Мединский против Суркова?
ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ пытается понять, о чем на самом деле говорил министр культуры в Горках-9 и кому от этих слов стало хуже
В понедельник, 17 сентября, в резиденции Дмитрия Медведева состоялось заседание Совета по кино. Речь, произнесенная на этом мероприятии министром культуры Владимиром Мединским, вызвала бурную (злорадную и испуганную одновременно) реакцию киносообщества: меры, предложенные Мединским для ренессанса отечественного кино, выдавали в нем крайне деятельного дилетанта. Впрочем, возможно, мы стали свидетелями не большой глупости, а маленькой подковерной схватки.
Если честно, мне сложно бояться и презирать министра Мединского так, как боятся и презирают его мои друзья и знакомые, — к человеку, повелевшему организовать Музей еды, я по понятным причинам испытываю симпатию, пусть и довольно умозрительную и вовсе не безграничную. С другой стороны, то, как Мединский с Иваном Демидовым собираются организовать российский кинематограф, симпатии у меня не вызывает. Ужаса, правда, тоже — тут, скорее, впору говорить о замешательстве.
Прежде всего, потому, что сама фигура Мединского и история ее появления в министерском кресле похожа на появление других фигур в других креслах (с поправкой на принцип матрешки) и слишком уж вопрос «ху из мистер Мединский» напоминает сами знаете что. А после недавнего заседания Совета по кинематографии вопрос этот не то что не был снят с повестки, а даже приобрел новую актуальность. Итак, что случилось в Горках в понедельник — и что вогнало киносообщество в ужас и моральный террор? Пять минут довольно занудного и явно сырого доклада. Если не вслушиваться в убаюкивающую речь министра, то ничего важного и нового там не услышишь: вечный госзаказ, снова квоты, пороть кинотеатры рублем, повысить качество, уменьшить количество (видимо, у Ивана Демидова, лично отсматривающего все фильмы, претендующие на получение прокатного удостоверения, уже не хватает времени), запретить, поддержать, бу-бу-бу, бу-бу-бу — и речь-то, напомню, идет о довольно жалкой сумме в 1,5 млрд рублей. Но если вслушаться, будет интересно — причем не только в тех местах, про которые уже написали новостные ленты (вроде мечты о прямых приобретениях Минкультом авторских прав на сценарии у сценаристов и возможных отмен налоговых льгот для кинотеатров). Самое интересное было сказано впроброс. Первое — там, где Мединский говорит о готовности Минкульта финансировать сериалы. Место и время для такой новости, конечно, были выбраны идеально — это как если бы на съезде пивных магнатов кто-то из правительства вдруг заявил о снижении акцизов на водку (с другой стороны, за тем круглым столом присутствовал, например, Константин Эрнст — видимо, ему эти слова и были адресованы). На этом месте я, признаюсь, решил было, что Мединский — все-таки и вправду идеалист, думающий большими и вечными категориями типа Культуры, Пушкина или Государства (что бы за этим словом ни стояло). Да, дух патриотизма живет где хочет, и ему неведомы препоны вроде конкурирующих каналов распространения контента.
Еще меня очень тронула вера министра в то, что люди жаждут смотреть российские фильмы и только недобрые и жадные владельцы кинотеатров строят всякие каверзные препоны на пути зрителя в зал, где идет отечественная малобюджетная (миллион долларов) картина про любовь к Родине, ее Вооруженным силам и золотым маковкам церквей — или что там у нас сейчас считается приоритетными направлениями внутренней политики?
Как понимать то, что Минкульт прилюдно плюнул в суп Фонду кино?
А потом я перестал зло умиляться — ровно после того, как Мединский сказал, что неплохо бы запретить получателям госдотаций снимать кино за границей (разумеется, «за исключением тех случаев, когда съемки там являются неотъемлемой частью авторского замысла»). И добавил, вроде как вскользь, что это ограничение должно бы касаться и картин, финансируемых Фондом кино.
Вот это, на самом деле, очень мощное заявление — помощнее мантры о квотах на показ российских фильмов. Потому что с квотами все примерно ясно — и как с ними будут бороться кинотеатры, и какой катастрофой для российского авторского кино это обернется (уже и без всяких квот эти фильмы имеют в индустрии обидное прозвище «Коля — одна копия»). А вот как понимать то, что Министерство культуры прилюдно плюнуло в суп Фонду кино?
Ведь что такое Фонд кино — это, по сути, альтернативный Минкульт, который занимается не всякими мутными вещами типа поддержки казачьей культуры или раздачей госдотаций непонятно кому, а достаточно внятными проектами. Фонд был создан, как говорят, по инициативе Суркова, для того чтобы начать историю с чистого листа — весь запутанный коррупционный клубок связей, обязательств и мелких интриг, скопившийся в ныне упраздненном Госкино, перевели на довольствие Минкульта, а серьезные кинокомпании, готовые играть по прозрачной схеме (хотя у Счетной палаты и возникают время от времени вопросы к ФК), отдали в ведение Сергея Толстикова. Там тоже присутствуют госзаказ, лоббизм и махинации — но все это искупается действительно большими сборами снятых при участии денег ФК картин, настойчивым желанием фонда добиться от мейджоров хотя бы частичного возврата дотаций и готовностью руководства фонда к диалогу с киносообществом. Госзаказ в исполнении ФК — это «Высоцкий» и «народные» мульткомедии студии «Мельница» о русских богатырях, а не унылое сталинское малокартинье про весну в колхозе, которое чудится за словами Мединского.
Кроме того, в этом году ФК всерьез занялся промоушеном российского кино за границей: на Венецианском фестивале фонд выкупил рекламные площади в профильной прессе (в том числе и в Variety) и оплатил наружную рекламу — билборд со сменяющимися постерами «Измены» Серебренникова стоял прямо напротив Дворца кино. А в октябре ФК будет проводить в Москве Red Square Screenings — первый кинорынок российских фильмов, ориентированный исключительно на международных покупателей. Помимо уже готовых картин 2011—2012 гг. там будет около 30 проектов, находящихся в процессе производства. Что будут делать иностранные дистрибьюторы с этими еще не снятыми картинами? Они, как рассчитывают организаторы, будут, в частности, инструктировать российских продюсеров по вопросам международной прокатной конъюнктуры. Но вопросы госзаказа и ограничения съемок за границей автоматически делают этот разговор бессмысленным (не говоря о том, что само наличие нескольких госструктур, вроде бы отвечающих за кино, но имеющих — как показывает заседание Совета по кино — разные идеи насчет того, кто тут главный, подрывает в глазах иностранцев авторитет всех участников процесса). Приставленный к Мединскому зам по кино Иван Демидов (считающийся вроде бы человеком Суркова — обстоятельство, придающее дополнительный абсурд всему происходящему), по идее, должен это понимать — как должен он понимать, что кино, снятое на жалкий минкультовский миллион, вряд ли может рассчитывать только на внутренний российский рынок, где фильмы Мизгирева идут девятью копиями, а Хомерики — одной. Да, в принципе, министру и без Демидова все должно быть понятно — зря, что ли, в названии его диссертации фигурировали слова «глобальное информационное пространство»?
Проще всего объяснить такие межведомственные стычки прозаической конкуренцией за деньги и желанием нового министра стать наконец хозяином своей судьбы — а не заместителем Демидова по всему остальному (каким он выглядел до сих пор). И я правда искренне надеюсь, что так оно и есть. Потому что в системе, где слово «культура» является эвфемизмом распила, «духовность» — синонимом репрессий, а патриотизм постоянно путается с непотизмом, нет ничего опаснее, чем быть искренним историком-любителем, славянофилом и идеалистом: за такое можно и табакеркой в висок получить от товарищей по партии, в полном соответствии с так нелюбимыми Владимиром Ростиславовичем мифами о России. И кто тогда позаботится о музее для фуди?
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials