Бунтующий человек
Сегодня в московском Crocus City Hall пройдет концерт в честь 70-летия Муслима Магомаева. ЮРИЙ САПРЫКИН о советском певце и европейских ценностях
Семьдесят лет для эстрадного певца по нынешним временам — не возраст. Иосиф Кобзон, отметивший свой юбилей в 2007-м, заседает в Госдуме и охотно возвращается к основной профессии по любому торжественному поводу. Лев Лещенко пропадает на гастролях и регулярно появляется в музыкальных телешоу. Эдуард Хиль в 75 внезапно стал звездой московских клубов и едва не отправился в мировое турне. Вечно кудрявый Валерий Леонтьев — и тот немногим моложе. 70-летие Муслима Магомаева отмечается, когда самого артиста четыре года как нет в живых — но главное, артист этот кажется принадлежащим к совершенно другой геологической эпохе: с тех пор, как был Магомаев, прошли века. Магомаев — это памятник на углу Леонтьевского переулка, его именем называют концертные залы, в его честь выпускают почтовые марки, его юбилей в Азербайджане отмечается на высшем правительственном уровне: как сообщают новостные сводки, «распоряжением президента Ильхама Алиева Кабинету министров предписано разработать комплекс мероприятий…» — дальше понятно, язык подобных документов не изменился с того бесконечно далекого времени, когда Магомаева слушали и любили без всякого комплекса мероприятий.
Говорить о том, что Магомаев не вписался в постсоветскую реальность, было бы неправильно — сама постановка вопроса предполагает неудавшуюся попытку: «хотел, да не вышло». Не то чтобы у позднего Магомаева «не сложилась карьера» — он сам ее не стал складывать, добровольно и осознанно. Со сцены он ушел в 1998-м — а из современности, кажется, и того раньше: для этого было достаточно не делать ничего того, что современность требовала. Его невозможно представить поющим на корпоративе или дуэтом с певицей Валерией, он не вписывается в декорации шоу «Призрак оперы» (хотя казалось бы) и «Достояние республики», словосочетание «новый клип Муслима Магомаева» — это какой-то нонсенс. Последние годы он прожил в благородном заточении в собственной квартире близ азербайджанского посольства, писал картины, общался с поклонниками в гостевой на сайте; на кадрах, снятых незадолго до смерти, он выглядит усталым, но счастливым.
Описывать Магомаева терминами сегодняшнего дня бессмысленно. Был ли он секс-символом? Иконой стиля? Популяризатором классики? И да, и нет — учитывая, что в тогдашнем массовом девичьем помешательстве чувственность была спрятана глубоко внутри, принципы стиля заключались в том, чтобы не отдаляться от классического канона (верхом магомаевского вольнодумства были белые двубортные пиджаки начала 70-х), а оперные арии благодаря повсеместно играющим радиоточкам были известны всем и без Магомаева. Даже нынешняя попытка ввести его в пантеон культурных героев азербайджанского народа — где-то рядом с Низами Гянджеви — выглядит несколько странно, если учесть, что его постоянным местом жительства была Москва, а самым близким, сокровенным композитором — Арно Бабаджанян.
И наоборот — в нынешних понятиях невозможно объяснить сокрушительную силу, которой обладала когда-то музыка Магомаева.
Ключевым пунктом биографии Магомаева стала стажировка в Ла Скала, куда он отправился в 22 года, — и не только благодаря полученным там профессиональным урокам. Из Милана Магомаев возвращается настоящим европейским певцом. Все, что он делает на эстраде в 60-е, — это перевод на советский язык европейских музыкальных ценностей. Твисты, шейки, неаполитанские песни, большой крунерский стиль Энди Уильямса и Энгельберта Хампердинка, немыслимое количество каверов — больше было, кажется, только у Эмиля Горовца, который вскорости и сам отправился в эмиграцию. Магомаев перекладывает на русский ВСЕ — Челентано, Пола Анку, Генсбура, Адамо, Сонни Боно, Энрико Масиаса, «Хей хей хей хали гали» и «Оу мамми блю», и оригинальные песни Островского и Бабаджаняна в этом контексте тоже выглядели, грубо говоря, как из магазина «Березка». Его профессиональные контакты с Европой ограничивались дозволенным в СССР минимумом — гастроли в «Олимпии» да конкурс в Сопоте, но и без этого Магомаев выглядел настоящим гражданином мира, и эта чуждость, нездешность, фирменность — завораживала.
Собственно говоря, дело было не только в репертуаре — и тем более не в форме бакенбард или фасоне пиджаков. Перепевая европейский мейнстрим, Магомаев вместе с тем переправлял через границу стоявшие за ним культурные пласты. Его несложно представить в фильмах Антониони: черно-белые крупные планы передают ту же «замороженность», что свойственна героям «Крика» и «Затмения». Даже в оптимистичных твистах Магомаев крайне редко улыбается, его главное чувство — гордая, сильная уверенность, спрятанная под невозмутимой маской; его лирический герой видит вселенского масштаба катаклизмы даже в банальной свадебной пьянке — «и неба было мало, и земли» — и проживает их, не меняя выражения лица. В великой советской экзистенциальной эстраде конца 60-х Магомаев — это «бунтующий человек» Камю (в противовес неуютной жидкой лунности Ободзинского, будто пропитанной сартровским бытием-к-смерти), выпеваемые с холодным презрением слова «По проселочной дороге шел я молча» вполне могли бы быть первой строчкой «Постороннего». Даже вполне партийно-правительственный репертуар (впрочем, его было на удивление немного) у Магомаева становится гимном воле и разуму, не сдающимся перед лицом хаоса: и «Бухенвальдский набат», и «Малая земля» — это не о событиях из учебника истории Великой Отечественной, а о «восставших вновь» и «братстве победивших смерть». И даже в лирике, даже обращаясь к женщине, Магомаев поет о мире, треснувшем напополам, — «Между мною и тобою гул небытия» (попробуйте, кстати, представить такую строчку на нынешнем музыкальном радио).
«Снесу любую боль, пойду на бой с судьбой, мне только жалость не нужна» — тому, кто спел эти строки в неполные тридцать, ни к чему эти круглые квадратные торжественные даты.
«Сердце на снегу»
«Мама»
«Огонь Прометея»
«Грустная мама»
«Мелодия»
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials