Клумба вместо газона
Москву посетил Люцернский оркестр Клаудио Аббадо
В только что начавшемся московском сезоне уже произошла его кульминация. К нам приехали дирижер, которого безо всяких стеснительных ухмылок легко назвать великим, и оркестр, ставший легендой за 10 лет своего существования. Клаудио Аббадо и директор Люцернского фестиваля Михаэль Хефлигер в 2003 году придумали симфонический коллектив, в общем-то, против всех оркестровых правил. Оркестр Люцернского фестиваля — это не газон, высший смысл которого в том, что его подстригают 100 лет подряд. Это клумба из отборных цветов. И музицирование в нем — не отлаженная ежедневная и ежегодная работа с переходящими из поколения в поколение традициями и штрихами. Нет, это краткий, но яркий эпизод, проведенный в компании лучших и рядом с прекрасным старцем. Это не подневольная масса, а команда свободных индивидуальностей. Стоит дорого, хлопот доставляет много, прекраснее ничего себе представить невозможно, сделано в Швейцарии.
Оркестра как такового не существует. Он собирается раз в год на месяц-полтора, на летний фестиваль в Люцерне, в Центре культуры и конгрессов, построенном Жаном Нувелем, через холл которого аккуратно протекает небольшая река, впадающая в Люцернское озеро. Примерно столь же залихватски изыскан и этот коллектив. Его костяк — камерный Малеровский оркестр, но общий состав каждый год немного меняется. Быть туда приглашенным — большая честь. Это высший свет симфонического мира. Случайных людей там нет, только первые лица лучших европейских оркестров, а то и музыканты, вообще обычно в оркестре не сидящие. Для нас символом Люцерна является Наталья Гутман за первым пультом виолончелей (малеровский цикл с ее участием не один год крутят по Mezzo), хотя в этом сезоне ее нет. Зато первая скрипка, концертмейстер Зальцбургской камераты Грегори Асс — родом из Гнесинской школы.
Каждый год оркестр делает две программы, играет их несколько раз у себя дома и потом едет по нескольким концертным площадкам, в число которых на этот раз счастливо попал зал Чайковского. Несмотря на дорогущие билеты и внушительную светскую составляющую, кажется, величие момента осознавала вся публика, которая наконец-то не хлопала между частями, а только кашляла (что не так стыдно для одной из музыкальных столиц мира, каковой Москва вполне представляется из Люцерна). И главный россиниевский дирижер Альберто Дзедда (он закрывает в воскресенье Большой фестиваль РНО), стоя аплодирующий Аббадо, — это картинка, которой, я думаю, долго будет гордиться Московская филармония.
Дорогое люцернское удовольствие в первом отделении дополняла португальская пианистка Мария Жоао Пиреш, уже несколько десятилетий считающаяся эталонной исполнительницей венской классики. Семнадцатый концерт Моцарта в ее исполнении — без углов, без шероховатостей, идеально гладкий, текучий, совершенный и ни за что не ухватываемый — действительно ни на какое другое определение, кроме «эталонный», не претендовал. Хотя когда предельно деликатный, будто застегнутый на все пуговицы оркестр в финале позволил себе пару пуговиц расстегнуть и несколькими живыми красками растрепать отутюженное совершенство, это пошло Моцарту только на пользу.
Пара тем напоминает вдруг о советских кинофильмах — про какую-нибудь непростую жизнь тракториста-инноватора.
Но главной в программе была все же вторая половина. Если в начале своего существования аббадовский оркестр прославился Малером, то теперь наступила эпоха Брукнера. Нынешний сезон посвящен Первой симфонии в ее венской редакции 1891 года (первая версия симфонии возникла еще в 1866 году, но композитор был известен страстью к бесконечным переделкам), и именно ее привезли в Москву. Этот опус — редкость не только для московских, но для европейских афиш. Музыка ни на что не похожа — ни на Вагнера, ни на Брамса, ни на самого Брукнера, автора, скажем, Пятой, Седьмой и Девятой симфоний. Как ни странно, приходят мысли о Римском-Корсакове с его столь же рационально-выстроенным символом веры. При этом пара тем напоминает вдруг о советских кинофильмах — про какую-нибудь непростую жизнь тракториста-инноватора. Но они тут же увязают в пламенном и одновременно структурированном позднеромантическом австро-немецком экстазе.
Оркестр исполняет эту музыку с головокружительным безрассудством и одновременно камерной тонкостью. В нем нет и не может быть того роскошного саунда, который отличает буквально несколько элитных оркестров мира (один из них — Чикагский — приезжал к нам в прошлом сезоне). Но есть совершенно невероятная энергетика, без которой симфония Брукнера может превратиться в надгробный камень. У Аббадо об этом даже речи нет. Клумба вместо газона, праздник вместо повседневности, музыка вместо работы, чудо вместо камня.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials