Еще раз о Гроссмане и Володарском. От редакции
Гильдия сценаристов потребовала извинений от COLTA.RU за текст Дениса Горелова о сериале «Жизнь и судьба». Здесь — ответ редакции
19 октября COLTA.RU напечатала текст кинокритика Дениса Горелова о сериале «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана, который для телевидения был препарирован и изменен до неузнаваемости. За этими вполне сознательными изменениями стояла фигура сценариста Эдуарда Володарского.
Текст Горелова вызвал не только дискуссию в сети, но и реакцию Гильдии сценаристов СК РФ, президентом которой был Эдуард Володарский.
Гильдия обратилась к редакции COLTA.RU с открытым письмом, в котором потребовала от редакции и от Дениса Горелова извинений. Здесь мы помещаем ответ редакции и Горелова.
От редакции
Редакция COLTA.RU сожалеет о том, что в тексте «Вдруг Березкин выбегает, прямо в Гитлера стреляет» содержится оценка личности Эдуарда Володарского, которая вызвала протест его коллег и друзей.
Принося им свои извинения, мы вынуждены добавить несколько слов.
Хотя выражения, выбранные Денисом Гореловым, кажутся нам излишне резкими, в целом, редакция разделяет позицию нашего автора. Оскорбление, обращенное к человеку, который не может на него ответить, не имеет срока давности, — и здесь мы на стороне Василия Гроссмана: за него, в отличие от Володарского, некому заступиться. Ни один писательский союз не выразил негодования, когда сценарист сериала, написанного по роману писателя-фронтовика, публично хвастался в интервью искажениями, сделанными им в оригинальном тексте, называя его автора «гнилым». Оценка, данная в этом интервью личности и творчеству Василия Гроссмана, не становится менее резкой или более оправданной теперь, после смерти Эдуарда Володарского, и нам кажется важным напомнить об этом читателям нашего сайта.
От Дениса Горелова
Эдуард Володарский родился в 1941-м году и провел войну младенцем. С такой биографией говорить писателю, имевшему за Сталинград «Боевое Знамя» и «Звездочку», что он гнилой и Родину не любит, — низость (что мною и было замечено). Легко любить Родину в ресторане «Дома кино» — Гроссман ее не любил (как утверждает Володарский) на самом «передке» все полгода Сталинградской обороны. И неважно, что он был военным корреспондентом: обстрел и бомбежка не разбирают, кто с автоматом, а кто с карандашом. Гроссман защищал Родину от фашистов, а Володарский — от Гроссмана, да еще посредством сознательной профанации его книги через полвека после его смерти, случившейся, когда досточтимому Эдуарду Яковлевичу исполнилось 23 годика.
Вдвойне низко — говорить такое о человеке, на чьих характерах, диалогах и сюжетных коллизиях зарабатываешь себе на хлеб с маслом. Уж помолчим о том, до какой степени Володарский своим демаршем подставил работодателей. Достаточно было в день премьеры вынести цитату на первые полосы газет — и сериал не стал бы смотреть ни один человек, умеющий читать. Исходя из вышесказанного, сценарному цеху следовало бы разбираться не со мной, а — сразу после публикации интервью — с самим Володарским, поправшим все нравственные и — что для вас важнее — цеховые нормы.
Учитывая, что Василий Семенович Гроссман скончался 48 лет назад, прошу считать мои слова ответкой «оттуда». Фронтовик, он мог бы выразиться и покрепче — ему бы вы тоже предъявили претензию?
Горелов
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials