«Иксы» для двадцатилетних
Российские поклонники британской группы The xx о том, почему у нее полтора миллиона фанатов на Фейсбуке, и о новом альбоме «Coexist»
На этой неделе выходит новый альбом британского трио The xx, ставшего триумфатором 2010 года. Их тишайшие, ночные песни очень громко прозвучали — дебютная пластинка «xx» продалась тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, группа получила Mercury Prize. COLTA.RU обратилась к нескольким российским поклонникам The xx из числа полутора миллионов, зарегистрированных на официальной странице группы в Фейсбуке, со следующими вопросами:
1. Почему все в какой-то момент полюбили группу The xx?
2. За что вы полюбили группу The xx?
3. Доводилось ли вам бывать на их концерте — какие впечатления?
4. Чего ждете (дождались) от второго альбома?
5. Ваш прогноз: The xx — это группа одной пластинки?
Сергей БЛОХИН, выпускающий редактор Rolling Stone
К вопросам
1. Английский хайп — король мира.
2. Мне очень нравится совпадение, мысль о том, что двое талантливых певцов-сонграйтеров пролетарского происхождения Оливер и Роми (нет смысла говорить о Барии, ушедшей уже в октябре 2009-го) повстречались с более урбанизированным — в хорошем смысле — битмейкером Джейми xx, который изначально невидимым образом зафиксировал этот союз своим саундом. Вместе они запечатлели звук конца нулевых — ну кому как, собственно. Я в сентябре 2009-го метался между Парижем и Будапештом в поисках осколков любви и хандрил по поводу Москвы — бывает и так. «Crystalised» сразу попала в сердце. Позже я играл ее на своих диджей-сетах в ремиксе Jamie Jones.
«Crystalised»
3. Нет, и я понимаю, что это может быть и восторг, и разочарование, я давно уже привык отделять лайв от продакшена.
4. Джейми, да и остальные успели наиграться в диджеев, позаводить толпу. На альбоме же нас ждет обратное: тихий, почти призрачный поп (я видел, например, что лайв песни типа «Swept Away» содержит куда больше бита). Они могли бы написать сколько надо хитов, но не стали играть в это. Это поиск, это круто. Буду откровенен: знакомым рекомендую слушать с восьмого трека, так, конечно, повеселее.
5. Сложно прогнозировать отношения. Мне кажется, они уже вошли в жизнь, уже меняют музыку. Буду с интересом следить за чем бы они ни собрались заниматься дальше. Но по коммерческим лекалам второй альбом — это, видимо, «провал».
Дмитрий ВЕСНИН, музыкальный блогер (bigecho.ru)
К вопросам
1. В начале карьеры The xx выпустили целую серию синглов — минималистичные «Basic Space», «Crystalised» и «VCR», удачные как со стороны сонграйтерства, так и атмосферы, сочетающей стилистику UK garage Джейми хх, который продюсировал альбом, и постпанк-пристрастия остальных участников группы. В то же время они играют на типичной британской черте «ныть об отношениях» и в целом представляют собой группу из четырех слишком молодых для славы ребят, делающих путь в большую музыку своими руками. И, конечно, через интернет.
2. До сих пор моей любимой песней группы является «Heart Skipped a Beat». Не буду оригинальным, если скажу, что полюбил их за ту самую минималистичную атмосферу, за баланс черного и белого и умение использовать тишину и многозначительные паузы в своих целях.
«Heart Skipped a Beat» (live)
3. К сожалению, я не был на концерте.
4. Второй альбом послушал, но он меня не впечатлил. Мне не очень нравится новый звук, они потеряли во внутреннем накале, напряжении, уведя эту сторону в тексты. Но то ли я повзрослел, то ли правда их тексты стали хуже. Да и песни теперь не такие цепляющие. Это честный альбом, они развиваются, но теперь я не впечатлен.
5. Мне по-человечески интересно, куда вырулит история The xx. Так же, как когда-то было интересно смотреть, как одна из участниц группы ушла из коллектива из-за нервного истощения. Иногда я думаю о том, что большая сцена и постоянные гастроли сломали слишком молодую команду, но теперь-то они набрались сил, и... ничего не произошло. Это группа одного альбома — может, Джейми еще выпустит что-нибудь интересное, но дуэт Роми и Оливера больше не впечатляет.
Михаил ГНЕСИН, вокалист группы «сИстра»
К вопросам
1. Песни «иксов» красивые и простые — в этом их очарование. Интересный минимализм. Все сделано очень честно и душевно. Они убрали различные модные музыкальные навороты и понты, оставив только самое важное — хорошую мелодию и интересный ритм. Именно эти вещи, как правило, цепляют людей.
2. Я люблю драм-машины, море спокойствия, ночь, меланхоличные песни а-ля Portishead и The Cure. Гармонии и ходы, которые мне нравятся, я нашел в творчестве «иксов». Как говорится, легли в душу. Кстати, голос Оливера Сима напомнил мне Трики, что тоже порадовало. Моя любимая песня — «Night Time». Хороший текст и драматургия в строении песни.
«Night Time» (снято Pitchfork.tv)
3. Мне довелось пообщаться с ними во время фестиваля Fuji Rock в Японии. 2010 год. Смотрю, они стоят возле какой-то палатки, никто их не замечает. Подхожу, говорю: «Привет, ребята!» — так и завязался разговор. Они оказались весьма душевными ребятами, мы поболтали о том о сем. У меня с собой было бухло, выпили немного. Оливер пошутил, что они усвоили одно правило в жизни молодой рок-звезды — «не напиваться слишком рано». А сам концерт прошел неплохо: когда они начали играть, все стали целоваться и курить траву. Атмосфера получилась хорошей. Но лажа в их исполнении все же была — тупил в основном Джейми, который играл все биты не совсем ровно, часто убыстрялся и замедлялся там, где не надо. Может быть, сейчас ситуация изменилась.
4—5. Я уже послушал новый альбом, в интернете лежит — он не такой хитовый, как дебютный, но есть интересные песни: «Sunset», «Reunion», «Our Song». Однако мне показалось, что он сделан как-то без искры, весьма посредственно. Целью «музыкально удивить» новым материалом заморачивался только Джейми. Остальные ребята особо не парились расширять творческие границы: вокальные линии почти те же, гитарные ходы — тоже. Но, мне кажется, они не будут группой одного альбома — цинично так говорить про молодую группу. Хайп по ним, может, и пройдет со временем, но если «иксы» будут развиваться и искать новые способы в изложении своей красивой меланхолии, то все будет о'кей. У них есть Джейми, на мой взгляд, очень крутой битмейкер и продюсер, — он должен сказать веское слово. Однако в общении с ними мне показалось, что он у них в группе тот, кого все подкалывают, — задрот, короче.
Игорь ГРИГОРЬЕВ, певец
К вопросам
1—2. Полюбили их с ходу за то, что всем с ходу и нравится, — предсказуемые гармонические ходы, приятные мелодии, неброский, почти невыразительный вокал, мягкий, почти чилаутный грув. Под такую музыку можно делать все что хочешь — выпивать в компании друзей или заниматься сексом. Такая музыка ничему не мешает, а только украшает любое действие. И я полюбил их за это. Моя любимая песня с первого альбома, конечно же, «Shelter».
«Shelter» (Live at Glastonbury, 2010)
3. На концертах не был.
4—5. Я, честно говоря, и не ждал их второго альбома, и у меня не было повода думать о них, если бы не этот опрос. Если они выпустят еще один альбом, похожий на первый, я буду вполне удовлетворен.
Кирилл СОРОКИН, программный директор кинофестиваля Beat
К вопросам
1. Группа The xx довольно точно показывает, что людям, которым сейчас в районе двадцати, нужны герои, похожие на них самих. Не только на уровне песен, но и на уровне того, как они выглядят, как прячут взгляд на фотографиях, как и что пишут в том же Фейсбуке. Даже на уровне названия, как будто сообщающего: «Мне двадцать лет». The xx — это стопроцентное попадание. Впрочем, песни, конечно, — это самое главное. Просто потому что это песни, которые врезаются в память, которым можно подпевать, а не просто складировать их в айподе. Я легко могу себе представить, как песню «Chained» поет хором несколько тысяч человек.
«Chained»
2. Полюбил за Jamie xx, наверное. Первый альбом группы я даже до конца не дослушал, он у меня вообще никаких эмоций не вызвал, а вот все, что он делает, мне с самого начала дико нравилось. Поэтому «Coexist» я скачал, прочитав где-то, что все новые песни звучат так, как будто Джейми уже сделал на них ремикс. И, в общем-то, с тех пор ничего больше и не слушаю. Это такие медленные, безумно красивые и совсем не веселые песни. Мне очень нравится, что в них мало собственно музыки (или, вернее сказать, она очень точечно дозирована) и много свободного места; они могут остановиться на середине, затихнуть, как будто прислушиваясь к тому, как разносится эхо их голосов; каждую песню можно расслышать до мельчайших деталей. Хозяева этих голосов заслуживают отдельного внимания: Оливер и Роми (я, вот правда, только сейчас узнал, как их зовут) — это точно самый впечатляющий парный выход из тех, что я в этом году слышал. «Reunion» мне особенно нравится.
«Reunion» (Live at Primavera, 2012)
3. Нет, но вот на них я бы как раз с удовольствием сейчас посмотрел.
4. Учитывая, что формально новый альбом еще не вышел, а я уже послушал его раз 15 и знаю наизусть тексты всех песен, — даже не знаю, что сказать.
5. Мне кажется, у группы одного альбома редко бывает полтора миллиона поклонников на Фейсбуке. Только если второй альбом очень хороший. Под чем в случае «Coexist» я готов подписаться.
Сергей СТЕПАНОВ, музыкальный журналист (nepopsa.ru)
К вопросам
1. The xx — лучший дебют со времен как минимум Franz Ferdinand, если не всей минувшей декады, и шум возник — в кои-то веки — именно в связи с тем, что музыка этого заслуживала. Мне кажется, что у The xx получилось воскресить и, прошу прощения, проапгрейдить стилистику, которой в мейнстриме не было довольно много лет: с одной стороны, так называемого бристольского саунда, с другой — тихой разновидности постпанка (образца любимых немногими, но горячо и нежно, Young Marble Giants). И сделали они это настолько умно, красиво, ярко и эффектно, что полутора миллионам поклонников на Фейсбуке показалось, будто «xx» — пластинка, не похожая ни на что на свете.
2. Среди коллег по цеху я имею отчасти заслуженную, отчасти вынужденную репутацию ретрограда — в том смысле, что к большинству трендов последних лет я безнадежно глух, а на «Амазон» обращаюсь преимущественно за переизданиями и новыми, не очень хорошими записями групп, которые когда-то были ого-го. Так вот, The xx, помимо прочего, переломили эту тенденцию самым неожиданным образом — я отлично помню, как поехал в Торонто на концерт Them Crooked Vultures (к вопросу о репутации), заскучал в гостиничном номере и скачал этот самый альбом «xx», на название которого три или четыре раза наткнулся в ЖЖ. Это был, натурально, глоток свежего воздуха — ничего другого я не слушал на протяжении следующих суток: ни в номере, ни по дороге домой, ни дома. Через пару дней моя двухлетняя на тот момент дочь напевала исключительно песню «Ай-яй-яй» («Crystalised», она и «Infinity» — мои любимые), через пару месяцев я купил билет на концерт группы Friendly Fires лишь затем, чтобы увидеть игравших у них на разогреве The xx.
«Infinity»
3. Доводилось — трижды. В первый раз (см. выше) я, признаться, малость обломался — выглядело все это далеко не так круто, как звучало. Но уже к следующему концерту с той же программой, через полгода, The xx исправили все недочеты — и музыкальные, и в особенности визуальные, представ в формате эдакого театра теней и готовыми, на мой вкус, хедлайнерами чего угодно. На еще один их концерт я ходил совсем недавно — там было много новых песен, хитовая «Crystalised» превратилась в даб, а инструментальная «Intro» — в песню для исполнения на бис. Мне снова понравилось — не столько содержанием, сколько формой: по части stage presence эти люди прибавляют на глазах.
4. От второго альбома я жду теперь только того, чтобы за ним можно было зайти в магазин. Все, кто хотел, его, понятно, уже давно послушали, и вердикт у всех примерно одинаковый: «Coexist» — это, с некоторыми оговорками, more of the same и это в целом прекрасно. Правда, больше всего мне в этот раз нравятся не синглы и не цитирующие гей-гимны драматические номера (от «Smalltown Boy» The xx явно без ума), а бонус-трек японского издания — тишайшая «Reconsider». Бонус-трек, кстати, и на первом альбоме был превосходный — камерная кавер-версия «Teardrops» Womack & Womack.
«Teardrops»
5. Уже как минимум двух!
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials