Радикальное предложение
Следуя ленинским принципам, СЕМЕН ФАЙБИСОВИЧ предлагает арт-сообществу решительно размежеваться
История с Pussy Riot с самого начала сильно влияла на жизнь художественного сообщества. Причем речь не о противостоянии «задвинутых» и «продвинутых», аналогичном тому, что сложилось в социуме: невменяемых — и вменяемых, противников свободы — и ее сторонников. Речь о свободолюбивой и адекватной части сообщества, представляющей современное искусство в общепринятом (цивилизованном) смысле. C одной стороны, поддержка акционерок нарастала по мере активизации репрессий со стороны светской и церковной власти, включая неправедный суд и беззаконный приговор. С другой, разделились мнения о художественном значении их выступления. По мнению одних, оно выдающееся — раз были нащупаны «болевые точки», подняты шум в СМИ по всему миру и волна протеста, прокатившаяся по нему же, да еще спровоцирован раскол всего российского общества. По мнению других, оно, если опираться не на резонанс, а на критерии качества, невысокое или вовсе отсутствует.
После объявления лонг-листа Премии Кандинского, где выдвинутые на нее ПР не попали даже в первую двадцатку, конфликт резко обострился и раздулся до состояния громкого скандала — если не гражданской войны в арте. Появилось даже мнение, что мы наблюдаем «событие библейского масштаба». Во всяком случае, густо посыпались обвинения в отсутствии солидарности с репрессированными, оскорбления в адрес отборщиков и прошедших отбор художников и требования, чтобы они снялись с конкурса в знак протеста. Одни начали сниматься — без объяснений или с объяснениями типа «все и так ясно», другие стали рассказывать, почему не считают нужным и правильным сниматься, и все на всех ополчились, обмениваясь взаимными претензиями и грубостями. В общем, если использовать сегодняшнее просторечие, начался большой-большой срач, и стало очевидно, что художественное сообщество оказалось в состоянии глубокого кризиса — в том числе «кризиса идентификаций». Попробуем разобраться в некоторых его причинах, что не на самой поверхности, а то и вообще не артикулируются.
Обратим внимание, что, взбудоражив и поставив на уши художественную жизнь, выступление в храме затронуло театральную, музыкальную, кинематографическую, литературную и т.д. не более, чем общественную и культурную жизнь в целом, при том что в акции присутствуют элементы (признаки) театрального действа, музыкального, поэтического (художественного чтения); налицо дизайн одежды, видеомонтаж и концертная составляющая — а собственно художественная как раз полностью отсутствует. А все равно вроде никто, кроме художников, ухом не ведет, в смысле, не претендует на то, что панк-молебен — их епархия, достижение их сферы творчества: наши, мол, девчата.
Возможно, я отстал от жизни, но не могу себе представить фильм без видеоряда, зафиксированного каким-либо носителем. Или театральную постановку без единого артиста и всякого действия. Или музыку, обходящуюся без гармонизированных звуков — или дисгармонизированных, или хотя бы их акцентированного отсутствия. А данное действо не является ни живописью, ни графикой, ни фотографией, ни скульптурой, ни инсталляцией, ни компьютерным интерактивом, ни каким-либо их сочетанием, а если считать его перформансом — все его формы заимствованы у других искусств. И такое действо объявлено не только (высоко)художественным, но и «единственно верным» — только и отвечающим духу времени и имеющим право на существование в арте: мол, все остальное — жалкое ретроградство; типа расступись-посторонись отстой. Нет, апологетика радикального искусства за счет уничижения всяких прочих художественных занятий — в наших краях вещь обыкновенная, но сегодняшние масштабы наезда и уровень его агрессии — вы либо за нас и тогда должны пасть перед нами ниц, лечь костьми, защищая нас, либо подонки, ничтожества — вызывают даже чисто рефлекторное желание как-то защититься. Или как-то разделить хозяйство (повторяю, речь о художественной проблематике, а не морально-этической, политической и т.п., то есть я стараюсь отделить мух от котлет — и то же предлагаю читателю).
А может, наоборот, надо объединиться? Не знаю, возможно ли представить в кино, архитектуре, театре, литературе ситуацию, когда некий продукт, не имеющий абсолютно ничего общего ни с какими профессиональными умениями, средствами и формами выражения, объявляется высшим достижением в этой области, а все прочие продукты — анахронизмом, но в арт-мире происходит ровно это: сначала в связи с акциями группы «Война», теперь — Pussy Riot. О'кей: если эти акции — художественные в том же смысле, в котором МХАТ — художественный театр, давайте забудем про разделение на кино, театр, арт и т.п. и будем все звать, скажем, художествами или артистизмами — и не будет вопросов. Но вряд ли представителям других родов творчества понравится такая затея: они привыкли заниматься своим делом и точно знать, как оно называется.
Это художественному сознанию — как никакому другому творческому — свойственна тяга к экспансии: атаке, апроприации, захвату новых территорий, в том числе чужих (так исторически сложилось, а почему — отдельный разговор). Тех, кто полностью во всем поддерживает акцию в храме, в том числе настаивая на ее высокой художественности, — а это, как правило, представители радикального искусства, — несомненно, воодушевляют обнаруженные этой акцией ресурсы и направления дальнейшего наступления акционерства «на все сущее», когда работа кипит уже не на границе других искусств, политики, религии, общественной жизни, а за границами — непосредственно на чужих территориях. А что там кипит — из чего варится каша, — не имеет значения. Во всяком случае, художественное значение целиком определяется правильно выбранной агрессивной стратегией и — соответственно — результатом в виде как можно более широкого медийного, общественного и прочего поднявшегося шума.
Почему в 90-е арт-критика, превознося Кулика, Бренера и Осмоловского, не отдала должное безусловно главному постмодернисту Жириновскому?
Непонятно только, почему по этой логике грандиозным художником не объявлен и Путин, без напора и стратегически выверенных агрессивных действий которого акция не получила бы оглушительного резонанса и соответственно не стала бы (не была бы признана) успешной — это не говоря уже о его полете на дельтаплане с птичьим носом во главе журавлей, нырянии за амфорой и тому подобном вполне по всему акционизме, вызвавшем бурнейшую реакцию. И почему в 90-е арт-критика, превознося Кулика, Бренера и Осмоловского, не отдала должное безусловно главному постмодернисту Жириновскому? Именно ведь он уже тогда двинул артистическое поведение по канонам постмодерна непосредственно в повседневную жизнь — «в каждый дом»: всем акционистам от арта давал фору на поле изобретательных провокаций, бесстыдства и хулиганства; напрямую превращал в радикальное искусство политику — и тем самым привлекал к себе всеобщее гипнотическое внимание, не важно, с каким знаком. Да еще реакция на его спектакли нашего пополо — путем голосования на первых думских выборах — до боли ясно показала, в какой стране мы живем и с каким народом, так что он и тут первопроходец. Или взять прыгание Удальцова на (в) фонтане — чем не художественная акция? Тоже все заранее спланировано и кто надо спровоцирован. И шума в достатке было — удовлетворяло, то есть, действо всем требованиям к акциям такого рода. Однако ни Жириновскому, ни Путину, ни Удальцову их подвиги не зачтены. Почему? Потому что они не позиционируют себя как художников? Но все вроде толкуют о резонансных моментах, а не о статусных…
Во всяком случае, кажется уместным и своевременным — чтобы как-то прояснить и разрулить ситуацию, избежать недомолвок, недоумений, взаимных претензий, непоследовательности, чьего бы то ни было произвола и подмен — провести-обозначить границы, в том числе размежевания. Адекватным и назревшим представляется выделение радикального акционирования в самостоятельное искусство — отдельный вид творчества, который может соединять в себе элементы разных искусств — а может не соединять; может апроприировать хулиганство и хамство как артистическую стратегию — а может не апроприировать. Может использовать либеральные или антилиберальные тренды, левый популизм или Священное Писание (или не «или»), современную или классическую музыку, социальную, политическую, религиозную, нравственную и т.п. провокацию — в общем, много чего может: бесспорно ресурсное занятие с широким диапазоном возможностей и необозримым полем их применения. Просто к художественным ресурсам, возможностям и полям оно имеет ничуть не больше отношения, чем к другим творческим, — вот и флаг в руки. В садоводстве новый сорт плодов, полученный скрещиванием существующих, получает новое название. А тут не просто и не только скрещивание: уже есть собственная насыщенная история и множество эксклюзивных наработок, так что пора назвать радикальное искусство своим именем. Возможно, так и назвать — «радикальное искусство», — и, во всяком случае, пора перестать путать его с художественным творчеством. Понятно, что процесс развода будет долгим и мучительным, но, по-моему, самое время его запускать.
P.S. Предваряя неизбежные обвинения в аутсайдерстве и дежурные подковырки, что когда-то радикальным искусством считались «Черный квадрат» Малевича и писсуар Дюшана, отвечаю: в приведенных примерах и многих других, которые можно привести, подразумевались вызовы зрителю — шок у тех, кто по своей воле вошел в художественное пространство: пришел на выставку, в том числе чтобы быть шокированным, а сегодня под радикальным искусством подразумевается в первую очередь то, что стремится наехать на людей неожиданно и на их территории (насколько хороши эти люди и их территории — опять же другой вопрос и другая тема обсуждения), и здесь и проходит граница. Там, где она переходится, и начинается то радикальное искусство, что является предметом данного разговора. И еще раз подчеркиваю: речь не о вычеркивании радикального акционирования из понятия «искусство», а о придании ему внутри этого понятия самостоятельного статуса.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials