А смысл?
ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ о том, как надо читать новый фильм Хон Сан Су, да и старые тоже
Название нового фильма Хона «В другой стране», возможно, отсылает к эссе Клер Дени о творчестве режиссера, которое она написала к выходу французского DVD его фильма «Женщина — это будущее мужчины». Начинался текст так: «“Женщина — это будущее мужчины” шокировал меня. Этот фильм как кирпич, который падает тебе на голову посреди чистого поля. Это больно и неожиданно, но фильм был в “другой стране”. Он говорил мне: “Не бойся”».
Таким образом, один из микросюжетов «В другой стране» — известный французский режиссер по имени Анна приезжает на корейский курорт — можно трактовать как приглашение Клер Дени в мир Хон Сан Су, компенсацию за шок и поглаживание ее ушибленной головы. Всего же сюжетов в фильме — четыре. В рамочном, из которого растут остальные, начинающая сценаристка Вон Чжу (Чон Ю Ми, которая уже играла у Хон Сан Су роль юного кинематографиста-демиурга в «Фильме Ок Хи») от безделья придумывает истории про француженку на курорте — эти сюжеты тут же материализуются. Во всех них француженок зовут Анна, играет их Изабель Юппер, но это совершенно разные люди. В первом Анна — знаменитый режиссер, приехала в гости к влюбленному в нее другу, режиссеру Чон Су (Квон Хэ Хё), и его ревнивой беременной жене Кым Хи (Мун Со Ри). Во втором она — жена французского промышленника и приезжает на курорт, чтобы встретиться с любовником — знаменитым корейским режиссером Мун Су (Мун Сон Гын). В третьем сюжете героиня Юппер — уже брошенная домохозяйка. Муж-промышленник сбежал к молодой кореянке, и вот Анна приезжает на все тот же курорт с подругой Пак Сук (Юн Ё Чжон), чтобы развеяться, а если не получится, то убить себя.
Все три внутренних сюжета собраны из повторения одних и тех же действий, вписанных в разный контекст: Анна выходит из отеля, встречает портье (играет ее та же Чон Ю Ми, то есть сценаристка из рамочного сюжета), портье советует ей поискать единственную в округе достопримечательность — маяк. Маяк так просто не дается, найти его у Анны получается только во второй истории, да и то во сне. Но в каждом сюжете Анна встречает на пляже спасателя в оранжевой майке (Ю Чжун Сан снимается у Хон Сан Су в четвертый раз). Тот глуп, плохо говорит по-английски, но ужасно хочет переспать с иностранкой.
Половое влечение корейских мужчин и глупости, которые они совершают в попытках его удовлетворить, — не самое возвышенное содержание, но это единственная движущая сила всех сюжетов Хон Сан Су и фундамент, на котором он выстраивает свои замысловатые нарративные конструкции. Вывернутые наизнанку сюжетные матрешки «В другой стране» эксплуатируют эффект Кулешова, играя с сочетанием не просто соседних кадров, а соседних историй, и в этом сопоставлении больше содержания, чем в самих историях.
Анна в первом сюжете продолжает разговор с портье, начатый в последнем, или находит зонт, который сама спрятала в параллельном рассказе. Головоломка может развернуться в голове зрителя в одну историю, которая идет задом наперед и по кольцу, — это одна и та же Анна приезжает на курорт в разное время, и второй или третий сюжет — первый визит. Или собраться в обширный комментарий о феномене творчества и отношениях автора с героями (сценаристка-портье во второй истории говорит Анне в ответ на обычное вежливое «вы так добры»: «Нет, простите, я не добра» — и Анну дальше ждут разочарования) или о буддийском восприятии мира и его отличии от европейского. На самом деле Хон Сан Су использует монтаж нарративов в основном для усиления комических эпизодов, сначала формирует ожидания зрителя, потом обманывает их. Может, например, повторить один и тот же гэг со спасателем в разных сюжетах сначала в двух проходных сценах, а потом вставить его в самую трагическую. Комментарий об отношениях автора с персонажем, в свою очередь, больше похож на пародийный пересказ «Фильма Ок Хи», тот и сам не очень серьезен, а тут трансформируется в настоящий ситком — девочка строчит в блокнот истории про себя, Изабель Юппер и спасателя в оранжевой майке.
Самый удачный, самый смешной и самый глубокий по смыслу обман «В другой стране» — это противопоставление западного и восточного менталитетов. В третьем сюжете Анна идет в буддийский монастырь, оставляет поминальную табличку и просит познакомить ее с монахом. С этим монахом, совершенно аутентичным на вид, она пытается говорить о смысле жизни, но после нескольких его глубокомысленных замечаний задает ему прямой вопрос: «В чем смысл?» Он отвечает, что смысла нет. Монаха играет популярный корейский философ Ким Ён Ок по прозвищу До Оль, или Каменная Голова (философ известен еще и как левый политический активист, соавтор сценария «Штрихов огня» Им Квон Тхэка и автор собственных документальных фильмов о корейской истории). Основные идеи До Оля — с помощью энергии Ци и познания Дао можно преодолеть узкий взгляд на мир, пропагандируемый современными западными, то есть континентальными, философами. Весь фильм Хон Сан Су сооружает контекст из многочисленных ссылок на взгляд/глаз «другого», добавляет буддийских идей об иллюзорности реальности, а потом выводит эксперта сразу во всех областях — До Оля, который репликой «Смысла нет» роняет кирпич на голову зазевавшемуся зрителю.
«В другой стране» действительно похож на хай-концепт-комедию на сюжет fish out of water, хоть это совсем не «День сурка» или «Трудности перевода». Возможно, в фильме и правда не то чтобы был смысл, но он — хорошее завершение своеобразной формалистской тетралогии Хон Сан Су о субъективизме, иллюзиях, творчестве и одиночестве. В предыдущих трех картинах — «Ха-ха-ха», «Фильм Ок Хи», «Встречи в Пукчхоне» — смыслов и сквозящей в промежутках между гэгами меланхолии было так много, что теперь, в финале, вполне можно выдохнуть и снизить философический пафос изящной головоломкой «В другой стране».
P.S. На условном «Западе» Хон Сан Су — едва ли не самый известный корейский режиссер. Именно он, на пару с Ким Ки Доком, и представляет в мире корейское фестивальное кино. Хона и Кима вполне можно сравнить с великим британским национальным дуэтом — Майком Ли и Кеном Лоучем соответственно. Но в России Хон Сан Су трудно тягаться в популярности с Ким Ки Доком: кроме выходящей в прокат «Пьеты» у последнего еще недавно состоялась триумфальная ретроспектива на фестивале 2morrow. Чтобы как-то уравновесить Моцарта и Сальери, в Москве в субботу, 27 октября, в кинотеатре «35 мм» в рамках фестиваля K-Motions состоится показ «Встреч в Пукчхоне» — предыдущего фильма Хон Сан Су.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials