Явление казаков народу
ВАРВАРА БАБИЦКАЯ предлагает четко перераспределить обязанности по надзору над общественной моралью между казаками и хоругвеносцами
Как много нравственных сил дремлет в нашем обществе. Об их существовании мы даже не догадываемся — до тех пор, пока эти нравственные силы не проснутся, обычно в самый неподходящий момент, оказываясь иногда совершенным сюрпризом.
Моноспектакль актера Леонида Мозгового по роману Владимира Набокова «Лолита», который должен был состояться 21 октября в питерском музее современного искусства «Эрарта», отменен из-за письма возмущенных зрителей, которые подписались, в числе прочего, «Казаками Санкт-Петербурга». Казаки указали на то обстоятельство, что герой уголовно наказуемого романа Набокова «совершает половой акт с двенадцатилетней девочкой несколько раз по ходу сочинения», а также просили организаторов обратить внимание на личность актера Мозгового, занятого в постановке, который «не побоялся сыграть Гитлера в качестве положительного персонажа в фильме у режиссера — известного пропагандиста содомии, гомосексуалиста» (имеется в виду, судя по всему, «Молох» Александра Сокурова).
Самой большой новостью в этой привычной уже истории стало для многих существование такой общности, как петербуржские казаки.
Что мы знали до сих пор о населении Санкт-Петербурга? «Бывало, здесь чухонец бедный бродит» — это да. «И выглядывал вновь из мрака старый питерщик и гуляка» — было дело. «Бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу». И так далее. О санкт-петербургской казачьей вольнице до последнего времени сведений не поступало. Не сохранила русская история следов их деятельности. Вспоминается, конечно, граф Платов, который рассказывал императрице Марии Федоровне, как с короткими своими приятелями ездил в Царское Село: «Что вы там делали — гуляли? —спросила императрица. — Нет, государыня, — отвечал он, разумея по-своему слово гулять, — большой-то гульбы не было, а так бутылочки по три на брата осушили…». Но граф Платов был донским казаком, это дело понятное.
Злые языки утверждают даже, что негодующие зрители — подделка, фамилий таких у казаков не бывает, найти их не удалось, и в казачьих станицах Петербурга (которые все-таки существуют) о таких не слыхивали.
Если же, однако, взглянуть на вещи шире, не входя в скучные исторические тонкости, роль любых вообще казаков в этом деле обескураживает. Ведь что говорит нам о казаках русская — и их собственная — культурная традиция. Эта народность (а прежде — и сословие) украшается многими доблестями. Но щепетильность в отношении женского пола никогда не значилась в их числе. С грустью должна отметить — даже наоборот. Чуть только где «гуляет казак молодой» — так там уж всегда «дева плачет над быстрой водой», и плачет с полным основанием — добра ей в этой ситуации ждать не приходится. «Мощным взмахом поднимает полоненную княжну / И за борт ее бросает в набежавшую волну»; «Ехали казаки из Дону до дому, пидманули Галю, увезли с собою» — паспорт, небось, не спросили. Не хочу, упаси Бог, никого задеть лично: уверена, что наши пять рассерженных зрителей — люди высоких правил, глаза поднимают только на петербуржских казачек 18+ и по взаимному согласию. Я только хочу сказать в защиту Владимира Набокова и организаторов постановки «Лолиты», что виноваты они без вины: они никак не могли предположить, что шокируют казаков. И Леониду Мозговому, который играет этот спектакль с конца 80-х, тоже это не могло придти в голову.
Несмотря на то, что петербуржских казаков не существует, они были окрылены достигнутым и решили закрепить успех. Следующей мишенью уязвленной казачьей добродетели стала выставка британских художников братьев Чепмен «Конец веселья», которой открылась 19 октября новая площадка Эрмитажа в помещении Главного штаба на Дворцовой площади. В новом открытом письме казаки пеняют художникам за использование нацистской символики и просят директора Эрмитажа Михаила Пиотровского «одуматься».
Вообще-то звоночки уже были: чуть раньше галерист Марат Гельман отменил запланированную в Санкт-Петербурге в ноябре выставку Icons, посвященную размышлениям о структуре иконы, возмущенный настоятельной просьбой принимающей стороны — Rizzordi Art Foundation — перенести выставку на год из-за «неблагоприятной атмосферы в городе»: эта выставка стала причиной скандала с участием казаков в мае 2012 года в Краснодаре. Но вообще все это тревожит и сбивает с толку. Ведь мы уже было привыкли, что за современное искусство в России отвечают православные хоругвеносцы. «Осторожно, религия!», Pussy Riot и все такое. А как прикажете теперь творческому человеку сориентироваться в ситуации?
Ведь многие из нас — не революционеры, не каторжники какие-нибудь, рады бы вести себя хорошо. Но откуда театральному режиссеру узнать-то было, что цель его — угодить петербуржскому казаку? Что казак — его цензор и главная целевая аудитория? Режиссер ну никак, поверьте мне, догадаться об этом не мог. То же и кураторы выставок, и вокально-инструментальные ансамбли, и вся творческая общественность, которой не помешало бы знать заранее — а судьи кто. Перед кем нести ответ за педофилию, перед кем оправдываться за Гитлера, кому писать объяснительную об использовании религиозных символов, кому отчитываться в содомии?
Я думаю, что всем спящим доселе нравственным силам нашего общества следует проснуться и объявить уже о себе открыто и прямо, не дожидаясь повода, наряду с недремлющими. Договориться между собой и произвести разделение полномочий, что ли. Хоругвеносцы, скажем — по части совриска, насчет девочек — казаки (оно и привычно). Таким образом, всякий человек искусства сможет знать свою аудиторию в лицо на случай встречи в темном переулке. А то творишь и не знаешь — что за неведомая прежде, но совершенно почему-то неодолимая нравственная сила выскочит, как черт из табакерки, и разгромит твою выставку или запугает старого актера, а потом еще прищучит в суде. Садово-огородное товарищество? Общество защиты прав потребителей? Театр песни Надежды Бабкиной? Как пел Александр Галич: «Который год я вдовая, все счастье мимо, но я стоять готовая за дело мира». Поскольку сфера казачьей или хоругвеносной компетенции в современном обществе умом абсолютно не постижима — дайте же мне список инстанций заблаговременно. А то все это очень нервирует.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials