Явление казаков народу
ВАРВАРА БАБИЦКАЯ предлагает четко перераспределить обязанности по надзору над общественной моралью между казаками и хоругвеносцами
Как много нравственных сил дремлет в нашем обществе. Об их существовании мы даже не догадываемся — до тех пор, пока эти нравственные силы не проснутся, обычно в самый неподходящий момент, оказываясь иногда совершенным сюрпризом.
Моноспектакль актера Леонида Мозгового по роману Владимира Набокова «Лолита», который должен был состояться 21 октября в питерском музее современного искусства «Эрарта», отменен из-за письма возмущенных зрителей, которые подписались, в числе прочего, «Казаками Санкт-Петербурга». Казаки указали на то обстоятельство, что герой уголовно наказуемого романа Набокова «совершает половой акт с двенадцатилетней девочкой несколько раз по ходу сочинения», а также просили организаторов обратить внимание на личность актера Мозгового, занятого в постановке, который «не побоялся сыграть Гитлера в качестве положительного персонажа в фильме у режиссера — известного пропагандиста содомии, гомосексуалиста» (имеется в виду, судя по всему, «Молох» Александра Сокурова).
Самой большой новостью в этой привычной уже истории стало для многих существование такой общности, как петербуржские казаки.
Что мы знали до сих пор о населении Санкт-Петербурга? «Бывало, здесь чухонец бедный бродит» — это да. «И выглядывал вновь из мрака старый питерщик и гуляка» — было дело. «Бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу». И так далее. О санкт-петербургской казачьей вольнице до последнего времени сведений не поступало. Не сохранила русская история следов их деятельности. Вспоминается, конечно, граф Платов, который рассказывал императрице Марии Федоровне, как с короткими своими приятелями ездил в Царское Село: «Что вы там делали — гуляли? —спросила императрица. — Нет, государыня, — отвечал он, разумея по-своему слово гулять, — большой-то гульбы не было, а так бутылочки по три на брата осушили…». Но граф Платов был донским казаком, это дело понятное.
Злые языки утверждают даже, что негодующие зрители — подделка, фамилий таких у казаков не бывает, найти их не удалось, и в казачьих станицах Петербурга (которые все-таки существуют) о таких не слыхивали.
Если же, однако, взглянуть на вещи шире, не входя в скучные исторические тонкости, роль любых вообще казаков в этом деле обескураживает. Ведь что говорит нам о казаках русская — и их собственная — культурная традиция. Эта народность (а прежде — и сословие) украшается многими доблестями. Но щепетильность в отношении женского пола никогда не значилась в их числе. С грустью должна отметить — даже наоборот. Чуть только где «гуляет казак молодой» — так там уж всегда «дева плачет над быстрой водой», и плачет с полным основанием — добра ей в этой ситуации ждать не приходится. «Мощным взмахом поднимает полоненную княжну / И за борт ее бросает в набежавшую волну»; «Ехали казаки из Дону до дому, пидманули Галю, увезли с собою» — паспорт, небось, не спросили. Не хочу, упаси Бог, никого задеть лично: уверена, что наши пять рассерженных зрителей — люди высоких правил, глаза поднимают только на петербуржских казачек 18+ и по взаимному согласию. Я только хочу сказать в защиту Владимира Набокова и организаторов постановки «Лолиты», что виноваты они без вины: они никак не могли предположить, что шокируют казаков. И Леониду Мозговому, который играет этот спектакль с конца 80-х, тоже это не могло придти в голову.
Несмотря на то, что петербуржских казаков не существует, они были окрылены достигнутым и решили закрепить успех. Следующей мишенью уязвленной казачьей добродетели стала выставка британских художников братьев Чепмен «Конец веселья», которой открылась 19 октября новая площадка Эрмитажа в помещении Главного штаба на Дворцовой площади. В новом открытом письме казаки пеняют художникам за использование нацистской символики и просят директора Эрмитажа Михаила Пиотровского «одуматься».
Вообще-то звоночки уже были: чуть раньше галерист Марат Гельман отменил запланированную в Санкт-Петербурге в ноябре выставку Icons, посвященную размышлениям о структуре иконы, возмущенный настоятельной просьбой принимающей стороны — Rizzordi Art Foundation — перенести выставку на год из-за «неблагоприятной атмосферы в городе»: эта выставка стала причиной скандала с участием казаков в мае 2012 года в Краснодаре. Но вообще все это тревожит и сбивает с толку. Ведь мы уже было привыкли, что за современное искусство в России отвечают православные хоругвеносцы. «Осторожно, религия!», Pussy Riot и все такое. А как прикажете теперь творческому человеку сориентироваться в ситуации?
Ведь многие из нас — не революционеры, не каторжники какие-нибудь, рады бы вести себя хорошо. Но откуда театральному режиссеру узнать-то было, что цель его — угодить петербуржскому казаку? Что казак — его цензор и главная целевая аудитория? Режиссер ну никак, поверьте мне, догадаться об этом не мог. То же и кураторы выставок, и вокально-инструментальные ансамбли, и вся творческая общественность, которой не помешало бы знать заранее — а судьи кто. Перед кем нести ответ за педофилию, перед кем оправдываться за Гитлера, кому писать объяснительную об использовании религиозных символов, кому отчитываться в содомии?
Я думаю, что всем спящим доселе нравственным силам нашего общества следует проснуться и объявить уже о себе открыто и прямо, не дожидаясь повода, наряду с недремлющими. Договориться между собой и произвести разделение полномочий, что ли. Хоругвеносцы, скажем — по части совриска, насчет девочек — казаки (оно и привычно). Таким образом, всякий человек искусства сможет знать свою аудиторию в лицо на случай встречи в темном переулке. А то творишь и не знаешь — что за неведомая прежде, но совершенно почему-то неодолимая нравственная сила выскочит, как черт из табакерки, и разгромит твою выставку или запугает старого актера, а потом еще прищучит в суде. Садово-огородное товарищество? Общество защиты прав потребителей? Театр песни Надежды Бабкиной? Как пел Александр Галич: «Который год я вдовая, все счастье мимо, но я стоять готовая за дело мира». Поскольку сфера казачьей или хоругвеносной компетенции в современном обществе умом абсолютно не постижима — дайте же мне список инстанций заблаговременно. А то все это очень нервирует.
-
29 августаРежиссер судится с властями, обвинившими его в гей-пропаганде
-
28 августаМихаил Фихтенгольц уволен из Большого театра Продлена выставка прерафаэлитов в ГМИИ На могиле Малевича под Москвой построили элитный поселок Руководство Пермского театра оперы и балета поделилось планами В Русском музее выставлены 10 неизвестных картин Брюллова
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials