В защиту Константина Крылова
АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ призывает либералов нарушить заговор молчания
Дело Pussy Riot, наделавшее шума во всем мире, подвигло многих из нас на публичные высказывания — одних из искреннего возмущения, других ради того, чтобы демонстративно примкнуть к тому или иному строю в расколовшемся общественном мнении, третьих просто ради одобрительных птичек в послужном списке. Это была дискуссия, не отметиться в которой означало практически сознаться в своем социальном отсутствии. Внутренние язвы России впервые обнажились перед теми, кто раньше и не глядел в их сторону, — как тут было не расписаться в одной книге жалоб вместе с Мадонной, Полом Маккартни или Стингом? Да, я сознательно и совершенно не в укор невинно осужденным обращаю внимание на гламурную сторону дела — она пошла на пользу, хотя трудно говорить о пользе на фоне бесчеловечного приговора. Но если осужденным, даже помимо их воли, удалось добиться хотя бы этого, они как минимум пострадали не напрасно.
Однако гламур приходит и уходит, а проблемы остаются. С Таисией Осиповой, которой западные СМИ не нашли места на первой полосе, произошел небывалый в мировой юридической практике казус: суд удвоил ей срок лишения свободы, запрошенный прокурором, — это откуда-то из Гоголя, если ампутировать у него чувство юмора. Прокатившаяся волна возмущения была на этот раз чисто внутренней, но тоже искренней. Осипова, пусть для кого-то с мелкими оговорками, — из нашего строя.
А вот теперь наступает непростое время. 13 сентября в Замоскворецком суде Москвы возобновляется процесс по делу Константина Крылова, русского националиста, литератора, основателя предполагаемой национал-демократической партии, человека, которого большинство читателей ресурсов, где я имею обыкновение публиковаться, вряд ли причислит к собственному строю. Вот только один иллюстративный пример: когда-то я в своем блоге, комментируя некое событие, сослался на точку зрения Крылова, которая показалась мне верной. Меня немедленно и с возмущенными криками (письменными, конечно) расфрендил один прогрессивный журналист, очевидно, полагающий себя либералом. Тут сразу вспоминается предполагаемый афоризм Бродского в передаче Довлатова: «Если Евтушенко против колхозов, то я за». Напомню, что с Довлатова спрос невелик, все, что он писал, — художественная литература, в том числе и когда она маскируется под документальную. Но если даже Бродский и обронил такую фразу, ее лучше забыть.
Крылову вменяется в вину его выступление на известном митинге 22 октября 2011 года на Болотной площади в Москве под лозунгом «Хватит кормить Кавказ». Речь шла о том, что Кавказу якобы оказывается непомерная материальная помощь, неизбежно раскрадываемая, а сами кавказцы, дескать, ничего не производят и убивают русских. Помимо самого Крылова на этом популистском митинге и именно с этим тезисом выступили многие, в том числе Алексей Навальный и Владимир Милов, что им, на мой взгляд, чести не делает. Но почему-то именно Крылов был отобран для возбуждения против него уголовного дела — возможно, потому, что в среде националистов именно он последовательно и жестко выступает против нынешнего режима, авось другим впредь будет неповадно. Поскольку его выступление мало чем отличалось от прочих, услужливые «эксперты» изыскали в нем особо человеконенавистническую, на их взгляд, фразу, несомненно, подпадающую под пресловутую 282-ю статью УК РФ, которая давно уже стала фактическим эквивалентом советской 58-й. Фраза эта, и я не шучу, была такая: «Пора кончать с этой странной экономической моделью».
Само по себе упоминание имени Крылова не очень мобилизует либеральную общественность на протесты, если только это не протесты против самого Крылова и его взглядов. Я не нахожу призывов в его поддержку в блогах авторов, афиширующих свои правозащитные склонности. Единственной публичной акцией такого рода было пока что открытое письмо в «Живом журнале» писателя-фантаста Кирилла Еськова, обращенное к собратьям по цеху и всем сочувствующим, — тут формальным поводом стало то, что Константин Крылов тоже работает в этом жанре под псевдонимом Михаил Харитонов.
Хочу, однако, напомнить, что акция Pussy Riot тоже не вызвала единодушной положительной оценки даже в либеральном строю, и многие — в первую очередь люди православного вероисповедания, но не только они, — прежде чем присоединиться к движению поддержки, сочли нужным высказать отрицательное к ней отношение. Это, однако, не помешало нам единодушно возмутиться судебным произволом, что привело к глобальному резонансу. Хотя в случае Крылова я такого резонанса не предвижу, он, на мой взгляд, принципиально важнее, чем случай Pussy Riot. Дело в том, что в этом последнем речь — по крайней мере, теоретически — могла идти о поступке, наказуемом административно, хотя реальное возмездие со стороны уязвленного режима было непомерно жестоким. В деле Крылова ничего подобного усмотреть нельзя, оно целиком — о свободе слова и мысли.
Избирательное правосудие, то есть практически единственная модель, практикуемая в сегодняшней России, является не правосудием, а возмездием.
Конституция Российской Федерации — любопытный исторический документ, не имеющий, конечно, никакой юридической силы, как и все его советские предшественники. И, по правде говоря, жалеть об этом незачем. Первый пункт статьи 29, гарантирующий каждому свободу мысли и слова, нейтрализуется вторым, полностью оставляющим степень этой свободы на усмотрение суда — мы уже слишком хорошо знаем, какого суда. Можно спорить, имеем ли мы в данном случае дело с юридической безграмотностью или со злонамеренностью, но совершенно очевидно, что мы не можем руководствоваться этим неуклюжим парадоксом в нашей повседневной жизни. Фундаментальные гражданские права предшествуют всякой конституции, и конституция, составленная без их учета, не может считаться морально легитимной. Одно из самых фундаментальных прав — свобода слова.
В случае Крылова следствием и судопроизводством нарушено не только это право, но также право на равенство перед законом (оговоренное, кстати, в статье 12), тоже одно из самых фундаментальных, потому что его одного выбрали в подсудимые. Избирательное правосудие, то есть практически единственная модель, практикуемая в сегодняшней России, является не правосудием, а возмездием.
Но мой предмет в данном случае — не дефекты российской юстиции. Выступив на митинге, Крылов высказал свои мысли или, по крайней мере, сказал, что хотел сказать. Многие из нас с этими мыслями не согласятся. Но свобода слова, предусматривающая автоматическое с ним согласие, может существовать лишь для тех, кто имеет средства к установлению такого всеобщего согласия, то есть для государства с его карательной судебно-полицейской сворой. Мы уже выступили против этого государства в защиту Pussy Riot, Осиповой и многих других. Если мы промолчим в случае Крылова, все наши правозащитные судороги могут быть легитимно истолкованы как обычная мобилизация квартальной банды при крике «наших бьют». Ничего общего с гражданскими правами в этом нет.
Мне могут возразить, что националисты не выступили в защиту тех же Pussy Riot, скорее осуждали и клеймили их с позиций, которые они полагают православными. Но свобода слова не имеет никакого отношения к взаимности, она не результат гласной или негласной договоренности с соседним кварталом. Она — необходимое условие существования гражданского общества. Те, кто промолчит по поводу судебной расправы над Крыловым, попросту распишутся в своей приверженности узкоквартальным интересам.
Вольтеру приписывают сакраментальную фразу: «Я не согласен с тем, что вы хотите сказать, но я буду стоять насмерть за ваше право это сказать». Я, впрочем, и не призываю стоять насмерть. Я призываю нарушить заговор молчания.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials