Венецианские СМС: «Мастер» Пола Томаса Андерсона и «К чуду» Терренса Малика
COLTA.RU продолжает публикацию мобильных заметок с фестивальных показов. На этот раз СТЕПАНОВ, НЕЛЕПО и РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, не моргая, смотрят драму отношений между алкоголиком и оккультистом, а потом рыдают на новом Малике (правда, не все)
«Мастер»
Как и прошлый фильм Пола Томаса Андерсона («Нефть»), «Мастер» — история неординарных людей. Протагонист картины — увлеченный бытовой химией и алкоголем нервный моряк-дембель (Хоакин Феникс) — прозябает на гражданке после Второй мировой. Случайно наш герой встречает какого-то писателя-философа вроде Рона Хаббарда, автора книги о реинкарнации (Филип Сеймур Хоффман, загримированный буквально под Хаббарда, но с усами). Между мужчинами развиваются отношения. Как будто бы учителя и ученика.
15 мин. до начала фильма. Василий Степанов: На входе давка. Все, видимо, уверены. Но пускают не всех.
00:01. Борис Нелепо: Если честно, единственная причина моего прихода — 70-миллиметровая пленка, на которую снят фильм. На весь фестиваль только две картины с пленки, остальное цифра. Впрочем, и здесь обман — прессе, похоже, покажут 35 мм.
00:01. Ксения Рождественская: На экране Хоакин Феникс скачет букашкой по пляжу и делает гениальный коктейль — заливает какую-то бурду в только что срезанный с пальмы кокос.
00:04. Рождественская: Моряки, синее небо. Почти Норман Рокуэлл.
00:05. Степанов: Военно-морские будни 1945 года с оглядкой на Малика и Спилберга, но, в отличие от своих сентиментальных коллег, Андерсон отважно вгрызается в повседневность: герой Феникса сливает из бомбы технический спирт, трахает бабу из песка, дрочит. Прямо как мы.
00:10. Рождественская: Герой Феникса в принципе специалист по бурде. Какой компонент Ханаанского бальзама мы ценим больше всего? Ну конечно, денатурат!
00:10. Степанов: Нет, война мне прямо нравится. Тест Роршаха у военного психиатра: «Что вы видите? — Пизду». Дембель не за горами.
00:20. Рождественская: Непонятно, как ПТА умудряется показать всю Америку — весь дух Америки, когда на экране просто человек, быстро бегущий по бескрайнему полю
00:25. Нелепо: Пока единственное, что мне нравится, — повторяющийся кадр с водой. Правда, после Годара (фильм «Социализм») ни у кого не получается снимать воду так же красиво.
00:30. Рождественская: Тоже очень по-американски: «Мы дрались с этим днем и победили».
00:30. Степанов: Хоффман тестирует Феникса, проверяя цвет его ауры. Пригодился ли Андерсону опыт работы с Томом Крузом?
00:33. Рождественская: Филип Сеймур Хоффман требует, чтобы Феникс не моргал, отвечая на вопросы. Моргнет — все начнется сначала.
00:35. Нелепо: Хоакин Феникс пукнул и рассмеялся, Филип Сеймур Хоффман с важным видом пояснил, что все мы — немного животные. Да, начался типичный Пол Томас Андерсон.
00:35. Степанов: Как же измучила эта музыка за кадром, прямо не затыкается. Такое ощущение, что Андерсон не знает другого способа сменить эмоциональный рисунок. Просто ставит другую пластинку.
00:37. Степанов: Ого! Мы узнали, как зовут главного героя. Его зовут Фредди. И коктейли Фредди мешает как Веничка.
00:44. Рождественская: Хоффман разрешил закрыть глаза, зал выдохнул. Похоже, не моргали все.
00:45. Рождественская: Фильм требует полной вовлеченности, так что с короткими текстовыми сообщениями временно завязываю, если не случится чего-то непредвиденного.
00:46. Рождественская: К тому же тут многие все еще не моргают.
01:09. Степанов: От продвинутой выпивки у Фредди интересные галлюцинации. Жаль, процесс приготовления не показывают подробно: запомнился только растворитель, пропущенный через буханку.
01:10. Нелепо: Весь сеанс думаю о феномене этого автора. Все соскучились по, собственно, формальному мастерству? Мне тоже не хватает в современном кино той виртуозности, с которой сорок лет назад снимали свои картины великие американские режиссеры. Но даже в самом проходном фильме Премингера или Форда, даже в тех, которые сняты левой ногой, в тысячу раз больше жизни в кадре. А здесь только полая «сделанность».
01:14. Степанов: Приехали полицейские, чтобы все-таки спросить, как зовут героя Хоффмана. Ланкастер Додд. А то мало ли, кто что подумает.
01:23. Степанов: Нет, Андерсон как-то излишне нагляден: хочет показать, что Фредди ведет себя как ребенок, и ставит с ним в кадр девочку на трехколесном велосипеде. Ланкастер Додд воспитательно хлопает Фредди по заднице.
01:28. Степанов: Фредди все время пьет, Мастер-Ланкастер ест.
01:34. Степанов: Такое впечатление, что снимать было не о чем, но режиссер в полной мере осознал это только на монтаже. Феникс бьется головой, Хоффман мурлыкает. Сосед надел свитер, потом снова его снял.
01:36. Степанов: Внезапно в пустыне откапывают вторую книгу Мастера. Так в Америке принято — пророки свои книги откапывают в пустынях.
01:50. Степанов: Цивилизация гибнет на наших глазах, друзья, — режиссеру приходится пояснять шутку про Дорис Дэй.
02:05. Степанов: И все-таки Феникс неприлично крутой. Можно, в принципе, было его просто на крупном плане держать полтора часа. С тем же примерно эффектом.
02:06. Степанов: Хоффман поет своему ученику «Slow Boat to China». То есть это все-таки было про любовь.
02:07. Рождественская: Пусть это и не лучший фильм ПТА, но мало кто умеет так ясно предъявить зрителю возможность чуда — и, в данном случае, не дать ею воспользоваться. Глаза можно закрыть.
02:08. Степанов: Что-то тормозят с аплодисментами. Мастер не в форме.
02:13. Нелепо: Очень скромные аплодисменты. Есть подозрение, что если бы я эти два с лишним часа смотрел в стену — и то было бы больше пользы. Громоздкая мертвечина.
«К чуду»
«К чуду» — довольно запутанная история отношений мужчины и женщины, слегка отягощенная взаимоотношениями человека с Богом. Красивая парижская разведенка с дочкой на руках (Ольга Куриленко) знакомится с мрачным американцем (Бен Аффлек). Они много вместе путешествуют, посещая различные достопримечательности, из которых более всего запоминается комплекс «Чудо», и, судя по всему, испытывают серьезные чувства. Он увозит ее в Штаты, потом они расстаются, потом снова сходятся, чтобы жениться и разойтись уже навсегда.
00:01. Рождественская: Влюбленные едут в поезде. Снято, конечно, потрясающе — хипстерские цвета, мобильное качество, нежные улыбки.
00:01. Степанов: Как будто кто-то из героев на мобильник снимает. Малик сдает с потрохами свой инстаграмовский метод: красиво будет, даже если оператор Любецки возьмется фиксировать события айфоном.
00:02. Рождественская: Постоянный закадровый текст. Французский более или менее оправдывает ту пургу про любовь, которую гонит героиня: французы вообще любят поговорить о любви.
00:06. Рождественская: Произнесено название фильма: «Мы поднимаемся по лестнице к чуду». На экране все та же пара, все так же счастлива. Едет на гору Сен-Мишель.
00:06. Степанов: Судя по количеству достопримечательностей в кадре — Малик явно ознакомился с последними фильмами Вуди Аллена.
00:08. Рождественская: Уже очень хочется отключить закадровую музыку — и тогда будет нормальная история любви. Но не будет Малика.
00:10. Рождественская: И закадровый текст отключить.
00:10. Степанов: Малик снимает прилив в Мон-Сен-Мишель, а Аффлек снимает носки.
00:14. Степанов: Какая-то сложная работа у Аффлека по тому, что можно назвать сценарием, — природоохранная. Я бы тоже, если бы попал в кадр, принялся охранять такую красоту. Боже, как же Малик любит газоны!
00:18. Рождественская: На словах: «Что за любовь нас любит? Она приходит ниоткуда. С неба» — зрители начинают смущенно покашливать. Малик снова делает это!
00:23. Степанов: На экране появляется Бардем в обмундировании священника. В зале смех. Бардем и Куриленко в одном фильме. Сейчас должен подойти Бонд.
00:25. Рождественская: Лучший момент фильма: Бардем в роли священника говорит о любви. Зал в восторге, мои соседи требуют, чтобы ему дали баллон со сжатым газом.
00:28. Рождественская: По сути, закадровый текст — это дневник восьмиклассницы.
00:36. Рождественская: Отлично придумано с языками — все говорят на разных, есть даже глухонемая, но все так или иначе говорят о любви.
00:39. Рождественская: Форма «Древа жизни» была для меня абсолютно оправдана тем, что там в основном воспоминания, а они и должны течь и сиять. Тут не воспоминания, так зачем делать еще одно «ДЖ»?
00:55. Нелепо: Вспомнил, что должен фиксировать впечатления, но не могу оторваться от экрана. Кто не понял «Древо жизни», еще больше возненавидит «К чуду». Но оба фильма менее великими от этого не станут. Диалогов в фильме практически нет, зато все танцуют, и на душе становится как-то совсем хорошо.
01:02. Степанов: Куриленко говорит по-русски: «Петушок!» Последние несколько минут меня охватывает ужас. Вообще Малик так красиво въезжает камерой в комнаты, что мог бы снимать хорроры. Стоит подумать, к каким еще неосвоенным жанрам можно приложить маликовский изобразительный метод.
01:10. Рождественская: В игру вступает гигантская черепаха. «Что есть правда?» — спрашивает закадровый голос, видимо, от лица черепахи. Мой сосед нервничает.
01:15. Степанов: Американцы в кадре помолились и стали раскладывать пюре с горошком. Я непроизвольно заплакал. И не могу остановиться.
01:20. Степанов: Нет, это все-таки великий кастинг! Наконец-то Аффлек в роли совершенного истукана. Он так молчит под Рахманинова...
01:27. Рождественская: На экране много воды. Героиня за кадром говорит, что в ней две женщины, одну тянет к Богу, другую к земле. Коэльо, Коэльо, выйди на крыэльо.
01:37. Степанов: «Иногда ты ешь медведя, а иногда наоборот», — говорит Аффлеку специалист по разводам. Куриленко продолжает бродить по холстам Уайета. Звучит классическая музыка. Итальянцы жмурятся от красоты. Я продолжаю плакать.
01:45. Рождественская: «Мы созданы для того, чтобы видеть Христа», — говорит закадровый голос. Люди за мной не выдерживают и убегают — за семь минут до конца. Я им завидую.
01:54. Рождественская: Конец фильма. В зале кричат «Бу!» И правда.
01:55. Степанов: Пойду высморкаюсь в тех, кто кричал «Бу-у!!!»
-
11 сентября«Гоголь-центр» открывает «Театральную медиатеку»
-
10 сентябряРоссийские власти борются с гей-пропагандой в Италии Cut Copy выступят в московском клубе В Москве ученые вышли на митинг против реформы РАН Букер объявил шорт-лист Андрейс Жагарс может покинуть пост директора Латвийской национальной оперы
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials