pic-7
Василий Корецкий
24 сентября 2012 Кино Комментарии ()

Навстречу ему Орда

Навстречу ему Орда

В новом фильме Андрея Прошкина ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ разглядел предвестия дивной новой культурной политики

Разговаривая со знакомыми о фильме «Орда», я часто наталкиваюсь на стену холодного скептицизма. Многие приличные люди относятся к «Орде» предвзято: победитель ММКФ — минус балл, снят Церковью (спродюсировавшая фильм «Православная энциклопедия» является церковно-научным центром РПЦ) — еще минус балл. Вдобавок в текстах и разговорах часто появляется сводящая скулы формулировка «социально значимое кино». Все это так, и тем не менее эти разговоры — не более чем предрассудки и предубеждения. Начать с того, что «православный» не значит «унылый» или «зажатый»: другой фильм, снятый при участии еще одного субподрядчика РПЦ, компании «Андреевский Флаг» (продюсирует крестные ходы и трансляцию схождения Благодатного Огня) — «Новая Земля» Александра Мельника — был отличным восьмидесятническим боевиком со сценами массового насилия и каннибализма, с Константином Лавроненко в главной роли и негритянским рестлером Листером в качестве guest star (ну и с постройкой непременной часовенки в финале). Режиссер Прошкин тоже явно не был стеснен рамками цензуры, ни внешней, ни внутренней. Историю Иова, несколько переработанную Юрием Арабовым, но все равно узнаваемую, он рисует жирно, пастозно, как того и требуют законы жанра (вспомним, что подвально-чердачный христианский авангардизм подпольных советских художников тоже тяготел к несколько навозному экспрессионизму). Формально «Орда», конечно, — это псевдоисторическое кино, зарисовка из русской истории: московский митрополит Алексий (Максим Суханов) едет в Золотую Орду излечивать ханскую мать Тайдулу (Роза Хайруллина), внезапно ослепшую от ярости, но, не справившись с миссией, мыкается в ордынской котельной и живет постом, молитвой и самобичеванием, пока пациентка внезапно не прозревает. Осененный ханской милостью, митрополит возвращается в Москву, а Орда на глазах гибнет от междоусобиц, разложения нравов и заговора знатных, не побоюсь этого слова, гомосексуалистов. Финал.

© Colta.ru

Все это скудное действие растянуто на два часа, которые кажутся бесконечными. В «Орде» фактически ничего не происходит, половину фильма главный герой едет в степь, другую половину — переживает разные библейские страсти, а Роза Хайруллина, получившая на ММКФ приз за главную женскую роль, играет, на самом деле, роль эпизодическую, да к тому же характерную (ну правда, невозможно отделаться от впечатления, что мы смотрим deleted scenes из спектакля «Лир»). Но этот вполне «артхаусный» дефицит экшена и нарратива компенсируется триумфом декораций, костюмов и грима. На наших глазах из степной пыли возникает грандиозная фэнтези-инсталляция, внутри которой добрый волшебник Гэндальф будет участвовать в «пыточном порно», а его верный слуга со страху перейдет в ислам, но потом исправится.

© Вольга

Кадр из фильма «Орда»

Дальше можно поговорить о нюансах прошкинской режиссуры и кастинга (взять на роли ордынских монголов российских актеров — остроумный ход, который недвусмысленно намекает на преемственность двух систем; Суханов, обычно снимающийся лишь в эпизодах, в главной роли выглядит крайне странно — его реалистическая, немного небрежная манера игры довольно быстро теряется на фоне ордынского ада и плохо совместима с жестким body horror, в который превращается «Орда» к моменту кульминации). Или поискать в «Орде» философско-политические намеки; с другой стороны, чего там искать — под видом раскосого Другого Прошкин с Арабовым показывают России ее зеркальное отражение. Есть в фильме и богословские новации: место Бога в этой трактовке ветхозаветной книги занимает абсолютная власть — на страдания Алексия тут обрекает личная воля хана. Это принципиальная подмена: делегировав весь беспредел властям земным, Арабов превращает любимую притчу Славоя Жижека из довольно парадоксальной ветхозаветной истории (патриархальный Бог Иова — иррациональный персонаж, являющий свою волю просто ради утверждения своей власти) в абсолютно новозаветную.

© Вольга

Кадр из фильма «Орда»

Но гораздо больше в глаза бросаются не эти теологические и киноведческие нюансы, а отчаянная смелость художественных решений фильма — особенно в том, что касается эксплицитных тем, таких, как смерть, болезни, страдания и насилие. Режиссеры «социально значимых» картин всегда тяготеют к поэтике мясокомбината, но обычно такая брутальность оправдывается военной тематикой патриотического кино. Понятно, что «Орда» обращается к традиции куда более древней, чем фильмы о Второй мировой, — к религиозному нарративу, в первую очередь — католическому. Но в ситуации оторванности зрителя от этой традиции и в отсутствие облагораживающей, возвышающей эстетики в самом изображении результат предсказуемо оказывается ровно противоположным (вспомним, к примеру, фильмы Мела Гибсона). И он — так же предсказуемо — принимается заказчиком. Потому что, как любит повторять тот же Жижек, — «если Бог есть, то все позволено». Действительно — под это дело в России уже можно почти все. Можно срывать футболки с прохожих, носить униформу и участвовать в косплеях, приходить на телепередачи с кирпичом, глумиться над УК и Конституцией. Можно снимать боевики, torture porno, триллеры о маньяках-душителях (в последнем конкурсе «Кинотавра» был один православный фильм как раз о серийном убийце); главное, чтобы тернистый путь вел героя к храму. Поэтому не надо так уж бояться человека в рясе — цензура, которую мечтают ввести условные милоновы, демидовы и чаплины, будет, скорее всего, мало чем отличаться от цензуры в советском кино, где под видом ленинианы снимались такие шедевры киноавангарда, как «Ленин в Польше» и «Ленин в Париже». Я думаю, шансы подружиться с «Православной энциклопедией» есть и у Майи Милош — и даже большие, чем у десяти режиссеров Прошкиных.

Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»Кадр из фильма «Орда»

Предыдущий материал Длинный список как симптом
Следующий материал IKEA испугалась балаклав Pussy Riot

новости

ещё