Мину Друэ Тындинского района
Один из лауреатов премии «Дебют», Егор Молданов, оказался подставным и заживо похороненным. ДМИТРИЙ КУЗЬМИН разбирается в скандале и в его литературном подтексте
Вокруг премии «Дебют» — новый скандал. Обнаружилось, коротко говоря, что некий провинциальный директор школы сочинил повесть о трудной жизни подростков и выставил в качестве автора подставного подростка, каковой и получил специальный приз «За мужество в литературе» (ибо повесть была вроде как автобиографическая); тут бы педагогу и успокоиться, а он, от избытка чувств, досочинил автору не менее трагическую дальнейшую судьбу, а заодно и второе молодое дарование придумал. Внезапно новость перетекла из малоизвестного сетевого журнала в одну новостную ленту, потом во вторую — и все завертелось.
Так ли уж страшен позор «Дебюта»? Вот уже 12 лет дюжина экспертов разгребает наваливаемую юными сочинителями со всего мира навозну кучу, по несколько десятков тысяч рукописей ежегодно, — ну, вытащили на каждую жемчужину сколько-то стекляшек, ну, одна из них при ближайшем рассмотрении оказалась и вовсе пластиком — важно ли это? Уже были в дебютовской истории и финалисты, в последний момент не явившиеся к финалу (т.е. тоже, вполне очевидно, подставные — но без такого нахальства), и две работы одного автора, поданные под разными подписями и встретившиеся в финальной тройке (что хорошо говорит об авторе, но плохо — об уровне конкуренции в одной конкретной номинации), и просто явные ошибки жюри (повешенные на стену ружья, от которых никто и не ждал выстрела после, потому как они отродясь не стреляли до) — и кто теперь про все это помнит, кроме непосредственных участников, а те несколько действительно удачных решений, которые в истории премии есть, так и остаются на слуху: прежде премия помогла им, а теперь Василий Сигарев, Данила Давыдов, Денис Осокин, Марианна Гейде, Дина Гатина (просто дальнейшей творческой биографией) помогают премии. То есть при всех моих обширных претензиях к «Дебюту» эта история — вроде бы не самый удачный повод для того, чтобы к нему лишний раз цепляться.
Тем более что некая часть истории «писателя Егора Молданова» — вообще не про «Дебют». Ну например: для разоблачения мистификации потребовалось четыре года, и ушли они на то, чтобы хоть кто-то заметил: повесть, вышедшая в «Урале» в 2009 году под именем юного лауреата, прежде вышла в «Крещатике» в 2008 году под другим именем. Что это значит? С одной стороны, по-видимому, число людей, одновременно читающих прозу в этих двух изданиях, равно нулю. Желающие могут помедитировать над вопросом, о чем это говорит больше: об уровне и репутации обоих журналов — или о состоянии отечественной литературной критики, даже материал «Журнального зала» не удостаивающей прочесть целиком. С другой стороны, за отчетный период не нашлось ни одного человека, который бы за той или иной надобностью вбил в поисковик имена персонажей, характерные названия, запомнившиеся фразы из этого текста (и получил бы при выдаче Гугла или Яндекса одинаковый текст за разными подписями). Это, по-видимому, намекает нам на степень читательского интереса к данному произведению — а может быть, и вообще к специальной категории «мужества в литературе», то бишь таких сочинений, которые сами по себе ничего не стоят, но в сочетании с авторской биографией вроде как прочитываются в ином, героическом модусе. Теоретически такая идейная конструкция должна была бы кануть в Лету вместе с советской культурой и ее культом Николая Островского, но (как мы понимаем чем дальше, тем острее) десоветизация культуры осталась скорее благопожеланием, так что свое «мужество в литературе» имеет место на всех идейных флангах (не могу не вспомнить старую-старую историю про то, как одного поэта мимоходом приложили в критическом обзоре либеральнейшего «Знамени», а он обиделся и отправил туда свои стихи за подписью «Иван Раина, колхозный тракторист» — и, натурально, был напечатан).
Однако присуждение премии, пусть даже побочной, — это, по идее, более ответственный жест, чем рядовая журнальная публикация. Пусть даже по регламенту премия присуждается за конкретный текст — все равно в лучах софитов оказывается автор, и не только как фигура во плоти (в данном случае, как сообщает расследование, фигура по причине своего подложного статуса почти бессловесная, но зато сопровождаемая действительным автором в роли практически телохранителя, не подпускающего журналистов: изящная инверсия в духе, что ли, холопа Ивашки при подложном царе Симеоне Бекбулатовиче — впрочем, в политической плоскости нас такими инверсиями да рекурсиями не удивишь). Писатель-лауреат — это, в норме, тот, кому есть что сказать и от кого есть чего ждать: авторская индивидуальность. Премия, которую получает вообще непонятно кто, — это вроде как сбой в системе. Впрочем, можно бы сказать, что сбоем бы это было во «взрослой» премии, а молодых авторов отмечают за первые шаги, и тут всегда отчасти лотерея: пойдет дальше или выйдет из круга света и тотчас повалится — но это (не переменил я мнения со времен самого первого «Дебюта») недоразумение, результат смешения жанров: поощрять невесть чьи первые шаги должен конкурс, а премия, хоть и молодежная, полагается тем, кто уже, несмотря на юный возраст, кем-то стал и куда-то пришел. Но ведь и сам императив авторской индивидуальности действует не везде и не всегда. С одной стороны ему противостоит домодернистский образ вдохновенного честного ремесленника, изготовляющего культурный продукт с заранее известными свойствами: вот роман про тяжелую жизнь подростка — тяжесть этой жизни мы начнем отражать с сурового сленга, вставив в первую фразу словцо «погоняло», но стиль и синтаксис выправим по строгим лекалам академической грамматики с удлиненным бюрократически-протокольным изгибом, заставив мальчика из колонии в третьей фразе поминать «шрам после перенесенного аппендицита». С другой стороны поджимает бедную авторскую индивидуальность постмодернистский безликий и безымянный скриптор, явившийся после смерти автора: это вот письмо, такое мужественно-литературное, само себя и пишет (не из горькой жизни доподлинного подростка, а из тонн и километров уже имеющейся писанины про горькую жизнь подростка), а чье на нем стоит имя да какая к этому имени приделана биография — так это все один симулякр. (Как давно — чуть ли не со времен Вячеслава Курицына — не приходилось встречать это слово! Симулякры на каждом шагу, а слова нет.) Крайности сходятся, безо всякого литературно-критического дознания оставляя нас с тем же сакраментальным вопросом: а тут, спрашивается, кто автор?
Но ведь и это уже было! «Долгое время Мину Друэ воспринималась как некая детективная тайна: она или не она?» — пишет Ролан Барт о сомнительном юном даровании полувековой давности, девятилетней поэтессе, поясняя, что на самом деле фокус вовсе не в том, сама ли девочка сочинила стишки или за нее их сочинила мама, а в том, что именно такие стишки, как бы детские (симулирующие непосредственность восприятия) и как бы взрослые (экстенсивно расходующие весьма ограниченный запас выразительных средств), и должна была бы писать девочка с точки зрения обывателя (и в частности, литературного обывателя). Когда в Советском Союзе с приличествующим тридцатилетним опозданием появилась собственная Мину, Ника Турбина, — собственного Ролана Барта (сюрприз!) в отечестве не нашлось, и патронировавший местного чудо-ребенка Евтушенко невозбранно блажил: «Дети — тайные взрослые» et vice versa. И вот еще четверть века позади — и опять об Пушкина (чье вундеркиндство явно соблазнило многих из малых сих), хоть и в прозе на сей раз. Барт пишет о стихах Мину, что у них есть возраст — и они куда старше девочки. Сочинение псевдо-Молданова старше Молданова: оно растет из «перестроечного» риторического вопроса «Легко ли быть молодым?» и далее из литературно-кинематографической молодежной чернухи того же времени («Плюмбум, или Опасная игра», «Одлян, или Воздух свободы», «Авария, дочь мента» и прочее в этом же роде); еще дальше маячит на заднем плане трогательно-ветхий Анатолий Алексин, у которого несколько писательских поколений выучились давать полусумасшедшим, но добрейшей души старым учительницам вычурные имена (хотя молдановская «Матильдушка» свидетельствует об отсутствии чувства меры). Да, это и есть молодой писатель с точки зрения обывателя: живописующий свинцовые мерзости собственной жизни пополам с оазисами добросердечия в собственной душе, с переменным успехом оберегаемый хорошим начальством против плохого, а на десерт — катарсис, deus ex machina, очистительный огонь и сорок бочек арестантов (это, разумеется, вариант лайт: для высокоинтеллигентного обывателя предусмотрен вариант без катарсиса и без очистительного огня, под патронатом издательства «Лимбус Пресс»). Сколько раз, расставаясь с последней страницей очередного новоиспеченного голоса поколения — иных уж нет (кто из присутствующих еще помнит писательницу Денежкину?), а те далече (в букеровском шорт-листе), — доводилось думать: если б это молодое дарование не произросло на заднем дворе отечественной словесности само — старшие товарищи его бы выдумали. И вот старшие товарищи поднатужились и выдумали. Вы видите разницу? Я — ни малейшей.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials