Год шестой
Из книги Джонатана Литтелла «Чечня. Год третий» видно, что сегодня Россия перенимает практики, уже зарекомендовавшие себя на Кавказе, становясь в известном смысле Большой Чечней
Книга Джонатана Литтелла «Чечня. Год третий» должна была выйти примерно год назад, мы уже как-то публиковали из нее отрывок. Однако что-то сдвинулось в издательской машине — и на русском книга выходит не через два года после написания, а через три. Неожиданно оказалось, что это не плохо, а скорее хорошо: непреднамеренная пауза сообщила тексту некоторое новое измерение.
В 2009 году Литтелл приехал в Чечню, хорошо ему знакомую (он работал здесь во второй половине девяностых в составе гуманитарных миссий), — вместе с фотографом агентства «Магнум» Томасом Дворжаком. Изначально он собирался встретиться с Рамзаном Кадыровым — однако встреча так и не состоялась, несмотря на достигнутые вроде бы предварительные договоренности: у Кадырова не вовремя сменился пресс-секретарь. Это опять же, возможно, к лучшему. «“Вы тут долго намереваетесь оставаться?” — спросил меня Каримов (новый пресс-секретарь. — Ред.), скрестив руки за спиной. “Не знаю, может быть, две недели”. — “Две недели! А вам не надоест? Здесь нет казино, нет ночных клубов. Делать нечего”. В этом он был не прав. В конечном счете невозможность увидеть Рамзана открыла передо мной массу других перспектив: вместо того чтобы говорить о его бредовой личности, иногда граничащей с психозом, можно сконцентрироваться на его власти, на природе его власти, а это куда интереснее». В результате книгу можно читать как текст, описывающий сложные замкнутые кривые вокруг Рамзана Кадырова, который оказывается — нет, не фигурой умолчания, но, в полном соответствии с реальностью — по крайней мере, с реальностью книги Литтелла, — сакральным Центром (власти), манифестирующим себя то через убийства, то через строительство; то через публичные избиении проштрафившихся граждан, то через отеческие увещевания молодежи по телевизору. Однако, как говорит в книге Олег Орлов, председатель исполнительного бюро общества «Мемориал», «Рамзан может быть кем угодно, но прежде всего это убийца».
Вернемся к сказанному в начале статьи: год, что книга пролежала в издательстве, как мне представляется, пошел ей на пользу — и вот почему. В самой Чечне за это время скорее всего мало что изменилось: заниматься правозащитой там и вообще на Северном Кавказе стало еще опаснее (см. недавнюю историю с угрозами Татьяне Локшиной из московского бюро Human Rights Watch, одной из собеседниц Литтелла); на празднование недавнего дня рождения Кадырова выписали Орнеллу Мути и Жерара Депардье; наверное, возросли суммы взяток, которые, как утверждает Литтелл, нужно платить за получение места в любой бюджетной организации: «1100 долларов, чтобы стать водителем маршрутки — эти такси власть полностью держит под контролем; от 1300 до 2000 долларов, чтобы устроиться на должность медсестры; 3000 долларов, чтобы устроиться пожарным, — эти суммы соответствуют трех- или четырехмесячной зарплате».
Многое, однако, изменилось в Российской Федерации. Северный Кавказ по меньшей мере со времен первой чеченской войны является локусом, в значительной степени определяющим жизнь во всей постсоветской России — хотя, разумеется, это процесс двусторонний. Так, понятно, что своеобразный варварский извод trickle-down economics придумал не Кадыров. И когда мы читаем о том, что «если какой-нибудь бизнес идет более или менее неплохо или если его владелец нуждается в солидной протекции, Рамзан ее ему предоставляет и облагает его налогами; если же бизнес идет очень хорошо, Рамзан его забирает», — мы узнаем правила, в чуть более завуалированной (впрочем, не всегда) форме действующие на территории России уже давно. То же относится и к следующему утверждению Литтелла: «В Чечне невозможно отделить глобальный феномен коррупции от того, что следовало бы назвать внебюджетными цепочками государственного финансирования, это — форма параллельного налогообложения».
Интереснее, однако, другое. Вот как автор объясняет то, что средства, направляемые в Чечню из федерального центра, не разворовываются полностью, как в Южной Осетии: «Деньги, награбленные чиновниками — от мельчайших до крупнейших, — в значительной степени реинвестируются на местах, в форме ли рабочих мест в секторе строительства или в форме покупок, подарков большой семье; по слухам, Рамзан сразу раздражается, как только его агенты пытаются делать инвестиции за пределами Чечни». Стоит только предположить, что начальство решило распространить эту патриотичную практику (основывающуюся, разумеется, на насилии и вообще внеэкономическом принуждении) за пределы республики, вывести ее, так сказать, на федеральный уровень, как сразу становятся понятны телодвижения в смысле запрета чиновникам иметь недвижимость за рубежом (или учить там детей).
Дальше — еще интереснее. Литтелл пишет о деструктурированных социальных кодексах и кодексах социального поведения, что их «пришлось замазать <…> наспех придуманным дискурсом о наскоро сляпанной “традиции”, и ислам, который прежде сильно отличался от “чеченскости”, теперь наложили на “чеченскость”, ее отождествили с исламом до степени исключения всех остальных ее компонентов, раздробленных, эродированных и даже расплющенных войной. Архаические структуры остаются в фундаменте поведения, но над ними громоздится густой слой, состоящий из смеси больших денег, бизнеса, мобильных телефонов, автомобилей “Порше Кайен” и “Хаммер”, деспотизма в восточном духе, полного отсутствия сдерживающих начал и наполовину вновь изобретенной, наполовину радикализированной религии — с неотрадиционалистским китчем для припудривания всего в целом. И все это — с благословения Кремля». Если заменить в этом фрагменте «ислам» на «православие», мы получим описание (конечно, не совсем точное, но все же очень узнаваемое) того, что происходит в России последние месяцы. Иными словами, мы можем предположить, что если на первых стадиях Чечня Кадырова перенимала практики — в частности, социальные и экономические, но не только — Большой России, то сегодня скорее Россия перенимает практики, уже зарекомендовавшие себя на Кавказе, становясь в известном смысле Большой Чечней. Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов еще в 2007 году заметил, что назначение Кадырова похоронило институт выборов в России, — и оказался, как мы теперь видим, прав.
Год, что книга пролежала в издательстве, пошел ей на пользу.
Еще важнее неоднократно поднимаемый Литтеллом вопрос о том, кто, собственно, победил в войне, что на самом деле произошло в Чечне после воцарения там Кадырова. Автор цитирует Александра Гольца, утверждающего, что «для Путина выбор “чеченизации” (ставка на отца Рамзана, муфтия Ахмат-Хаджи Кадырова. — Ред.) против оппозиции военных стал равносильным избранию “концепции Барятинского” против “стратегии Ермолова”». Однако у всякой аналогии, особенно исторической, есть ограниченная область применения. Картина, которую автор рисует в своей книге, напоминает вовсе не то, что происходило на поздних этапах колонизации региона — т.е. после падения имамата в 1859 году. Напротив, если мы рассмотрим чеченскую эпопею автора в чуть более широком контексте, то увидим черты хорошо знакомого историкам постколониального авторитаризма — фактически диктатуры. Да, это вполне нетривиальная постколониальная диктатура, в отличие, скажем, от режимов, сформировавшихся в Туркмении после распада СССР или в Африке начала шестидесятых. Однако сходство есть, и оно несомненно. Перед нами де-факто практически независимая территория, связь которой с уже (почти) бывшей метрополией определяется почти исключительно тем, что тот же Маркедонов называет «личной унией» Путина и Кадырова.
В Чечне (но не в России), если верить Литтеллу, это хорошо понимают: «большинство чеченцев откровенно полагают, что они победили в войне. Мой друг Ваха воскликнул во время одного из наших с ним разговоров: “Что Россия получила из всего этого? Россия проиграла. Де-факто у нас независимость. Рамзан повсюду кричит о своей лояльности России, но здесь хозяин — он. Российские законы здесь не применяются. Русские никогда не смогут вернуться в Грозный, чтобы жить в нем”». Литтелл утверждает также, что все — и в Москве, и в Чечне — понимают, что ситуация эта временная. «Российское государство, — говорит автору Александр Гольц, — погружает голову в песок и надеется, что все будет к лучшему. У нас нет никакой стратегии, только тактика». Ему с другой стороны вторит Майрбек Вачагаев — профессиональный историк, бывший полпред Аслана Масхадова в Москве: «…это не система. Значит, это не долговременная политика… Это момент, который дан Чечне».
По прочтении книги становится очень трудно поверить, что Чечня, прошедшая с такими потерями больше половины пути к сецессии, повернет назад. Скорее всего частью России она уже никогда не будет. Впрочем, противоестественный «методологический симбиоз» федерального и нынешнего чеченского режимов, о котором шла речь выше, существенно затрудняет попытки построить теоретическую модель, обладающую достаточной предсказательной ценностью.
Джонатан Литтелл. Чечня. Год третий. — М.: Ad Marginem, 2012. Пер с англ. Б. Скуратова
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials