Станислав Гридасов: «Новый владелец “Спорт-Экспресса” — не Олег Руднов и не Василий Тузлуков»
24 августа было объявлено о продаже газеты «Спорт-Экспресс». С 1 октября в газете появится новый главный редактор, издание переходит на цветную печать. Главный редактор ИД «Индепендент Cпорт» рассказал COLTA.RU о подробностях сделки и месте «СЭ» в истории постсоветских спортивных медиа
— По данным СМИ, цена газеты «Спорт-Экспресс» за месяц сократилась в несколько раз. Мы можем только предполагать, во сколько в конечном итоге был оценен актив. Какая цена вам кажется справедливой?
— С точки зрения бухгалтерии это одно из самых секретных спортивных медиа в стране. По крайней мере, так мне рассказывали те, кто пытался купить газету в предыдущие годы. Даже они в ходе переговоров не могли получить доступ к полной финансовой отчетности. А о справедливости цены могут говорить, как мне кажется, только те, кто газету продал и кто ее купил. Тем более что ценник, выставленный ранее (кто говорил о 30 млн евро, кто о 50), был нарисован от руки. До лета этого года никто не собирался всерьез продавать «Спорт-Экспресс».
— Существует несколько версий того, кто же покупатель газеты. В любом случае, зачем «Спорт-Экспресс» тем, чьи имена назывались публично, — владельцу «Балтийской медиагруппы» Олегу Руднову или Василию Тузлукову, раз издание убыточно?
— Насколько мне известно, сделка еще оформляется. И я не уверен, что официальная версия об убыточности «Спорт-Экспресса» соответствует действительности. Что совершенно точно: новый владелец «Спорт-Экспресса» — не Олег Руднов и не Василий Тузлуков, о котором было объявлено официально. Тузлуков — председатель совета директоров. Это частная покупка частного человека родом из Санкт-Петербурга. Я не знаю его фамилии. И о его мотивах могу только догадываться. Предположим так. Во-первых, «Спорт-Экспресс» — по-прежнему самый сильный бренд на рынке спортивных медиа, хоть и немного пыльный, но при желании можно взять тряпку и протереть. А во-вторых, это типичная «газета влияния». С самого момента создания «Спорт-Экспресс» оставался самым читаемым спортивным медиа в среде крупных чиновников. Он лежит на столе у руководителей спортивных клубов и федераций, губернаторов, членов правительства, топ-менеджеров РЖД, «Газпрома» и так далее. Пока все они плюс владельцы клубов, агенты и другие серьезные игроки на спортивном рынке волнуются за то, что написано про них в «Спорт-Экспрессе», газета стоит заплаченных за нее денег. Махачкалинский «Анжи» начинался не только с покупки Роберто Карлоса и Самюэля Это'О, но и с организации распространения спецвыпусков «СЭ» в Дагестане. Существует газета «СЭ. Северо-Запад», базирующаяся в Петербурге и, как можно предположить, финансируемая не из Москвы. На мой взгляд, экспертные оценки, даваемые сейчас газетой, ничуть не выше, а чаще и ниже, чем у многих других спортивных медиа, но инерция авторитета, заработанного газетой в 90-е годы, еще сильна.
— Как формировался этот авторитет? Кем видела своих читателей постсоветская спортивная пресса?
— 21 год назад было всего лишь лето 1991-го, самый нижний палеолит, как выразились бы в «Афише». По Москве ходят дикие люди, которые думают, что Джон Донн — это такой английский поэт. Дерк Сауэр уже приехал в Россию, но до запуска «Космо» для девочек и «Плейбоя» для мальчиков надо подождать еще несколько лет. «Матадор» — это еще программа Константина Эрнста на ЦТ, а не журнал, где в 1995-м дебютирует Илья Осколков-Ценципер. Леонид Бершидский тогда, как и 20 лет спустя, не знает фамилию «Тимофеевский», а Шура только начинает придумывать в «Коммерсанте» героические задачи для Владимира Яковлева. Мои знакомые баскетболисты счастливы, если им удается уехать из страны, чтобы получить в Венгрии или Швеции контракт в 500 долларов. Трансфер хоккеиста из клуба в клуб стоит 10 пар коньков. Если лезвие лопнет, доигрывать сезон не в чем. Первый постсоветский чемпионат по футболу проходит постапокалиптически: вместо Киева, Тбилиси и Минска приходится играть с Находкой и Камышином. Спортивного телевидения практически нет. В 1992-м случится первая трансляция гонок «Формулы-1» в России. И единственное, чего тогда хотят в «Спорт-Экспрессе», — чтобы читатель оперативно (на следующие сутки) получал информацию о сыгранных по всему миру матчах и турнирах. И он ее получает, что на фоне «Советского спорта» с тематикой про «их нравы» и «физкультуру на заводы», конечно, взрывает рынок.
Я работал тогда в «Спорт-Экспрессе» начинающим корреспондентом и хорошо помню, как от одной заметки в газете часто зависела судьба финансирования команды. Благодарственно упомянуть губернатора или спонсора означало помочь нищенствующему клубу протянуть еще один сезон. Не журналисты «Спорт-Экспресса» гонялись за президентами и владельцами клубов, а они за нами. Это, конечно, сносило крышу. Помню очередное возрождение баскетбольного «Спартака» в Санкт-Петербурге. С вокзала меня везет тихий, скромный клубный водитель — чемпион мира 1974 года, чемпион СССР 1975 года, один из лучших баскетболистов в истории Ленинграда Юрий Павлов. И я — такой важный, король баскетбола и еще студент, небрежно беседую с ним о чем-то. До сих пор ужасно стыдно. Потом закрытый банкет с Александром Розенбаумом. Потом ужин, где покойный ныне Шабтай Калманович, еще не «фон», угощает меня улитками, когда самой доступной едой в редакции была курица гриль из ближайшей палатки.
И машина, встречающая на перроне вокзала, оплаченные счета в гостиницах и ресторанах не считались в газете чем-то нарушающим журналистскую этику. Когда тебе 20 или 23 года, ты работаешь в лучшей газете страны (а никто из нас не сомневался, что мы делаем лучшую газету, творим новую журналистику), а за это тебя еще кормят, поят, иногда даже заискивают — это был такой огонь, что многие на этом и погорели. Кто-то соскочил, конечно. А кто-то ускорился.
— То есть ситуация со «СЭ» и советской спортивной прессой в каком-то смысле повторяла ситуацию с советской прессой и новаторским «Коммерсантом»?
— Можно было бы сказать что-то о двух мирах или двух планетах, но это все неточно. Скорее закрытая, зазаборная система и открытая общая поляна. В одной торжествовал абсолютный победитель — «Спорт-Экспресс» и умирал старый и никому не нужный «Советский спорт». А на другой в это же время, да, рос «Коммерсантъ», журналисты «Сегодня» вытворяли фантастические вещи, Дерк Сауэр создавал новый дивный глянцевый мир, в котором журнал «Матадор» вскоре начнет сопоставлять хоккейную команду «Дизелист» из Пензы с джинсами Diesel и где появится перед кризисом прото-«Афиша» — журнал «Вечерняя Москва». И первые спортивные глянцевые журналы — «СпортКлуб» и «Гала-Спорт», основанные бывшими журналистами «Спорт-Экспресса». С одной стороны, это позволило «Спорт-Экспрессу» сохранить идеологический запал, и для многих начинающих спортивных журналистов это по-прежнему «работа мечты». А с другой, из-за высокого забора плохо видно, что происходит вокруг, тем более что рынок становился все больше и разнообразнее.
— Почему, несмотря на такое впечатляющее начало, «Спорт-Экспресс» стал убыточным изданием?
— Мне кажется, что газета проспала две революции на рынке. Во-первых, напомню, что «Спорт-Экспресс», его идеология, его рамочные подходы сформировались в то время, когда потребитель мог только читать о спортивных событиях, но чаще всего не имел возможности их видеть. А потом поднялась волна телетрансляций, в середине девяностых появились «Футбольный клуб» на НТВ, потом спортивные каналы на «НТВ-Плюс», и теперь «СЭ» должен был научиться писать для тех, кто уже знает результат матча, потому что видел его своими глазами. Символ «Спорт-Экспресса» — петух — был придуман именно потому, что он просыпается и кричит раньше всех, но тогда газета окончательно утратила первенство: телевидение по определению быстрее, больше, мощнее. Кроме того, дико талантливая журналистская команда «НТВ-Плюс» поколенчески и стилистически была куда ближе новому болельщику. Я как раз тогда вышел из стен «Спорт-Экспресса», впервые познакомился с коллегами из «Коммерсанта», «Сегодня», «Матадора», «Домового» и т.д. и строчил в «Вечерней Москве» (журнале) телевизионные заметки о том, как на смену механическому пианино с невеликим набором пьесок пришел большой виртуоз Василий Уткин.
Ну а вторая, конечно, случилась, когда интернет пришел к нам в офисы и квартиры. Примерно в сентябре 1998 года у меня родилась идея профессионального спортивного новостного сайта, и в декабре был запущен Sports.ru — тогда на рынке еще не было ни «Газеты.ру», ни «Ленты.ру», практически ничего аналогичного. «Спорт-Экспресс» подхватил рывок, уже в начале 1999-го он стал доступен в интернете, газетный номер можно было бесплатно скачать в формате pdf, но это, как мне кажется, мало поменяло способы общения с аудиторией. «Спорт-Экспресс» мог стать безусловным лидером рынка, империей, но и 13 лет спустя внутри коллектива, дирекции до последнего рассуждали в категориях «газеты, у которой есть сайт», что для 2012 года очень странно. Сейчас, на мой взгляд, и «Советский спорт», и Sports.ru, и «Чемпионат.com» работают куда интереснее.
Вообще это классическая история про семейный бизнес, когда создатели газеты одновременно были и владельцами издания, и ключевыми менеджерами. В «газетную эпоху», в 90-е, «Спорт-Экспресс» был так популярен, что мог в силовой манере диктовать цены и условия рынку распространения. Это же была чуть ли не самая дорогая — в рознице — ежедневная газета в стране. Если я правильно помню, то все расходы на издание одного номера закладывались в отпускную цену, а деньги, приходящие от рекламы, сразу попадали в чистую прибыль. Эти лихость и удобство, с которыми зарабатывались деньги, видимо, и заставили пропустить момент, когда нужно было менять бизнес-модель, а должность генерального директора вручить наемному менеджеру со стороны. И, наверное, следовало больше инвестировать в главный актив «Спорт-Экспресса» — его творческий коллектив.
— Расскажите о взаимоотношениях «Спорт-Экспресса» и «Советского спорта». Ведь в свое время «Спорт-Экспресс» создавали журналисты «Советского спорта».
— История этих отношений слишком длинна и богата, чтоб уложить ее в абзац. «Спорт-Экспресс» — это «серьезное издание». В манере «Советского спорта» сильна традиция «Комсомолки» с ее «пой, пляши, развлекай читателя». Но это, безусловно, жесткие конкуренты на рынке. После того как «ПрофМедиа» вытащил газету из комы, были годы, когда «Советский спорт» опережал по данным «Гэллапа» «СЭ». Сейчас снова «Спорт-Экспресс» немного впереди. Это если забыть, что все бумажные негазетные проекты «Спорт-Экспресса» закрылись за убыточностью («СЭ-Журнал», «СЭ-Воскресенье», «СЭ-Футбол»), а аудитория одного номера еженедельника «Советский спорт — Футбол» переваливает за миллион — по данным того же «Гэллапа». Еще я бы добавил, что, на мой читательский вкус, в «СЭ» заметно больше журналистов, к которым можно применить эпитет «отличный», а в «Советском спорте» выше средний уровень журналистики.
— Меняет ли эта продажа каким-то образом расклад на рынке спортивной прессы?
— Меняет сам факт покупки. Теперь у газеты появился владелец, верящий в светлое будущее проекта и способный в это будущее инвестировать. Потихоньку соберется новый менеджмент. Вместо странной равноапостольной конструкции из двух первых заместителей главного редактора — бога (который умер три с половиной года назад) появился просто главный редактор. Ну то есть нормальная рабочая схема вместо богов, семьи, детей, пасынков и проклятых прометеев.
— Как вы прокомментируете назначение нового главного редактора «СЭ»?
— Я не лезу со своей брюквой в чужой огород. Один из журналистов «СЭ» так отреагировал в Фейсбуке на назначение Константина Клещева: «В ближайшее время у “СЭ” появится главный редактор, которого не было с момента ухода из жизни Владимира Михайловича Кучмия. Для газеты и всех медиа под брендом “СЭ” наступает новая эра. Думаю, Владимир Михайлович одобрил бы этот выбор. Константин Петрович, мы вас ждем! Вы справитесь, потому что иначе у вас быть просто не может. Вся ваша жизнь, вся ваша карьера вела вас именно сюда. Вы, возможно, будете спорить, но это — ваша судьба, стать первым после спорт-экспрессовского бога, легенды, творца отдельной философии. Возьму на себя смелость и скажу это: сбылась ведь и ваша мечта…» «Богом редакции» называл Кучмия в своем нашумевшем интервью и Рабинер (Игорь Рабинер — бывший обозреватель «СЭ». — Ред.). Я помню и люблю Владимира Михайловича большим и живым человеком, ну да, гневен бывал, иногда по нескольку дней надо было скрываться в редакционных ущельях от его молний, и поговорить с ним можно было — про самое важное. Я хорошо понимаю коллег: стоишь как перед большим камнем, налево — «эпоха», направо — «легенда», а если по центру — то сразу «бог», но мне почему-то сильнее всего запомнились не его слова, жесты или интонации, а, знаете, как тихие фотокарточки перебираешь в альбоме. Взгляд торжествующий, победный и одновременно шкодливый. Или — усталый, отрешенный, в друзьях только сигарета. И до сих пор помню, как он на меня посмотрел на собеседовании, когда я сказал, что мне скучен Хемингуэй. Хех, с жалостью такой: несмышленыш.
— Игорь Рабинер, кстати, по его словам, был уволен после текста об истории «Спорт-Экспресса», в котором он похвалил Кучмия, но не упомянул гендиректора «СЭ» Ивана Рубина.
— Конечно, этот текст добавил бензину к основному конфликту, тлевшему уже несколько лет, но его причина была вовсе не в славолюбии генерального директора. Самый банальный трудовой конфликт. Руководство издания желало, чтобы популярный и самый высокооплачиваемый журналист свои лучшие силы оставлял на работе, а журналист последние годы был увлечен написанием книг, видя в газете комфортную (по времени и деньгам) подушку. Стороны не смогли восстановить баланс интересов — и расстались. Все остальное — пиар-сопровождение.
— Как соотносятся сейчас старые и новые спортивные медиа, газеты и сайты?
— «Традиционные медиа», такие, как «Спорт-Экспресс» и «Советский спорт», тратящие огромные деньги на создание контента, бумагу, дистрибуцию, находятся в очень плохом, все ухудшающемся соседстве с бодрыми интернет-сайтами. Это прямо сверхбанальность, но, во-первых, агрегировать чужие новости стоит много дешевле, чем командировать на чемпионат Европы по футболу бригаду из 10 человек, а потом еще в Лондон на Олимпиаду — 15. А во-вторых, зачем мне покупать бумажную версию «Спорт-Экспресса» (а на нее была ухлопана куча денег) — встал, умылся-оделся, вышел на улицу, нашел киоск, открыл кошелек, — когда вместо этих шести глаголов я могу использовать один, ну хорошо, два: включил компьютер, зашел на сайт. А на сайте «Спорт-Экспресса» с раннего утра лежит весь газетный номер в pdf. Бесплатно. Это если я хочу прочитать весь номер, а я давно уже ни одну газету не читаю «номерами», как, наверное, и большинство пользователей. Читают статьи, новости, авторов, а если Елена Вайцеховская или Евгений Дзичковский написали новую отличную статью, то я об этом скорее и проще узнаю из Фейсбука, чем на главной странице сайта «Спорт-Экспресса». И если журналист «СЭ» первым вытащил на ленту новостную сенсацию, то опять-таки ловкие руки агрегаторов соберут у себя в общей ленте все главные новости дня — свои ли, подхваченные ли в «традиционных медиа» или вытащенные из твиттера спортсмена.
Лично для меня как для обычного болельщика, простого читателя, главным поставщиком спортивной информации является интернет, а не «старые медиа», «новые» или «социальные». Приведу пример. За выборами нового президента РФС я следил одновременно по трем онлайнам. По твиттеру одного из участников конференции (о его онлайне при этом я узнал из Фейсбука), его сообщения были живыми, предвзятыми и самыми оперативными. По текстовой трансляции на Sports.ru, она была не самая быстрая, но обстоятельная и нейтральная. И на сайте «Советского спорта», где третьим дополнением заливали видеосюжеты с выборов.
Остается еще журналистика четвертого шага, когда после того, как ты узнал, что произошло, где и как, хочется разобраться — почему. Собрать для читателя из всех этих твитов, новостей, сюжетов, кратких комментариев, комментариев к комментариям цельную картинку события. «Всех нас безвольно несет поток дурного сознания. Все мы окружены ненужными сведениями, бессмысленными фактами, посторонними подробностями. И это трагично, ибо, как сказал Ницше, “лишнее — враг необходимого”», писал в 1997 году Александр Генис, еще ничего не зная про Яндекс и Фейсбук. Если это лихорадочное «где, что, аааааа» востребовано массовым читателем, то ответ на вопрос «почему» нужен избранным, это элитные войска, отборные. Похвастаюсь. Летом меня спрашивает приятель: когда у вас выйдут репортажи с Олимпиады? Я говорю: номер будет в конце августа. А он: скорей бы, хочется прочитать наконец-то что-то достойное про Игры.
— Где в этой картине вы локализуете ваш ИД «Индепендент Спорт» и выпускаемый им журнал «PROспорт»?
— Нет ничего глупее, чем конкурировать с быстротекущими медиа, мы стоим особняком, если хотите — построили дорогой, красивый, приметный издали особняк. После выхода из структуры «Индепендент Медиа» мы долго оставались «издательским домом одного журнала» и очень грустили по этому поводу. В таких условиях было практически невозможно сделать бизнес прибыльным. По традиции мы и сейчас называемся ИД, но вышли за рамки производства и доставки слов и картинок. Мы и в прежние времена рассматривали журнал «PROспорт» как цивилизаторский, не стесняясь объяснять, «что такое хорошо, а что такое плохо», и когда в парке Горького начались всем известные изменения, первыми предложили идею спортивно-музыкального фестиваля. Теперь у нас есть свой ежегодный «PROспорт-парк». Этим летом к нам пришло около 50 000 гостей. Это не просто концерт и не просто «пришли — поиграли в волейбол», это такой образ здоровой и радостной жизни, возможность отлично провести воскресный день. А сейчас мы достраиваем большой образовательный проект, что-то вроде академии «PROспорта». У нас второй год проходят заседания «PROспорт»-клуба — это закрытая площадка для топ-менеджеров, работающих в спортивной индустрии, где они могут послушать приглашенного спикера и друг друга. Начало выходить приложение «PROспорт-Бизнес». В ноябре проведем в Москве международную профессиональную «PROспорт»-конференцию, участниками которой станут президенты и ключевые менеджеры клубов из Англии, Германии, Италии, НБА. Глядя на нас со стороны, многие считают — и говорят нам: ну, сразу видно, что в вас вкачали много денег. Да никто ничего не вкачивал. Вообще. Сами придумали, сами сделали, сами заработали.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials