Что смотреть на «2-in-1»
С 19 по 22 октября в Москве пройдет кинофестиваль «2-in-1». БОРИС НЕЛЕПО о том, что никак нельзя пропустить в эти четыре дня
Стартующий последним после череды московских фестивалей независимого кино «2-in-1», казалось бы, находится в самом невыигрышном положении — ведь все хиты должны были разобрать. Но этого не случилось — в этом году программный директор Алексей Медведев собрал попросту лучший в Москве фестиваль.
Откроется «2-in-1» «Охотой» Томаса Винтерберга. Среди заметных картин в конкурсе — один из самых обсуждаемых фильмов «Санденса» «Операция “Подчинение”»: как говорится, фильм мерзкий, но сильный. Новая работа Андреаса Дрезена, который даст мастер-класс об импровизации в кино. Рифмующийся с ней «Я буду рядом» Павла Руминова, победитель «Кинотавра» (о нем мы уже писали здесь). Вне конкурса — монументальный 900-минутный киноликбез — «История кино. Одиссея» Марка Казинса. В программе короткометражек «Слэмденса» — анимационное переложение «Моби Дика» Беном Зайтлином («Звери дикого Юга») и анимационная же экранизация Кафки «Голодарь». Плюс мини-ретроспектива польского радикала Пшемыслава Войчешека. И для совсем отчаявшихся киноманов — короткометражная программа «Украинские злые». Наконец, круглый стол с участием Леоса Каракса о судьбе авторского кино.
Если есть время, то лучше всего вообще не выходить эти четыре дня из кинотеатра «35 мм» и обязательно смотреть весь конкурс. Для тех, у кого в сутках ограниченное количество часов, мы составили топ-5 фильмов, которые пропустить точно уж никак нельзя.
1. «Девушка из ниоткуда», Жан-Клод Бриссо (программа «Спецпоказы»)
Один из самых нежных и красивых фильмов года, принесший локарнского «Золотого леопарда» Жан-Клоду Бриссо — практически неизвестному у нас удивительному режиссеру, последовательному ученику Эрика Ромера. Отторгнутый французским киносообществом, Бриссо остался в одиночестве и переизобрел в «Девушке» формулу своего творчества, вернувшись к истокам — хрупкому камерному кинематографу, лишенному барочной избыточности его последних картин. «Девушка из ниоткуда» снята практически без денег, в личной квартире Бриссо, он же играет главную роль — пожилого учителя математики, который пишет революционный философский трактат и скорбит по умершей жене. Однажды на пороге появляется загадочная девушка, а вместе с ней в квартире появляются привидения. Это кино самых разных жанров — и мелодрама, и комедия, и кайдан. Бриссо занимает во французском кино уникальную нишу, всю жизнь снимая фильмы под знаком Виктора Гюго и Жоржа Мельеса. Возглавлявший жюри в Локарно Апичатпонг Вирасетакун в ответ на вопросы возмущенной швейцарской прессы только недоуменно пожимал плечами и говорил: «Ну, это же было очевидное решение». Это правда. Подробнее о фильме можно прочитать в «Сеансе».
2. «А в это время», Хэл Хартли (программа «Инди-пудинг»)
Замечательный режиссер Хэл Хартли оказался в схожем с Бриссо положении — то есть на периферии зрительского и продюсерского внимания. «А в это время» — его первая за пять лет работа (предыдущей была «Фэй Грим»), длится всего час, была задумана как пилот одноименного сериала, но никто из телевизионных продюсеров интереса к замыслу Хартли не проявил. В результате деньги на завершение пришлось собирать про помощи краудфандинга на KickStarter, премьера состоялась на малоизвестном фестивале в Польше, картина прошла мимо всех радаров — известие о ее существовании стало сюрпризом даже для поклонников Хартли. В этом фильме вас не ждет ничего нового — в самом лучшем смысле. «А в это время» — все то же кино Хартли про обаятельного неудачника, который умеет делать все на свете, бродит по Нью-Йорку, носит в сумке собственный роман, отлично играет на барабанах, готов помочь случайному встречному, но сам никакого успеха так пока и не добился.
3. «Воспоминания смотрят на меня», Сун Фан (конкурс)
Спродюсированный Цзя Чжанке дебют прекрасной китайской девушки Сун Фан, хорошо знакомой киноманам по главной роли в «Полете красного шара» Хоу Сяосяня. Там она играла студентку киношколы в Париже. Оказалось, что роль эта — в каком-то смысле автобиографическая: Сун Фан действительно с самого начала была нацелена на режиссуру. «Воспоминания смотрят на меня» рассказывает о дочери, которая приезжает в Нанкин навестить семью. Режиссер играет фактически саму себя, в роли родителей — ее настоящие родители. Фильм снимался тяжело и долго и получился настолько интимным, что вообще очень трудно представить, каково было над ним работать. Действие практически не выходит за пределы квартиры, герои разговаривают о сокровенном, вспоминают прошлое, думают о настоящем, планируют будущее. По замыслу это немного похоже на нашумевший китайский фильм «Воловья шкура», но Сун Фан доверительнее и мягче. Минуте на двадцатой возникает ощущение, что это больше чем просто исповедальное кино — режиссер проникает в твои собственные потайные переживания.
4. «Любители музыки», Кен Расселл (программа «Ретроспектива Кена Расселла»)
Тема мини-ретроспективы «2-in-1» — музыкальные фильмы Кена Расселла, умершего ровно год назад. Если экранизация рок-оперы группы The Who «Томми» (1975) в особом представлении не нуждается, то фильмы про великих композиторов «Любители музыки» (1970), «Малер» (1974), «Листомания» (1975) известны у нас меньше, а смотреть их на большом экране — отдельное удовольствие. В первую очередь нужно обратить внимание на «Любителей музыки», потому что их привезут на 35-миллиметровой пленке. Это провокационная биография Чайковского, в которой есть место и музыке, и драматическому сюжету об удушающем союзе гомосексуалиста и нимфоманки (посвятим же этот показ Демидову и Мединскому). В качестве дополнительного бонуса в фойе «35 мм» покажут отрывки из документальных фильмов BBC, с которых началась карьера Расселла.
5. «Музейные часы», Джем Коэн (конкурс)
Зимняя Вена. Анна приехала из Канады к своей двоюродной сестре, лежащей в коме. В свободное время она бродит по улицам и ходит в знаменитый Музей истории искусств, где знакомится со смотрителем Иоганном. Он долгими днями рассматривает посетителей, слушает в тысячный раз искусствоведческие лекции, разглядывает картины Брейгеля. Между героями завязывается хрупкая дружба, городские пейзажи сменяются картинами, сам город и люди в нем вдруг оборачиваются отдельным произведением искусства. Очень теплый, несмотря на показанное время года, и простой фильм нью-йоркского художника Джема Коэна. В продюсерах числится Патти Смит, для которой Коэн снимал клипы (а также для R.E.M. и многих других). Фильм посвящен замечательному музыканту Вику Честнату, близкому другу режиссера.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials