Жили-были хорошие ребята. И банда у них получилась хорошая
Как рекламировали «Бригаду» те, кто первым ставил ее в эфир? COLTA.RU поговорила с копирайтерами, работавшими тогда в маркетинговой службе РТР, и выяснила подробности
Эдуард Семенов: Руководителем РТР тогда был Александр Акопов, который сейчас возглавляет «Амедиа», и сериал он заказал задолго до того, как начался ребрендинг канала. В те времена мы столкнулись с тем, что было много зарубежного кино и зарубежных сериалов, «Санта-Барбару» тогда уже вроде не показывали, но… В общем, это был первый качественно сделанный русский сериал — и первый сериал, за который канал тогда получил «ТЭФИ». Несколько смущала тема — история-то про бандитов, — и самая большая проблема была в том, как все это продавать так, чтобы бандитская тема не особо вылезала. Хотя при этом было понятно, что перед нами типичная мафиозная сага, вроде как «Однажды в Америке», и нужно закидывать аллюзии именно в этом направлении. Плюс герои были достаточно обаятельными, хотя они и творили зло. Тоже конфликт — приходилось и это уравновешивать. Бандиты, мафия, девяностые, которые тогда еще не было принято называть лихими, — продавать это кино как правду жизни было бы безумием. Все это нужно было замолчать или преподнести нейтрально.
Андрей Орфани: Приходилось как-то интеллигентно лавировать. Это видно даже по плакату фильма. Там что? Четыре парня в костюмах и девушка в платье невесты. Не совсем логично, но зато обошлись без пистолетов и всего остального. Опять же чистая аллюзия на «Однажды в Америке» — серьезные люди в белых рубашках и черных костюмах.
Семенов: Вот, собственно, первый текст: «Давным-давно. Далеко-далеко. Однажды в России. Они встретились — и поклялись в вечной дружбе».
То есть мы продавали проект как «Однажды в Америке» на русский манер. Причем это не то чтобы наша идея. Она тогда витала в воздухе, впечатление было такое, что ее одновременно несколько человек озвучили в то время. Вот этим «Давным-давно, далеко-далеко» мы намеренно старались историю отстранить.
Хотя, когда два года спустя, в 2004-м, поехали продавать фильм в Канны, там его позиционировали совсем по-другому.
Орфани: Да, среди каннских слоганов есть, на мой взгляд, самый лучший и самый точный: «Romantics. Dreamers. Bandits». Здесь он не пошел. А для Канн вполне сгодился.
Семенов: Но тут он и не мог пойти — тем более на государственном канале. Я уже говорил, что сериал о преступниках, но они реально симпатичные, и с этим надо что-то делать — иначе получилось бы, что канал пропагандирует насилие. История ведь назидательная: в финале герои за свои действия поплатились, зло само себя наказало — с точки зрения морали история правильная. Хотя, чтобы это понять, нужно досмотреть сериал до конца. А так с первого взгляда все выглядело довольно депрессивно — и негативный шлейф преследовал «Бригаду». Помните, была история в прессе: мол, собрались малолетние подростки, ограбили киоск какой-то и назвали себя «бригадой». Но такое ведь и с Фантомасом могло быть. И все это нужно было долго разгребать. Так что мы обходили стороной вопрос о профессиональной принадлежности героев. Хотя, конечно, все обаяние фильма заключается в вещах неправильных с точки зрения этики. То есть все равно красивее всего было, когда они стреляли.
Орфани: Мы на криминал не напирали. Мы вытягивали сагу — историю о людях и их заблуждениях. Обходились самыми минимальными средствами. Нет — криминалу, да — ребятам, которым хотелось чего-то настоящего, своеобразным жертвам своего времени.
Семенов: И при этом — никаких указаний на то, что это конкретно за время! В 2002-м было неполиткорректно говорить, что это сериал о 90-х. Это означало прямо сказать, что тот период — десятилетие разбоя и бандитизма. А вот несколько лет спустя, когда канал его транслировал повторно, мы уже говорили, что это «первое честное кино о 90-х», «лучший сериал о 90-х». И там даже был слоган «Их жизнь могла сложиться иначе, если бы не 90-е». К 2011 году все это окончательно прошло, и на все это можно смотреть нейтрально, без всяких там вспышек гнева. «Бригада» стала восприниматься как историческое кино — картина времени, своего рода летопись. Мы еще дополнительно объясняли, что они — герои потерянного поколения, герои, которые не по своей вине попали между колесиками времени.
Орфани: Хотя насчет важности «Бригады» как своеобразного протокола эпохи… Это отретушированная фотография свадьбы до драки: все трезвые и в костюмах. И кто-то говорит: «Смотри, Володька-то красавец у нас!» — а потом уже началось месилово.
Семенов: Когда людям показывают непричесанную правду — люди себя не узнают. А здесь они (создатели фильма. — Ред.) смогли очистить все так, что зрителю было приятно узнать свое прошлое в том, что он видел. Все было довольно правдоподобно, много было элементарно узнаваемых вещей — и в деталях, и в поступках героев.
Орфани: Консультанты у картины были что надо! Вот герои купили американскую машину, потом пересели на шестисотый, когда поднялись, — так все и делали в те времена.
Семенов: Но в девяностые было и много другого — и даже та реальность, в которой я жил, мои девяностые, была другой! Сейчас, когда время прошло, вся эта бандитская история существует уже немного в другом контексте: воспринимается как неотъемлемая часть общего пейзажа — а тогда она для многих существовала где-то на отшибе.
Орфани: В общем, тема была скользкая. Вот и мы, когда делали к фильму анонсные ролики, обходились без закадра, давали говорить героям — какой с них спрос. А то нам бы приписали чего.
Семенов: Можно было бы сказать прямо: посмотрите фильм о хорошем человеке, который превратился в бандита и ничтожество, в мерзавца и разрушил свою жизнь и жизнь своей семьи. Но моралите не продается. А зло продавать тоже нельзя.
Борис Дубин. «Бригада» 10 лет спустя
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials