pic-7
Марина Давыдова
12 октября 2012 Театр Комментарии ()

В лоскуты

В лоскуты

Выставка, посвященная московскому акционизму, открытие «Территории», Дени Лаван на фестивале Solo, уникальный спектакль из Австралии, смерть на дорогах Москвы: хроника одного вечера, прекрасно начавшегося и трагически закончившегося

Мы живем в удивительном городе. Он похож на лоскутное одеяло. Оказавшись на одном его лоскутке, чувствуешь себя гражданином цивилизованной Европы, в которой цветет и иногда немного пахнет современное искусство, фантастически — даже по меркам Голландии или Германии — востребованное продвинутой молодежью, оказавшись на другом, ощущаешь себя обитателем средневекового теократического государства, оказавшись на третьем — пребываешь в уверенности, что Советский Союз еще не рухнул, а по кремлевским коридорам бродят Брежнев, Демичев, Долгих, Зимянин и другие незабвенные товарищи Пельше.

9 октября 2012 года, на пересечении Страстного бульвара и Большой Дмитровки, я оказалась на лоскутке № 1, а плотность культурных событий на квадратный километр городской площади превысила все мыслимые нормы.

© Colta.ru

18:00. Я бегу на открытие выставки «90-е: победа и поражение», которую организовали фестиваль «Территория» и Московский музей современного искусства. Адрес — Страстной бульвар, 12, стр. 2. Я ходила мимо этого дома множество раз, не очень задумываясь, что в нем было прежде. Оказывается, еще недавно — пристанище бомжей и нищих, до того коммуналка и военкомат, теперь этот дом талантливо сыграл роль сквота. Под ногами лежат внахлест куски фанеры, они создают ощущение зыбкости: кажется, один неверный шаг, и нога провалится в подпол. Чуть пахнет сыростью. На обшарпанных стенах красуется хроника московского акционизма 90-х, ведущая, по мысли куратора Олега Кулика, прямиком к Pussy Riot. Отдельные завсегдатаи вернисажей считают такой концептуальный ход не вполне корректным, но большая часть посетителей, разглядывая «экспонаты» — фотографии известных акций перемежаются бытовыми фотографиями соответствующих лет, — просто предаются ностальгии. «Ой, вот смотрите — Дёготь. А вот Мизиано молодой!» Разглядывая «ХУЙ», выложенный группой «ЭТИ» на Красной площади в далеком 1991-м, пытаются опознать своих знакомых: «Мне кажется, хвостик над Й — это Милена Орлова. Нет?» Ловишь себя на мысли, что акции Бренера, Кулика, Осмоловского, уже ставшие для большей части российского арт-мира классикой, для большей части театрального мира — по-прежнему не более чем глупые выходки людей, которые «не умеют рисовать» и «очень плохо играют роль собаки». И в очередной раз отмечаешь пропасть, отделяющую один мир от другого.

По неуютному пространству меж тем рыщут многочисленные телекамеры. В одну из них Дмитрий Гутов, словно в подтверждение замечания о пропасти, рассказывает, почему он не любит театр. В 19:00 здесь же, на выставке, начнется перформанс «Ненавижу театр», герои которого все те же Дмитрий Гутов, Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Валерий Чтак (режиссер — Руслан Маликов). Наверняка они представляют себе сценическое искусство чем-то ископаемо-хвостатым. И они во многом правы. Но хочется все же объяснить им, что современный театр — это не только народные артисты в классических пьесах, а ископаемо-хвостатыми часто являются сами представления о современном театре. Хочется, но некогда. Ровно через десять минут буквально в двух шагах от выставки, в Театральном центре на Страстном, случится уникальное событие: Дени Лаван, великий артист Лео Каракса, да и вообще великий артист, выйдет на сцену собственной персоной. Пока я бежала на выставку, он прошел мимо меня буквально в двух сантиметрах: можно было протянуть руку и потрогать гения. Променять встречу с Лаваном на перформанс талантливых акционистов я не могу. Видимо, я все же люблю театр.

Моноспектакль с затейливым названием «Заставить аллигатора танцевать под флейту Пана» играется уже в рамках другого фестиваля — Solo. Как его арт-директору Михаилу Пушкину удалось заполучить к себе французскую звезду, я не очень понимаю, но сам Пушкин уверяет, что особого труда это не составило: «Я просто подошел к нему, пригласил в Москву, и он почти сразу согласился. Он без понтов совсем!»

Лаван играет спектакль, в основе которого — подлинные письма Луи Селина. Есть просто блистательные лицедеи, а есть блистательные лицедеи-интеллектуалы. Лаван — из последних. Самое сильное в его спектакле — это, как ни странно, как раз обаяние интеллекта. Оно сквозит во всем, что он делает. Каждое движение и каждая интонация продуманы до мелочей и в то же время оставляют ощущение спонтанности. Кажется, что слова рождаются вот тут, у тебя на глазах. Хотя именно чтение писем, да еще писем гения — самое невыигрышное для артиста дело.

Впрочем, Лаван играет не гения, а скорее человека из подполья, эдакого сетевого маргинала досетевой эпохи, по случаю оказавшегося гением. Он представляет не сор, из которого растут великие произведения, а душевную скверну, в которой может утонуть любой дар. В случае с Селином эта диалектика особенно сложна, ибо магия его литературы (в первую очередь «Путешествия на край ночи», конечно же) — это магия правды и надрывной исповедальности. Лаван блистательно балансирует на грани, где исповедальность превращается в душевный эксгибиционизм, а пленительная откровенность — в распущенность испорченного ребенка, который режет правду-матку в самых неподобающих местах.

Пока Лаван полтора часа кряду, не прибегая ни к каким кунштюкам, на одной актерской харизме держит в напряжении зрительный зал, на задах Театрального центра во дворе Театра наций (пробежал один квартал по Большой Дмитровке, свернул в Петровский переулок, и ты уже там) начинается еще один перформанс. Это Филипп Григорьян на открытии фестиваля «Территория» устроил действо под названием «Свалка».

© Международный фестиваль моноспектаклей «Solo»

Сцена из спектакля «Путешествия на край ночи»

На огромной горе изящно разбросанного городского мусора, которую венчает остов старого авто, танцовщики буто в трусах телесного цвета изображают какой-то локальный и очень эстетский апокалипсис. Поеживаясь на зябком ветру, за ними наблюдает множество молодых людей, до отказа забивших двор Театра наций. Стоящая рядом Марина Голуб иронически говорит: «Вот за что люблю современное искусство: где еще увидишь столько прекрасных обнаженных тел».

Сразу вслед за перформансом Григорьяна, в 21:00, — уже в здании самого Театра наций — начинается спектакль объездившей весь мир австралийской компании Chanky Move «Mortal Engine»/«Смертельный двигатель». Апокалиптические мотивы обретают в нем совсем новые обертоны. Человеческие тела, которые у Григорьяна — жертвы какой-то техногенной катастрофы, тут оказываются частью лазерно-неоновой реальности. Человек слит с техногенным миром практически до неразличения. Где кончается уязвимая плоть и начинается мир высоких технологий, уже и не разберешь. Шесть танцовщиков одним мановением руки преображают неоновый мир, но кажется, что человек повелевает им, совершенно расчеловечившись.

© VII Международный фестиваль-школа«Территория»

Сцена из спектакля «Смертельный двигатель»

Два изысканных «апокалипсиса», выставка акционизма, вдруг протянувшего руку Руслану Маликову и эстетике Театра.doc, Дени Лаван, играющий Луи Селина, — все это почти одновременно на одном небольшом пятачке. Перебегаешь с места на место, высунув язык, так хочется все сразу увидеть. И нужно приложить немалые усилия, чтобы отвлечься от происходящего и вспомнить, что буквально в нескольких шагах отсюда стоят московские театры, а в них по-прежнему идут словно бы поставленные в сказке про остановившееся время кастаньетные «учителя танцев» и навевающие сон «дядюшкины сны».

Уже ближе к полуночи мы с друзьями сидим в кафе. Марина Голуб подсаживается к нам из-за соседнего столика. Шутит, балагурит, спрашивает: «А когда начинается NET?» Она одна из немногих и интересуется тем, что происходит за пределами ее театрального околотка, и посещает современные фестивали. Таких артистов и актрис в Москве единицы. Вот еще Алла Покровская и Лия Ахеджакова. У большей части театральных деятелей жизнь протекает вот в том самом «дядюшкином сне», а этих ночью разбуди, они перечислят всех хедлайнеров современного театра.

Мы обнимается на прощание и разбредаемся по домам.

Наутро приходит известие, что Марины больше нет. Черная московская ночь поглощает безвозвратно. Сделал шаг с одного лоскутка на другой — и ты не просто в сонном царстве театрального застоя, ты в диком, варварском пространстве, где все законы и предписания отменены правом сильного. Лоскутное одеяло страны расползается на глазах. И с каждым днем разрывы между его разнородными частями все больше.

Марина, светлая тебе память! Мы постараемся все же выжить — тут, на нашем крохотном лоскутке.

новости

ещё