Петр Мамонов: «Я сижу почему-то, а встал бы и ушел сейчас на хрен!»
ЕЛЕНА КУТЛОВСКАЯ не получила ответов на свои вопросы во время интервью с автором спектакля «Дед Петр и зайцы»
15 октября, премьера нового спектакля Петра Мамонова «Дед Петр и зайцы». Я подхожу к Театру им. Станиславского, за окном администратора нахожу худое, бледное лицо Ольги Мамоновой. Здороваюсь. «Ой, а про тебя-то я и забыла» — быстро проговаривает Оля и куда-то убегает. На ходу кричит мне — «Сейчас вернусь». Минут через пять она стремительно вбегает, сует мне входной и, съежившись, влетает в комнату администратора. Иду за ней: «Оля, я бы хотела уточнить дату интервью…» Она машет рукой — «иди, иди, потом». «Но это очень важно». Замолкаю, споткнувшись взглядом о поднятый вверх указательный палец: « Я тебе там стул поставила». Палец Ольги Ивановны взмывает еще выше. «Бархатный!»
После спектакля пресс-секретарь Маша ведет меня за кулисы. Вокруг Мамонова плотное кольцо людей с цветами, конфетами и поцелуями. Наконец он остается один, и мы ищем пустую гримерку. «Ну а что говорят зрители?» — спрашивает Мамонов. Я почему-то сразу тупею. «Вы знаете, у меня был стул… бархатный. Прямо посреди прохода, и я не слышала слов, но все улыбались». «Это хорошо» — Мамонов открывает дверь гримерки, усаживается на диван. Вертит ботинком.
— Ну, садись куда-нибудь. И давай зови всех, кто там еще из прессы?
— Петр Николаевич, там, кажется, всего один журналист. Если мы будем работать вместе — интервью может не получиться. У нас же совершенно разные издания, разные вопросы...
— Я же работаю, устаю. С каждым отдельно говорить не буду.
— Если Вам сейчас тяжело общаться, можно перенести интервью на другой день.
— Тяжело, тяжело… Нет, легко! И сегодня никакого общения. Это исключено. «Вопрос-ответ».
Кричит в открытую дверь «Пресса! Ну, где вы там?!»
— Может быть, дверь закрыть, будет удобнее разговаривать?
— Пускай открыта. Так хорошо, воздух идет.
Входит Маша, пресс-секретарь Мамонова.
— Ну, наконец-то вы пришли на интервью, сиддаун плиз и работаем уже.
Маша немеет: «Я не интервью брать».
— А чего пришла? Зачем? Ты кто вообще?
Маша пытается улыбнуться «Я с вами работаю, Петр Николаевич, у нас возникла проблема».
— А, проблема… ну и иди отсюда.
Маша испаряется.
— Пока никого нет, спрашивай.
— Когда-то у вас был замечательный проект «Мамонов и Алексей», прошло больше двадцати лет и…
— Изменился я или нет?
— Не совсем, я хотела спро…
— (Перебивает) Давай, я тебе один случай расскажу. Еду как-то из Москвы в деревню, к себе домой. Зима. Вечер. Я уставший. Но такой добрый, хороший. А у меня есть один любимый советский режиссер — не буду имени называть. И по дороге я купил сборник его фильмов, где есть картина, которую я не видел.
Еду и думаю, сейчас поставлю. Поставил. Жены не было дома. Смотрю я, смотрю… и плачу. Прям рыдаю. Думаю, как же хорошо! Как по-человечески все. Нежно. И тема замечательная. И как все визуально сделано, каждая деталь, каждая мелочь. Здорово, понимаешь? Приезжает жена. Я говорю: «Оля! Ты должна посмотреть это кино!» А мы с ней смотрим фильмы так: у нас разные комнаты. Два телека. Я включаю, и мы смотрим в одно и то же время, но каждый у себя, в своем пространстве. Чтобы рядом друг другу никто не пыхтел, не сопел. Стерильно! Потом обмениваемся впечатлениями. Так вот. Поставил ей фильм — сам смотрю и знаю, что она смотрит. А все происходит уже на следующий день. И вот думаю, как же мне могла гадость такая понравиться, такая сопля?! И Терехова, и весь этот кошмар советский, ну вот как?!
Захожу после просмотра к жене, говорю: «Оля, мне так стыдно». Она — «да, а чего вдруг»? А вот то! Вчера плакал, рыдал от счастья. Трезвый, не выпивший, ничего. На следующий день — гадость. Человек — это существо, чрезвычайно быстро меняющееся, буквально день ото дня. Даже быстрее, в течение дня. Как погода меняется, так и мы. Происходят ежесекундные перепады в наших чувствах, в наших ощущениях, настроениях и мыслях. Вышло солнышко светит — одно чувство. Лед — уже совсем другое. Ногу сломал — третье. К чему я? А к тому, что чувством жить нельзя! Будет бардак. Надо жить по закону.
— По какому закону?
— У всякого свой закон. Кому-то Кришна нравится, кому-то Господь наш Иисус Христос, кому-то Путин, кому-то — собственные установки, вычитанные из неведомых книг. Но, так или иначе, жить необходимо по каким-то правилам. Чувствами жить нельзя! Далее, продолжая нашу мысль! Истина одна. Дважды два всегда четыре, а не три с полтиной, поэтому я всем рассказываю один и тот же старый анекдот.
Идет конкурс акынов, выходит молодой парень и начинает «шарить» по всему грифу, издавать разные звуки. Потом выходит старик и начинает — «бэм, бэм, бэм». Ему говорят — че ты все «бэм да бэм», посмотри, вон молодой стоит, а какие вещи выделывает! Старик отвечает: «Он еще ищет, а я уже все нашел».
Так и я. У меня все ответы, вопросы, изменения — находятся в одном месте. А место это — где-то рядом с Богом.
Парнишка-солдат спросил генерала: «Что самое главное в жизни?» Тот ответил: «Чтобы совесть перед Богом была чиста». Вот и вся моя история. Всей моей жизни. Чтобы быть чистым перед Богом, нужны две вещи — мое старание, старание изо всех сил, и помощь Божья. Апостол Павел нам говорит вещь удивительную: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите». Тогда жизнь начинает меняться к лучшему — кончаются всякие зависимости, в семье все хорошо, появляются хорошие друзья, появляются спектакли — чистые и радостные, без воплей и стонов. Вот так человек живет, так я живу. Одним словом, дух творит себе формы.
Наконец входит журналист газеты «R». Мамонов пристально смотри на него.
— Если пресса, то закройте дверь и садитесь. А вы из какого издания?
Мой коллега, мягко улыбаясь, произносит название своей газеты.
— Читал. А вы откуда, забыл сразу спросить?
— COLTA.RU
— Чего???
— Интернет-портал о культуре.
— Я в интернете ничего не понимаю…там сплошной мусор…
— Насколько болезненны для Вас изменения, через которые мы все проходим. Годы меняют ментальность, творчество, деформируют личность …
— Любые изменения болезненны! Как это происходит? Какая разница? Все расписано, написано. Почитайте Исаака Сирина, я читаю его уже 15 лет. Он знает каждое движение моей души. Как будто он со мной реально сидит.
Человек рождается для страдания, он, как искра, сгорая, устремляется вверх. Вот и все! А больно — не больно… Без боли будет дыня на диване. Герцен сказал… Что-то я все цитатами… (Машет рукой.)
Сегодняшний концерт, на мой непросвещенный вкус, удался. Я все-таки как артист вижу со сцены, что происходит в зале. Кажется, что мы с залом сегодня объединились в любви: к нашему городу, к нашим людям и — к нашей стране! Мы все переживаем за то, что у нас происходит!
— А что происходит?
— Ничего хорошего. Но если кто-то хочет изменения своего качества жизни — то это связь с Богом. Завтра умрем, что будем делать на том свете? Что? Есть же вечная жизнь! Она так просто не кончается.
Раздается настойчивый и громкий стук. «Ну, кто там?» Мамонов вскакивает, рывком открывает дверь — видит свою жену, кричит: «Что тебе надо здесь?». Захлопывает дверь, возвращается на диван.
Я очень добрый, да…Такой я. Такой! Ругаюсь, значит…(Стучит себя по колену кулаком, вздыхает.)
Возвращаюсь к своей мысли. Что будем делать на том свете? Если завтра умрем? Солнце — это Господь, тьма — это без него. Никаких сковородок, огней и жарок не будет. Только тьма. Под этой мыслью я и стараюсь жить. Вот лег сегодня… Да. Собственно, почему мы думаем, что легли спать и обязательно утром проснемся? Что за бредовые мысли?
Мы с журналистом из газеты «R» переглядываемся — это вопрос к нам или можно промолчать.
— Нет, ну почему люди думают: «Я лягу, а завтра…» — и строят планы всякие. Никто же не думает всерьез, что я ложусь в последний раз, в гроб, допустим. Святые отцы, между прочим, спали там, ставили себе гробы…
— Так и Сара Бернар спала в гробу.
— Нуууу… Сара Бернар была сумасшедшая!
— Великая актриса, умница, почему она сумасшедшая-то?
— Да ну ее. По приколу можно делать все что угодно: и целителем быть, и Сарой Бернар, и Вангой, и кем хочешь. А я говорю о Великих духом людях! Например, о монахе Захарии. Я в Киево-Печерской лавре видел крохотную комнатку, видел «формы», где ни стоять, ни спать нельзя. Зачем все это? Чтобы с Богом быть, даже не ближе, а плотнее. Я вот иногда стою на даче, что-нибудь пилю, доски какие-то — смотрю, уже день прошел, и никаких подлых мыслей не было, и ночь уже…только я и Господь. Чисто!
Я очень люблю притчу о блудном сыне. Только захочет увидеть отца своего сын — и отец выбежит навстречу! Когда читаю, меня каждый раз пронимает дрожь. Если человек позовет — Бог выбежит ему на встречу.
Коллега из газеты «R» кивает головой и говорит: «Все мое — твое».
— Да! Все мое — твое. Другой сын, работящий, не пьяница, не захотел войти в дом. В какой дом? В отчий! А тот, кто всю жизнь блудил — остался в доме. Вот каков Христос. Вот что я понюхал своим щенячьим носом, и хочу туда. Хочу на свет — вот все изменения мои, и во мне. Хочу на свет! Я не хочу во мрак.
Что такое Христос? Любовь и еще раз любовь. Вот чем мы и заняты — артисты, адвокаты, врачи, журналисты. Или мы овеществляем зло, или служим верой любви. То есть, соединением людей. Я видел сейчас в зале, какие у всех просветленные лица. Людям понравилось — они улыбнулись и унесли любовь куда? В дом.
Как хорошо, если какой-нибудь молоденький парень, посмотрит мой спектакль и подумает: «А че-то весело и как-то модно, прикольно так было».
Недавно я был на передаче «Сто вопросов взрослому человеку», там дети задают вопросы знаменитым людям. Меня туда пригласили. А я с детьми-то умею. Я с ними, как с равными, не цыкаю, а просто разговариваю. Рассказываю про рок-н ролл. И вижу. Мальчик. Лет одиннадцать ему, руку тянет, довольно долго. Спрашиваю: «Ну, какой вопрос у тебя?» Он встал и говорит: «А с вами вообще прикольно».
Людям друг с другом должно быть хорошо. Это требует труда неимоверного. И не над другими — над собой!
— Ну, иногда — это насилие над собой, смотря кто твой собеседник.
— Какое насилие? Ты не слышишь, что я говорю…
— В дневнике у отца Александра Шмемана есть запись, как однажды он исповедовал женщину, которая была ему очень неприятна. Ее рассказ о своих грехах вызвал в нем глубокое отвращение. Он с трудом выслушал, причастил, но весь день и ночь мучился от отвращения к этой женщине. Но ведь не к себе?
— Я не отец Анатолий из «Острова». Не надо меня путать. Я старый грешник.
— Я не путаю. Но часто глубоко верующие люди ненавидят и не стесняются этого. Мне хотелось спросить Вас, как…
— (Перебивает) Никак! Тону! Положение мое как христианина: в реке не умею плавать — тону. А тут Шмеман какой-то. Тону! Тону блин, отвали! Вот и вся история. Реально тону. А ты не теми вопросами занимаешься!
Каждому из нас надо задать себе вопрос — оттого, что я домой сегодня пришел, кому-нибудь из моих домашних хорошо? Или я совсем один остался и живу один, потому что никто со мной быть не хочет! И не может! Какой Шмеман? Вот и весь Шмеман! «Никому не досаждать, и всем мое почтение», как говорил Амвросий Оптинский. Не те вопросы занимают ваши головы! Зачем я живу, кому-нибудь была от этого польза? Или только себе? Встань и спроси себя! И задай себе вопрос — хороший ли я человек? Все христианство в любви. Подпоясаться полотенчиком и ножки помыть друг другу — вот Дело! А мне надо вот сейчас с тобой интервью это… (брезгливо косится в мою сторону), я сижу почему-то, а встал бы и ушел сейчас на хрен!
— Так неприятно?
— Почему неприятно, я устал блин! Устал! А должен тебе сказать! Должен! А вижу, что уши у тебя ватой заложены. И эта вата — твои мнения. Если не слышишь — иди!
— Любить — это ценить свободу другого, разве нет?
— Пиши тогда свои мысли. Что ты ко мне пришла?
— То есть, я не имею право думать иначе, чем вы?
-Да говорю же, пиши свое мнение, чего ты мне вопросы задаешь? Думает она. Мне-то что? Мое дело — моя душа! Не хочу тебя обидеть. Но хочу шелуху с тебя снять, всех этих «шмеманов».
— А что бы вы сказали атеистам?
— За гробом атеистов нет.
— Ни одного?
— Когда туда приедем — и посмотрим. Кто атеист, кто буддист. Но все предстанем перед Христом. Атеизм тоже вера. Вера в то, что Бога нет. Так это ж какую нужно иметь веру, чтобы думать, будто в мире все происходит само? Первый аргумент против атеизма: наука до сих пор не понимает, откуда взялась жизнь и что она такое? Задайте атеисту эти вопросы.
Люди мои родные! Надо прочесть Евангелие. Господь пришел на землю — сказал какие-то слова и что-то сделал. Атеист или не атеист, но если ты образованный человек — ты хоть почитай «слово Божье». Надо понять, что Бог сказал людям. Услышать надо, понимаешь? И ты увидишь, как сердце твое отзовется… или не отзовется…
— Вы всерьез думаете, что атеист — это бессердечное существо, не воспринимающее нравственные законы?
— Я ничего не думаю! Ничего! Я излагаю систему, к которой сам приник и которая работает!
На пятидесятилетие мне подарили компьютер. Думал, не пойму никогда и ничего. Начал мышкой двигать, постепенно так, смотрю — все работает, все получается! Так и здесь — все работает, только надо начать! Нельзя рассказать вкус ананаса, надо его попробовать…
Мы с журналистом из газеты «R» интересуемся, как сам Мамонов оценивает спектакль «Дед Петр и зайцы».
Все мои спектакли — результат жизни моей. Какой я духом — такой я вышел на сцену! У Ахмадуллиной есть строчки: «Если можете не писать стихи — не пишите». Вот я не могу этого не делать.
Спектакль еще «сырой», многое нужно доделать, но первая часть — как огурчик, правда? В первой части — старорусская деревня, не нью-йорки или калифорнии всякие… А именно, наши красивые закаты, наша тишина. Сейчас самое необычное время наступит — начало ноября…тихо-тихо станет за городом. Я люблю тишину. Мне уже 61 год. И я уже люблю просто созерцать, думать, пластинки люблю слушать виниловые, хорошие, которых у меня много. Штук 200, а то и больше. Мне уже никто не нужен. Вот есть у меня старый друг, отец Козьма, молчаливый, косноязычный, но очень исполненный любви. Даже с ним я общаюсь редко, максимум два раза в год! Я самодостаточен стал по милости Божьей. Сижу один, и мне никто не нужен! Не могу сказать, что я отшельник. Ни в коем случае. Я очень светский человек. Смотрю Жана Габена, смотрю старое французское кино. Молодежь у меня спрашивает, какую музыку послушать…
Сейчас хочу на радио «Эхо Москвы» рассказывать о своей коллекции винила. Программа будет называться очень просто «Золотая полка». Буду ставить две-три песенки и рассказывать об исполнителе, высказывать свое мнение по тому или иному поводу. Буду рассказывать московские истории. Я же жутко много приколов знаю, анекдотов. Много думаю. Пообщался в различных компаниях. И кем только я не был, кем только не работал. Все буду гнать по радио. В час уложусь. Уже записал три передачи. Ждите в начале зимы. Сейчас еще расскажу, почему мне захотелось на радио. Откуда такой мотив. Есть у меня роскошный дом под Москвой. За кинофильм «Царь» Лунгин заплатил мне кучу денег, и мы построили огромный дом. Еще не до конца, но подвал уже «запустили», и у меня там студия. Ой (хватается за голову), какой же у меня подвал! Большой и… Ладно, не буду говорить какой, чтобы не вызывать зависти у читателей. Там я повесил звук обалденный, американские колонки, супер хай-энд. И сижу по нескольку часов в день, слушаю винил. Торчу, слетаю прям — от Пресли, от Чака Берри, от Майлза Дэвиса… Я слушаю каждый вечер по шесть сторон разных альбомов, в общей сложности часа два с половиной. И думаю: «Кому все это? Только себе? Нет, надо делиться». И стал я писать книжку, которую так и назвал — «Книжка о виниловых пластинках». Я вообще-то с литературой имею дело давно. Умею писать. Не читали мои книжечки? Например, «Закорючки»? И вообще, я из литературной семьи. Был журналистом, кстати. Включаю как-то раз Элвиса Пресли, думаю — а дай-ка запишу свои мысли о его музыке, о нем... Ставил пластинку и во время прослушивания говорил все свои впечатления на магнитофон. И так это вышло хорошо, даже жене показал. Она мне — «так интересно тебя слушать, ты так много знаешь, оказывается». Живет 35 лет со мной и говорит: «Ты, оказывается, умный такой». Я ей: «А ты что, иначе думала?»
Еще я езжу по разным городам, меня стали просить не петь, а рассказать что-нибудь про Бога. Был вот в Омске, в университете. Омск, между прочим, столица Сибири. Там рассказывал студентам о святых отцах, о том, что понял, о жизни, и люди слушали с огромным интересом. Мы живем в великой стране, и, чтобы перечислить имена всех русских святых, нужно четыре с половиной часа. Вот как!
Все, последний вопрос и уезжаю…
— Мне один замечательный актер, сказал, что вы не из тех художников, которые по наитию что-то делают. Любая ваша роль выстроена по железной логике. Вы очень четко «вычерчиваете» каждый жест на сцене и перед камерой, ни одного случайного слова или случайной интонации. Это так?
— Человек едет на катере по Белому морю, в лицо брызги, ноябрь, навигация еще открыта. Как вы думаете, он умеет управлять судном или он так просто поплыл? Вот и все.
Следующий спектакль — 12 ноября в Театре им. Станиславского.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials