Надо ли бойкотировать Премию Кандинского?
Вчера стало известно, что Игорь Мухин и группа Electroboutique отказались от номинации на Премию Кандинского. COLTA.RU спросила художников о мотивах отказа, а их соседей по лонг-листу премии — о том, не собираются ли они последовать за коллегами
Антон НИКОЛАЕВ, художник
Я скорее всего откажусь от участия в премии и надеюсь, что коллеги по «Пленэру» последуют моему примеру. В противном случае мое снятие ничего не изменит, кроме того, что я лишусь трибуны, с которой могу свободно высказываться. Для самой Премии Кандинского нынешнее положение дел — важная и очень тревожная веха, потому что впервые возникла ситуация, когда институции напрямую давят на художественное сообщество. Механизм давления понятен: Шалва Бреус, используя свое влияние, сделал так, как ему нужно. Но если бизнес может давить на художников, то и художники могут давить на бизнес. И потом, имеет ли право человек, получивший, будучи замминистра, 100 миллионов долларов на покупку нужного себе бизнеса, выступать в роли арбитра в духовной области? Думаю, ему сперва следовало бы доказать, что это право у него есть. Ситуация с Pussy Riot — очевидный повод бойкотировать премию. Это неприкрытая попытка давления на художественное сообщество. Лонг-лист включает 20 проектов, и акция Pussy Riot в любом случае должна была туда попасть. И хотя Ольга Свиблова от лица жюри заявила, что решение принято не по политическим, а по сугубо художественным соображениям, убежден — это прямой обман и манипулирование.
Игорь МУХИН, фотограф
Свой выход из числа номинантов оставлю без комментариев, иначе получу обвинение в «самопиаре». Премия Кандинского сейчас переживает не лучшие времена, это связано в том числе и с ликвидацией раздела «Медиа». Одна из важнейших проблем премии заключается в том, что в одной номинации — «Проект года» — участвуют мастера и молодые художники. Профессор попал в лонг-лист наравне со своими студентами. Что касается непопадания в список финалистов группы Pussy Riot, то, наверное, это и есть жизнь, когда существуют разные взгляды на одну и ту же волнующую всех тему. При этом все мы понимаем, что наблюдали действительный «проект года».
Юрий ШАБЕЛЬНИКОВ, художник
Я с самого начала заявил и сейчас это подтверждаю, что сама номинация на художественную премию анонимной панк-группы Pussy Riot и их акции в ХХС является сугубо политическим жестом, как и сама эта акция. И, таким образом, вся премия и тем более другие авторы, которые уже были номинированы, оказались в заложниках такой ситуации. Более того, сама премия кардинально меняет свой формат после этого жеста и переходит из художественного и такого специфического его вида, как современное искусство, в статус политической площадки в разделе протестных акций около Хамовнического суда. Следовательно, любые обсуждения по этому поводу могут касаться только данного аспекта и личного отношения к этому процессу того или иного номинанта. О других проектах и о художественных качествах в этом свете говорить просто не имеет смысла. Исходя из вышеизложенного, я изначально имел намерение снять свой проект с премии, учитывая колоссальный политический резонанс этого процесса и не видя для себя никакого смысла участия в этом конкурсе по мотивам сугубо художественного свойства. Меня прежде всего интересовала сама выставка и возможность показать свой проект. Соседство же в экспозиции ролика Pussy Riot и своих работ я для себя вижу как невозможное и ненужное. Когда после процедуры голосования экспертного совета выяснилось, что акция и ролик Pussy Riot не вошли в лонг-лист, а с этой процедуры, по сути, и начала работу сама премия, мне стало очевидно, что мои опасения о соседстве на выставке не подтвердились. Посему я остаюсь. Вместе с тем должен заявить, что мое отношение к уголовному преследованию трех женщин, находящихся за решеткой, крайне негативно. Процесс над ними считаю позорным и неправовым, кампанию против них, развернутую в официальных СМИ, иначе как омерзительной, подлой и лживой назвать не могу. И прежде всего требую их немедленного освобождения.
Дмитрий ЦВЕТКОВ, художник
На Премию Кандинского меня каждый год номинирует кто-то — никакого самовыдвижения нет. В этом году меня выдвинул Московский музей современного искусства. Именно поэтому я не имею никакого отношения ни к самой премии, к политике, которую она проводит. Я всего лишь выступаю в роли обезьянки, ходящей по канату, которую показывают благодарной публике. Я с большим уважением и сочувствием отношусь к девушкам из панк-группы Pussy Riot, но выдвигать их на Премию Кандинского — на мой взгляд, большая ошибка. Их акция не является актом искусства. Если кураторы убеждены в обратном, то следующим шагом нужно номинировать девушек и на другие премии — например, на лучшую музыкальную композицию года, пусть соревнуются с Анной Нетребко и Дмитрием Хворостовским. Или на лучший балет. Выдвижение Pussy Riot несколько девальвировало саму премию, что, конечно, грустно. Что касается моего участия в конкурсе, то я не намерен брать самоотвод по той простой причине, что это не мое собачье дело. Мое дело — сидеть в мастерской по двадцать часов и создавать произведения искусства, которые будет кому потом оценить. Этим я и занимаюсь.
Антон ЛИТВИН, художник
На мой взгляд, ничего исключительно сенсационного вокруг Премии Кандинского не происходит. Уважаемое и компетентное жюри сделало свой вполне обоснованный выбор. Два номинанта — Игорь Мухин и Electroboutique — отказались от участия в конкурсе, ничего, по сути, не объяснив. Связано это с отсутствием в лонг-листе группы Pussy Riot или нет — понять сложно. В любом случае я не собираюсь ниоткуда выходить и неизвестно против чего протестовать. И даже если все вдруг в едином порыве решат бойкотировать премию, своего решения не изменю. Не понимаю, почему я должен от чего-то отказываться. История с номинированием Pussy Riot представляется мне предельно простой: номинировать можно кого угодно, если у тебя есть такое право. У Ирины Кулик оно было, и она им справедливо воспользовалась. Однако убежден — если бы на месте Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич были три никому не известные активистки, никакого выдвижения бы не было.
Андрей ФИЛИППОВ, художник
Для меня было странным решение номинировать Pussy Riot на столь авторитетную премию. Акция в храме Христа Спасителя ничего собой не представляет в художественном плане и к тому же, как правильно заметил писатель Лимонов, перессорила всю страну. А хорошие дела, как известно, не ссорят, а примиряют. Однако мне в контексте истории с Pussy Riot непонятна позиция и аргументация тех, кто решил добровольно выйти из числа номинантов. Их главная ошибка в том, что они не предъявили художественному сообществу и обществу в целом свои претензии, свой манифест, если хотите. Объяснение «по личным обстоятельствам» меня лично не убеждает. У меня таких обстоятельств нет, поэтому я остаюсь в числе номинантов.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials