Раскоряка, или Несколько слов о Музее современного русского искусства

Чтобы создать в Москве хороший музей современного искусства, ГЦСИ должен перестать в одиночку рулить процессом, уверен СЕМЕН ФАЙБИСОВИЧ
Налицо культурная коллизия — она же раскоряка: продолжается история под общим названием Pussy Riot с активным муссированием всех ее сюжетов — и параллельно развернулось бурное обсуждение идеи создания-строительства в Москве музея современного искусства, в каковом обсуждении история с выступлением в ХХС и ее последствия в большинстве случаев по умолчанию выносятся за скобки. А то и в скобках отсутствуют.
В этой алогичности есть своя логика, подтверждающая ту, о которой я писал: что радикальное искусство, ярчайшим образцом которого стало выступление панк-группы, и то искусство, что нынче стало модно сокращенно именовать совриском, хоть и имеют дело с рисками, но существенно разнящимися по своей природе и интенциям; хоть и являются искусствами, но разного рода. На словах многими такая разнородность отрицается, но наличие означенной раскоряки фактически подтверждает ее — при этом говорит не только о разноприродности двух искусств, но и о шизофрении сегодняшнего культурного и пр. сознания: на создание музея свободного по определению искусства огромные деньги выделены из бюджета государства, основная сегодняшняя и долгосрочная стратегия которого — жесткое последовательное подавление свободы во всех ее формах и проявлениях. Далее: эти средства выделены ГЦСИ — Государственному центру современного искусства, бюджетной организации, основная идея которой — рулить художественным процессом, руководить художниками, указывая «направления развития», и, соответственно, привечать тех, кто следует указаниям.
При этом тот же ГЦСИ, учредивший и присуждающий премию «Инновация», пару лет назад дружно отдал ее группе «Война», а некоторые другие любимые ГЦСИ авторы — очень хорошие художники. Но и это только усиливает ощущение шизофреничности происходящего. Как и то, что госконтора, претендующая на руководство «всем процессом», на практике руководит им разве что в провинции, где привыкли выполнять указания «центра», а на московской сцене, где сосредоточены основные художественные силы и институции совриска, ведет себя скорее как частная лавочка: эдакая галерея со своим кругом художников, которая только не продает работы этих художников (как «настоящая» частная галерея), а приобретает их в свою коллекцию на средства налогоплательщиков; ведет себя как коллекционер, только не приватный, вкладывающий «свои кровные» в свое собрание и создание собственного музея, как, к примеру, Игорь Маркин и Шалва Бреус, — а делающий «государственные закупки» на деньги, полученные благодаря близости к госкормушке. А по количеству и качеству устроенных выставок Государственный центр явно уступает и частному «Гаражу», и площадкам под эгидой Василия Церетели, и новому выставочному центру Ольги Свибловой, и даже, возможно, старому «сундуку» на Крымском Валу — и это при наличии современного комплекса зданий, также построенного на деньги госбюджета.
И вот так странно устроенная и работающая организация втихаря получает пять миллиардов и втихаря проектирует для своей коллекции модное здание о 16 этажах; никаких обсуждений, никаких конкурсов — ни гу-гу. Естественно, когда тайное стало явным, поднялся громкий шум. Естественно и то, что все поделились на сторонников и противников предлагаемых ГЦСИ путей решения этой задачи — создания главного музея современного искусства страны. Не менее естественно наличие в обеих противоборствующих позициях личной заинтересованности — пусть даже многочисленные институции и персоны обоснованно считают себя несправедливо проигнорированными ГЦСИ; пусть они, как и ряд независимых экспертов, полагают в принципе некорректными и в корне неправильными что «формат» музея, что манеры его промоушена…
А ситуация в целом («со стороны Луны»), повторю, грязновата и бредовата: как-то неловко, нечестно, неадекватно — да просто глупо обсуждать концепцию музея современного искусства, так или иначе опираясь и ссылаясь на богатый опыт свободного мира в организации музеев такого рода, когда над настоящей и будущей Москвой витает дух не Нью-Йорка, Лондона и Парижа — а Тегерана; не МоМА, «Тейт Модерн» и Центра Помпиду — а какого-нибудь «собрания современного православного искусства»: кто сейчас даст голову на отсечение, что именно это искусство не станет в конце концов основным наполнением музея — особенно если не забывать, что у нас за министр культуры! Так что, пожалуй, дам на отсечение свою: даже если до этого (православного искусства) не дойдет — при расширении списка музеефицированных авторов за счет художников совриска в его цивилизованных представлениях их отбор будет вестись не в последнюю очередь по критериям тому-сему лояльности.
И все же в связи с возникшим информационным поводом трудно совладать с желанием абстрагироваться от конкретной ситуации, вообразив, скажем, что участницы панк-группы не за решеткой; что как-то взяла да рассосалась фундаменталистская чернуха, активно заливающая город и страну, — и попробовать представить себе Музей современного русского искусства в сей абстрактной реальности. Просто так — типа для развлечения и хоть на время отвлечения от наступающей по всем фронтам жути — поиграть в такую возможность и предложить желательные правила этой игры. Остановлюсь всего на одном — главном, по-моему. Речь о выработке стратегии и путях формирования коллекции. Она ведь основа любого музея — печка, от которой он пляшет. Тем более создание хорошего музея именно современного искусства в принципе невозможно без базовых представлений об объеме его коллекции, ее структуре, конкретном наполнении и способах последующего расширения — это утверждаю как архитектор, пусть и в далеком прошлом (архитекторы что гэбисты — бывшими не бывают).
На создание музея свободного по определению искусства огромные деньги выделены из бюджета государства, основная сегодняшняя и долгосрочная стратегия которого — жесткое последовательное подавление свободы во всех ее формах и проявлениях.
Поделюсь убеждением — вопреки расхожему мнению, — что современное русское искусство конкурентоспособно «на мировом уровне». И среди уехавших на Запад, и среди работающих здесь много хороших, очень хороших, замечательных, потрясающих и т.д. художников. Другое дело, что в целом наш арт сильно недораскручен, и репрезентативный музей, представляющий его, много бы способствовал такой раскрутке — как внутренней, так и внешней. Но проблема в том, что лучшие вещи — в особенности наиболее признанных авторов — уже находятся в различных коллекциях: музейных и частных, у нас и на Западе. И если есть настрой затеять музей, сопоставимый с вышеупомянутыми, а не получить очередной примерно того же качества, какого у нас уже есть несколько штук, — какой в этом смысл, кроме удовлетворения амбиций ограниченного круга лиц (может, еще пиления бабла — но тут я не в курсе)? — надо каким-то образом аккумулировать работы из уже существующих собраний.
При этом получить вещи из престижных западных коллекций, даже частных, и затруднительно (если только через аукционы), и стратегически неверно: они там работают на имидж русского искусства — и пусть себе работают. Остаются здешние собрания, в которых также много отличных, знаковых вещей. Речь, разумеется, о частных собраниях, в том числе музейных, работы из которых можно привлечь либо закупками, либо — как это распространено на Западе, особенно в США, — созданием и акцентированием внутри музейной экспозиции отдельных «галерей», каждая из которых включает произведения, подаренные музею конкретным коллекционером-меценатом: таким-то и таким-то. Но чтобы рассчитывать или хотя бы надеяться на такие подарки, надо дать коллекционерам стимулы их делать. Среди этих стимулов как минимум должны быть:
1) статус музея как реально общенационального;
2) его максимально высокий «рейтинг», определяемый репрезентативностью коллекции;
3) авторитетность его руководства;
4) правильные стратегии общения с хозяевами работ.
И тут круг замыкается: для получения этих стимулов воображаемый ГЦСИ в нашей воображаемой ситуации должен перестать в одиночку рулить процессом, проталкивая собственные затеи, своих людей и свою коллекцию в качестве экспозиции. Должен прекратить тянуть на себя одеяло, пользуясь сомнительного достоинства государственным статусом. Должен привлечь «лучшие силы»: авторитетных экспертов и профессионалов арт-мира, в том числе его «частного сектора», а также западных экспертов по русскому искусству — всех, словом, заинтересованных и умеющих делать все «на уровне»; создать, иначе говоря, что-то вроде постоянно действующего совета и при нем рабочих групп. Должен обеспечить совету и рабочим группам максимум полномочий и независимости, «прикрывая» их своим госстатусом.
Без таких примерно установок и такого ведения дела даже в воображенной идиллии — даже если у сегодняшних рулевых «все получится» (в их системе координат) — выйдут в лучшем случае громкая вывеска и помпезный вид, внушающие почтение только неискушенному зрителю и формирующие у него ложные — во всяком случае, ущербные — представления о том, что такое современное русское искусство. Ну а на Западе такой музей просто не заметят.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials