Павел Воля: «Все молотят бабки»
Почему популярный комик поет и не соглашается на корпоративы
Как видно из названия, «Новое» — это не первый альбом «гламурного подонка» Павла Воли, известного поклонникам комедийного шоу Comedy Club. Предыдущий, называвшийся «Респект и уважуха», выходил на двух дисках в 2007-м. На новый диск, по информации выпускающего лейбла «Никитин», предзаказ в сетях розничных продаж — «такой же, как у Linkin Park», что означает очень большой интерес. ДЕНИС БОЯРИНОВ встретился с Павлом Волей, чтобы выяснить, зачем он долго (три года) и обстоятельно (построил собственную студию) записывал свои песни.
— Для большинства россиян ты прежде всего комик, парень из Comedy Club, поэтому главный вопрос к тебе такой: зачем Павлу Воле еще и петь?
— Послушай, я это не делаю для людей, я это делаю для себя — а мои пассажиры, те, кому это нравится, — они возникнут. Их, наверное, будет 5, 12 или 15. Я не сыр, чтобы нравиться. Я человек, который живет своей одной жизнью, — а уж нравится или не нравится… Слушай, не слушай. Переключи. Не покупай. Сиди дома, тайно ненавидь. Я придумал песню, записал ее и выпустил. Я со своей больной головы переложил ее на ваши здоровые — разбирайтесь теперь сами как знаете.
— Звучит безответственно. Не все творческие акты одинаково полезны.
— Ну если так разбираться, то и нарисовать «Джоконду» в какой-то степени безответственно. Да, я сочинил песню, записал ее с друзьями-музыкантами — очень безответственно поступил, и что?
— Ничего. Например, мучаются люди в журнале Interview, которые работают по соседству с вашей репетиционной базой в клубе «Тройка» и слышат твои песни по многу раз в день. Мой коллега оттуда написал в Фейсбуке гневный пост в духе: «Воля — доколе!»
— Нормально, вот уже одного человека не оставили равнодушным. И раз уж у нас началась внутренняя переписка, хочу через ваше издание передать сотрудникам журнала Interview просьбу не кидать бычки на наши машины. Пожалуйста, ребята!
А вообще — у каждого своя планка. Человеку, например, нравится Coldplay, и он говорит: да ты говно по сравнению с Coldplay. Да я и не претендую — сам знаю. «Это безответственно — быть хуже, чем Coldplay!» Понятно, чувак. А по мне так безответственно быть никем, как ты.
— Я сейчас не сравниваю, но вот есть в Штатах похожий на тебя персонаж — комик и телеведущий Джимми Фэллон, который поет не хуже Джастина Тимберлейка. Однако он занимается исключительно своим телевизионным делом и диски не выпускает. Хотя мог бы.
— Мог бы картины рисовать. Что мы тут пытаемся нащупать? Есть ведь безграничное море вариантов, чем может заниматься человек. Я еще много делаю чего другого — это не значит, что я должен упереться в Comedy Club и только им заниматься. Я люблю переключаться — я вообще очень деятельный парень, мне все интересно, и, как правило, я берусь за какое-то дело, где я не профессионал.
Пока самый большой хит Воли с альбома «Новое» — совместная песня с популярной певицей Елкой «Мальчик»:
— Есть точка зрения, что ты это делаешь, чтобы заработать еще больше денег.
— Ой, послушай. Столько денег туда отнес и еще ни копейки не забрал обратно. Как заработать на музыке деньги в этой стране?
— Корпоративы.
— Да, понятно. Я не выступаю на корпоративах.
— Не зовут?
— Нет ценителей, видимо. Да я как-то и не очень стремлюсь. Я вообще как гастролирующий музыкант выступаю достаточно редко.
Нет, я делаю музыку не для денег. Делал бы для денег — нанимал бы директоров, напрягал бы их — ныл: «Где мои концерты?», сокращал бы состав бэклайна, отказался бы от гитаристов, сделал бы фонограмму, чтобы проще было выступать. Не строил бы студию для записи. Для того чтобы заработать на музыке в этой стране, надо действовать способами, абсолютно противоположными моим.
Я, знаешь, как это — влюбился в девушку. Все говорят: «Плохая, нехорошая, некрасивая». «Нет, — отвечаю, — извините, ребята. Ей надо купить еще шубу!» (смеется). Я вот в таком процессе — постоянно подкупаю что-нибудь новенькое. «Она не то, что тебе надо!» Ребята, вам какая разница? Моя телка!
— Хочешь сказать, что сам пишешь музыку?
— Ну конечно, есть ряд сподвижников, которые мне помогают. Я — парень без музыкального образования, но музыка звучит у меня в голове, и я могу ее пересказать человеку, который умеет играть. Я мучаю музыкантов — вот чем я занимаюсь. Я говорю: «Не “дун”, а “бум”. Ты же слышишь — бум! Бум! И нежнее, и мягче». А они потом уже называют это какими-то терминами, между собой договариваются и играют то, что я хочу.
— Кто твой музыкальный директор?
— Получается, что я. Поскольку я пою про себя, то на пластинке все звучит так, как хотелось бы мне.
— Как ты относишься к проекту Ивана Урганта под названием Grisha Urgant и его альбому «Estrada»?
— Нормально. Я прослушал альбом — оформлен офигенно, подход классный. Мне нравятся видеоклипы, мне нравятся усы, мне нравится медиатор. Если спросишь у Вани, сколько он заработал на своей музыке, он ответит примерно так же, как и я.
— По крайней мере, Ваня объявляет ценник на корпоративы — я слышал что-то под 40 тысяч евро.
— Нормально. Все правильно. Ничего не могу сказать про музыку — это вопрос вкуса. Но Ваня — музыкант, талантлив, сам пишет музыку и имеет все возможности выпустить свой диск — почему ему этого не сделать?
— Ты видишь перспективу своего музыкального проекта? Человек, который покупает шубу любимой женщине, примерно представляет — бросит ли она его, когда у него не хватит денег на следующую шубу, или и так они будут жить долго, счастливо и умрут в один день.
— Вот-вот, у меня пока долго и счастливо. Мне нравится сам процесс. Конечно, параллельно идут какие-то бизнесы — какие-то ютьюбы и просмотры. Конечно, все это крутится вокруг денег. Но куда-то это выльется. Может, это наивно прозвучит, но я каждый день встаю и делаю что мне нравится. Иду своим тупым путем: делаю как мне хорошо и не делаю как мне плохо, и все это приводит к тому, что мне хорошо.
— Сколько тебе нужно зарабатывать в месяц, чтобы содержать эту девушку?
— Я нормально зарабатываю. Это не суперрасходы, это какие-то вменяемые деньги, которые когда-то пришли, а когда-то ушли — я к этому очень спокойно отношусь. Когда станет туговато, пойму, что студию, которую построил для записи альбома, надо сдавать. Наступит другое завтра — будем переделываться под завтра. Прекрасная фраза была у великого актера Быкова: «Будем жить».
Помимо певческой карьеры Павел Воля является владельцем лейбла танцевальной музыки NOPASSPORT Records, «который ориентирован на выпуск качественной танцевальной музыки на мировой рынок». Например, вот такой:
— Что надо сделать, чтобы музыканты в России могли зарабатывать своим трудом себе на жизнь?
— Надо как-то становиться правовым государством. Люди должны покупать музыку, как во всем мире это происходит. И тогда им заживется по-другому. Причем не только музыкантам, а вообще людям интеллектуального труда. Когда твои интервью будут перепечатывать, а тебе за эти перепечатки будет капать денежка, ты в какой-то момент задумаешься, делать ли тебе интервью с человеком, с которым не очень хочется встречаться. Возможно, у тебя тогда освободится время, чтобы написать книгу — и ты ее напишешь, потому что будешь понимать, что и с книги тебе будут капать бабки.
Группа Red Hot Chili Peppers едет в тур и дает концерты в свое удовольствие. Они не едут на рублевскую дачу — дескать, наши альбомы покупают за ноль рублей ноль копеек, а мы явились лично к вам на огород, так как нам нужны бабки. Они в это время сидят в Лос-Анджелесе и записывают новый офигительный альбом. В России ты должен подтвердить свой заработок своим присутствием. Приди и будь здесь — если тебя нет, то денег нет. Твой интеллектуальный труд не имеет никакого значения. Ты не интеллектуальный труженик, а чернорабочий, который обязан явиться. Кто ты — комедиант? И где твои бабки? Приходи и выступай на дне рождения моей собаки — деньги здесь. И в этой ситуации начинает мельчать сам камень, о котором мы говорим. Потому что люди находятся в ежедневной шелухе и ерунде, вместо того чтобы сесть и писать свой достойный труд.
Американским комиком быть очень классно. Когда тебя не проклянут всей страной за то, что ты вдруг назвал свою дочь «Мудак», а посмеются. Когда общество так раскрепощено, что можно ржать над умирающим от СПИДа, а потом сказать — да у меня самого рак, расслабьтесь. И все ржут! И всем офигительно! Все пришли на выступление комика. А ты готовишь это выступление 10 лет, выступаешь один раз, а потом еще 10 лет получаешь за это отчисления и спокойно обдумываешь следующее выступление. Не то что я — Павлик, который должен написать четыре выступления в месяц, потому что телепередача выходит раз в неделю. И потом еще надо выходить и подтверждать своим личным присутствием, что я здесь — я в рабочей обойме, ребята.
Не то чтобы меня волнует вопрос обогащения. Деньги — это очень приятно, но творческому человеку они освобождают время и дают возможность пойти дальше. Все говорят: как ужасно — что у нас за музыка, что у нас за форматы на радио! Да людям некогда подумать, чем они занимаются. Все молотят бабки — пишут чушь и быстрее ее поют, потому что завтра эту песню забудут и надо писать новую. Нет даже возможности остановиться и задуматься. Нет!
— Ты ведешь корпоративы?
— Уже очень давно не вел. Я имею возможность неплохо зарабатывать и без них. Я иногда веду мероприятия, к которым отношусь очень выборочно. Я не люблю себя чувствовать неудобно и неловко в местах, где мне не стоило оказываться. Это не стоит никаких денег. Да у меня и на роже написано, что мне не в кайф с вами на рублевских огородах находиться, — а это непрофессионально.
— Не мог бы в российской ситуации помочь такой наивный план: все топовые музыканты взяли и договорились, что не будут больше участвовать в этом говне?
— А в чем они еще будут участвовать? Послушай, у всех разные ситуации и отношения — у кого-то продюсер, у кого-то вложены собственные деньги, кто-то тупо рассчитывал именно на корпоративы. Иди и спроси у музыкантов, зачем они здесь, — они все скажут: за корпоративами, мы только о них и мечтаем, поэтому как с ними договариваться? Да и зачем? Вы все вместе договорились не ездить на корпоративы, так чего ж вы Крейга Дэвида не предупредили — мы его вот берем. Все западные звезды с удовольствием ездят к нам на корпоративы — это же так классно: получать котлеты денег и не знать, что такое налоговая. Там такого чуда не видали.
— С точки зрения твоего развития как музыканта — какая песня на новом альбоме наиболее удачная?
— «Новое». Вообще я с ними со всеми навозился и намучался, но она самая свежая и самая... о чем это все. Это мой месседж.
«Новое» по версии Павла Воли. Запись с закрытого акустического квартирного концерта:
-
20 августаРНО откроет сезон Большим фестивалем Мариус фон Майенбург отказался ехать в Россию Решается судьба фресок Пикассо в Осло Начинается конкурс на новое здание ГЦСИ
-
19 августаНа «Стрелке» обсудят будущее библиотек Forbes: Гергиев хочет создать Национальный центр искусств
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials