Афиша для слепых
Музыкальный обозреватель МИХАИЛ ФИХТЕНГОЛЬЦ решил зайти в драматический театр и наткнулся на Театр им. Гоголя
В катакомбах московских драматических театров я, в силу профессиональной занятости театрами музыкальными, почти не бывал. Но тут решил побывать, ибо была обещана интрига: попасть в театр, только что отданный в руки Кириллу Серебренникову, еще до того, как Серебренников этими руками что-то там сделал, было заманчиво. А заодно интересно было узнать, чем именно питается среднестатистический московский зритель в среднестатистический рабочий вечер.
Обычно в театральных зданиях законсервирована атмосфера определенного времени, не корреспондирующего напрямую с реальным времяисчислением. Лично для меня это очень важная субстанция: гуляя по фойе, пройдясь по коридорам, войдя в зал и, наконец, понаблюдав за происходящим на сцене, определяешь, с каким примерно годом и с какой примерно эпохой соотносят себя обитающие здесь люди — грубо говоря, на дворе сентябрь 2012 года, а в театре NN по-прежнему правят бал лихие 90-е. В Театре Гоголя в воздухе разлито странное и тягостное безвременье — начиная с пыльного застоя 80-х через эпоху гипсокартона и неумелых косметических ремонтов на стыке двух столетий напрямик к лужковскому ампиру — правда, в очень скромной версии, с несколькими подсвеченными зеркалами. Посреди этого клубного (не театрального) пространства стоит, нелепо озираясь, Гоголь — а вообще, по-хорошему, должен был бы стоять Хармс, потому что гротеск и мистика Николая Васильевича трансформированы в безудержный абсурд Даниила Ивановича. На афишном стенде возле касс можно обнаружить трогательную заботу о незрячих, с помощью шрифта Брайля здесь написано слово «афиша». Над ним на листе ватмана от руки, и даже с некоторым количеством вензелей, расписан репертуар. За углом шумит «Арма», рукой подать до «Винзавода», но в Театре Гоголя об этом не знают — стрелки часов вертятся в разные стороны.
Из двух зол в упомянутой афише для незрячих я выбрал меньшее: «Тетке Чарлея», обещавшей опереточную браваду, предпочел проверенную классику — «Бешеные деньги» Островского. При встрече с текстом Островского ощущение потерянности во времени усилилось и начало приобретать угрожающие формы. Расписные ситцевые задники с непонятными жар-птицами, выписанными в буйной хохломской манере, к Островскому имели примерно такое же отношение, как, скажем, к берлинскому кабаре или французской барочной опере, — то есть никакого. Впрочем, костюмы, в пику сценографии, намекали на условный XIX век — кажется, мы видели такие много-много раз. Но самое главное — актеры и присущая им манера игры. Почему-то вспомнились Ирина Мазуркевич и Евгений Леонов в картине «О бедном гусаре замолвите слово», залихватски изображавшие Отелло с супругой. Такой вот русский провинциальный водевиль — с непременным хлопотанием лицом, размашистой жестикуляцией и игрой «в зал». Эдаким манером можно играть и Островского, и Беккета, и Стриндберга, и «Тетку Чарлея», да все что угодно. И даже наблюдая за всем этим впервые, испытываешь острое дежавю — да, а ведь так играют и в телевизоре, и в ДК, и в провинциальных антрепризах, и в любительских студенческих труппах — не все, конечно, но подавляющее большинство. И эта манера вкупе с некондиционными жар-птицами и надежной гарантией от жалоб потребителя в виде двух неприкосновенных фигур — Островского, чей текст пользуют на сцене, и Гоголя, имя которого эта сцена носит, — тлению неподвластна. И даже если Кириллу Серебренникову удастся вытравить ее из этих стен вместе с гипсокартоном и вензелями на афишах, она обязательно проявится где-то еще — в Москве, кажется, еще примерно полсотни заведений, где совершенно не интересуются, какой на дворе год и век. И ничего, живут — не тужат.
Театр Гоголя нынче вообще живее всех живых. Благодаря письмам по инстанциям и митингу у памятника Гоголю, где артисты защищали своих жар-птиц от Серебренникова, большая часть общественности — от обозревателей столичных газет до продавцов хот-догов — наконец-то узнала о существовании на карте Москвы этого культурного заведения. Вот всем было радости!
Патетические возгласы артистов можно понять — любой человек, наверное, запаниковал бы, если бы узнал, что в доме, где он обитает всю жизнь, планируется капитальный ремонт. Но охранительный пафос и апелляции к многолетним традициям в данном случае выглядят жалко — охранять здесь нечего, все истлело, памятник Гоголю запылился, сам Гоголь имеет к театру такое же отношение, как текст Островского к тому, что по нему сотворили на сцене. Это как на ощупь прочитать слово «афиша» на стенде — и затем не обнаружить никакой другой информации. Так что легче начать новый отсчет времени — прямо с нуля.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials