Налить, взлабнуть и выплюнуть связки
Незаменимое пособие, составленное COLTA.RU, поможет вам почувствовать себя своим в мире академической музыки
Когда-то на сайте OpenSpace.ru была рубрика под названием «Ликбез» — там эксперты и знатоки рассказывали, что стоит за тем или иным понятием, связанным с литературой, театром, академической музыкой. Этот материал — тоже своего рода ликбез. ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА делится с читателями профессиональным арго оперных певцов, дирижеров и инструменталистов. Применять только по назначению!
Баран в голосе — серьезный недостаток у вокалиста, а именно — резкая тремоляция, искажающая высоту звука.
Бемоль — живот при беременности («Она с бемолем ходит»).
Взлабнуть — сыграть. Как именно — зависит от интонации. «Надо бы нам с тобой взлабнуть» — это когда музыканты мечтают сыграть что-то вместе к обоюдному удовольствию. «Взлабнули вчера на шару, ништяк, прокатило» — это значит, что сыграли кое-как, без репетиций.
Вокалюга — певец, который очень громко поет с точки зрения инструменталиста.
Все на полкирпича — когда певец все ноты поет чуть ниже, чем надо.
Выплюнуть связки — выражение, которое в ходу у певцов после исполнения любой сложной партии с большой вокальной нагрузкой.
География — термин для работы с оперным режиссером. Означает откуда и куда идти по сцене.
Горловик — певец с дефектом вокализации, жестким, «горловым» тембром.
Дать петуха — некачественно взять ноту, обычно верхнюю. Киксануть (кикс — термин из бильярда, означающий неудачный удар кием по шару) — примерно то же самое у духовиков. Вечная оркестровая головная боль — валторновый кикс.
Дошник — нота «до» третьей октавы, для теноров и сопрано являющаяся примерно тем же, чем прыжок в три оборота для фигуристов. Решник — соответственно четверной прыжок. Самый знаменитый пример — теноровая ария из «Дочери полка» Доницетти с девятью верхними «до». Для колоратурного сопрано, голоса наиболее легкого, тем же испытанием является фашник, то есть «фа» третьей октавы. Классический пример — ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.
Дудки — струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель. «Как тебе моя новая страдивариевская дудка?» — пример утонченного юмора исполнителя-струнника.
Дýхи — духовики.
Игра со шмальцем — игра на струнных с ярко выраженными «еврейскими» оттенками, с глиссандо и т.д. В наше время — скорее признак дурного вкуса.
Как собачий нос — крайняя актерская невыразительность.
Картошка — целая нота (то есть самая крупная по длительности).
Кач — еще один дефект вокализации, как правило, у певцов в возрасте.
Кочумать — очень распространенный среди музыкантов термин, означающий примерно то же самое, что и в воровском жаргоне: молчать, вести себя тихо, отдыхать. Но есть специфические трансформации. Мольто кочумато — вполне устойчивое дирижерское выражение, совет певцу не выкладываться в данном музыкальном фрагменте, петь тихо и расслабленно, беречь силы для более ответственного места.
Кошпырять — играть неуверенно, сбивчиво.
Металл в голосе — яркость в голосе, к которой стремятся певцы.
Меццуха — меццо-сопрано.
Милицейский свисток — распространенный недостаток вокализации колоратурных сопрано.
Морж — певец, которого обычно ставят на партии «кушать подано». Устойчивое словосочетание — моржовая партия.
Налить — спеть полным звуком, заполнить все акустическое пространство зала, поразить объемом голоса.
Орево — крикливый стиль пения.
Отоварить — очень похвальный термин среди вокалистов, исключающий какую-либо снисходительно-бытовую коннотацию, которая может померещиться поначалу. Означает — спеть с необходимым тембровым наполнением.
Пéрепел — состояние усталости голоса после чрезмерной нагрузки.
Режопера — режиссерская опера (которую обычно еще называют «осовремененной»).
Репа — репетиция.
Руки как ноги — рабочее выражение у пианистов после долгого перерыва в занятиях.
Силовик — певец, поющий натужно.
Ходить на жмура — играть на похоронах.
Хрящ — характерный неприятный призвук у струнников.
Ча мажор — фальшивое пение.
Черная икра — много черненьких нот (то есть шестнадцатых, тридцать вторых — коротких длительностей, которые обычно располагаются кучно).
Шкаф — контрабас.
Шкварка — плохой контрабас.
Штырять — играть в переходе, на улице. Ни в коем случае не путать с глаголом «штырить» — что значит «вонять перегаром» («от тебя штырит за версту»). Соответственно штырщик — уличный музыкант, штырка — место для уличного музицирования. Устойчивое выражение — идти на штырку.
Шубой по печке — неполетный голос с неярким тембром.
Шубой по роялю — спеть или сыграть что-то слишком тихо, когда из зала не слышно.
Щас я им объясню в до мажоре — выражение крайнего негодования.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials