и еще две, уже совсем не легкие, экранизации Толстого — «Иван под экстази» и «День подарков» Бернарда Роуза, планомерно переводящего Льва Николаевича на язык современных американских (sic!) реалий. Не ударяясь в крайности, мы остановили свой выбор на трех самых любопытных картинах программы, оригинальность формы которых не заменяет собой содержания.
«Форестгейт» (Ill Manors). Режиссер Бен Дрю
Пара драгдилеров таскает по кебабным и пабам проститутку, продавая ее всем желающим, — так несчастная отрабатывает украденный у одного из них телефон. Чернокожий школьник утром пытается впервые купить травы, а вечером уже палит в живых людей из огнестрельного. Русская нелегалка бежит из садомазо-борделя с младенцем на руках. Ветеран наркоторговли приглашает в гости пару старшеклассниц, обещая познакомить их с приятелем из модельного бизнеса, — он не знает, что одна из девочек приходится сестрой местному авторитету. Все гнутся под багажом былых обид и травм, все обречены вновь обломаться о наточенные поколениями отчаявшихся бедняков клыки микрорайона Форестгейт, ни у кого нет плана Б на случай неудачи.
Режиссерский дебют 29-летнего рэпера Plan B (по паспорту и в титрах Бен Дрю), выросшего в неполной семье в том же Форестгейте, легко недооценить. Не приглядевшись, списать по ведомству жанрового гоп-кино: тут и нервический монтаж с частым применением stop motion, и лоскутный нарратив, соединяющий маленькие трагедии отдельных героев в одну поколенческую драму за счет любимого приема ленивых сценаристов — случайных совпадений. Или наспех навесить ярлык дилетантского соцреализма, так напоминающего (и не зря) эксплойтейшен, — проституция здесь соседствует с детской преступностью, покупка и продажа крэка, героина и марихуаны — элементы не сюжета, а фона, непримечательная, но базовая деталь жизни, в какой-то момент к тому же звучит эпитет «дитя сломленной Британии Дэвида Кэмерона». Но Бен Дрю не Медоуз, не Ричи и не Лоуч — он рэпер, и все сюжетные и формальные излишества «Форестгейта» легитимизируются структурой фильма. Дрю по незнанию делает то, что в силу сложности давно считается в режиссуре неприличным, — разбивает фильм музыкальными флэшбеками (по сути и по технике — клипами на собственные треки) и тем самым оживляет типовых персонажей фильма, делая их героями песен, придает повествованию эпичности. «Форестгейт» — не криминальный электрошокер и не псевдосоциальная чернуха, а подлинный мюзикл для мужика, хип-хоп-опера о немыслимости (а значит, и невозможности) лучшей жизни. Главный герой этого музыкального театра теней не появляется на сцене — это сам рассказчик, проявляющий себя в закадровом речитативе. Дрю не поучает, не обличает и не эксплуатирует, он эстетизирует уродство — и «поэзия злых улиц», воплощенная в кадре, вдруг превращается из глупого штампа в живой, действенный прием. В итоге именно благодаря этой вычурной, декоративной музыкальной форме «Форестгейт» оказывается фильмом не о мраке, а о красоте и странных, мучительных способах ее выживания.
«Киногид извращенца: идеология» (The Pervert's Guide to Ideology). Режиссер Софи Файнс
Новый ликбез-проект Софи Файнс и Славоя Жижека посвящен предмету чуть более злободневному и полезному, чем лаканианская анатомия души, введением в которую был, по сути, их первый фильм, «Гид киноизвращенца». Субъективность, устройство бессознательного — все эти интересные вещи больше подходят для мирного времени, а сейчас, когда идет война за будущее, важнейшим из всех искусств для нас является искусство манипуляции сознанием граждан.
Впрочем, и тут не обойтись без психоанализа. Движение от Воображаемого (образы на киноэкране) к Реальному (разрывы в символическом порядке, ненужные вопросы, на которые не в состоянии ответить установленная система иерархий), совершаемое «Гидом», его, как сказали бы биологи, онтогенез, в точности повторяет филогенез лаканианской кинокритики — да и самого лаканианского анализа тоже. Осмеянная авторами, придерживавшимися позиций «здравого смысла», превратившаяся в академическое заборматывание, дошедшая до высокой степени абсурда в эпохальной статье Лоры Малви «Визуальное наслаждение и нарративное кино» (автор осуждала увлекательный сюжет как оружие гендерного фашизма) психоаналитическая позиция надолго и заслуженно вышла из моды в кинокритическом сообществе. Действительно, нужно очень недооценивать людей, чтобы считать, что кинофильм может служить эффективным средством промывания мозгов и захваченный картинкой зритель расслабляется настолько, что готов съесть вместе с экшеном или мелодрамой еще и кусочек идеологии. Но идеология — это не шоры и не цветные очки, которые будто бы надевают на нас в кинотеатре, предупреждает Жижек с неявными ссылками на того же Лакана. Идеология — это то, якобы чистое, зрение, с которым мы входим в зал. Она определяет сам способ нашего, как мы думаем, естественного восприятия, и, чтобы распознать ее эффект, нужно немало потрудиться (в этот момент на экране идет сцена гомерической драки Роди Пайпера и Кейта Дэвида из «Они живут»). Всякий, наверное, испытывал чувство возвышенной причастности к чему-то очень правильному и важному, идя с товарищами по бульварам или по Якиманке. Это чувство большого, общего и справедливого и есть она, идеология, — объясняет Жижек. Впрочем, этих эмоций не нужно стесняться. Но следует отдавать себе отчет в своих переживаниях — как, например, делает (будем надеяться) публика на концертах группы Rammstein (тут сразу же вспоминается утверждение словенских художников из группы NSK: «Всякое искусство подвержено политическим манипуляциям, кроме искусства, говорящего на языке этих манипуляций»).
Двух-с-лишним-часовая жижековская проповедь с картинками, разумеется, сама полна разрывов и шероховатостей (прошлый «Гид киноизвращенца» тоже не отличался стальной прямотой логики). Жижек дает информацию отдельными блоками: некоторые из них можно и промотать, а некоторые, наоборот, хочется поставить на повтор. Тем не менее факт показа этого фильма на большом экране в Москве в День народного единства — уже мощный освобождающий жест. А если зрители наберутся терпения и внимания — то и революционный: кроме пространных рассуждений о способе функционирования глобального капитализма в фильме есть и замечания, относящиеся непосредственно к российским реалиям, — на примерах из известных фильмов Жижек наглядно и лаконично показывает, что движет депутатом Милоновым, чем кончат персонажи типа Дмитрия «Энтео» Цорионова, как перехитрить неонацистов, с каким настроением следует идти на демонстрацию, наконец.
«Черный пруд» (Black Pond). Режиссеры Том Кингсли, Уилл Шарп
«Семья убила незнакомца и закопала его в лесу!» — кричат передовицы таблоидов. Семья, вернее, уже экс-семья, осколки которой разметало по Британии, устало отрицает обвинения и доверительно рассказывает репортерам правду о том, как в их дом заглянул замечательный сосед. Заглянул, потом остался ночевать, потом... тут начинается собственно фильм.
Начинается как триллер — гуляя с собакой, пожилой отец семейства Том Томпсон (его играет экс-звезда сериалов BBC Крис Лэнгхэм, неприятно оскандалившийся в 2005 г. — Лэнгхэма тогда поймали на покупке через интернет детского порно; защита, впрочем, настаивала, что актер скачивал фото детей в рамках подготовки к роли педофила) встречает на берегу пруда странного типа, похожего на одичавшего учителя словесности. Незнакомец выдает несколько проникновенных замечаний насчет красот природы, рассказывает страшилку про сам пруд — в нем якобы много лет назад пропала жена одного весьма обеспеченного джентльмена, а потом, глядя на Томпсона полными щенячьей преданности глазами, напрашивается на обед. Не в силах отказать хорошему человеку, Том приводит Блейка (так зовут странного прохожего) домой. Появление гостя одновременно оживляет рутину пенсионерского быта и разжигает тлеющие уже много лет конфликты. В итоге то, что начинается как триллер про друга, желающего вам добра, превращается в злую семейную комедию, в полуфинале которой все семейство Томпсонов дружно тащит труп гостя через эстакаду над шестиполосным шоссе.
Жанровая всеядность дебютантов Кингсли и Шарпа (последнего вы могли видеть в сериале «Шерлок» — он играл Лайонса в эпизоде про собаку Баскервилей) вовсе не ограничивается смешением триллера с кухонной драмой и ситкомом. В фильме хватает и других архитектурных излишеств вроде параллельной сатирической линии со стрингером, под видом психоаналитика выведывающим информацию у местных жителей, или фантазийных интермедий, в которых одетая как Вивьен Вествуд жена-утопленница резво бегает по лесам. Появление всего этого в одном фильме объяснимо — дебютанту всегда хочется высказать все-все, что у него есть на уме. Необъяснимо только то, как эти разнородные элементы могут сплавляться в довольно цельное и, главное, интригующее до последнего момента кино.
-
13 сентябряПолиция задержала участника Московской биеннале
-
12 сентябряУмер Отто Зандер Сокращается финансирование государственных СМИ Конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева подвел итоги Роскомнадзор нашел гей-пропаганду на ТВ Министр культуры Латвии ответит за увольнение директора Национальной оперы
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials