Почему язь?
Как получается, что одни мемы становятся популярными и живут долго, а другие умирают, не успев родиться на свет?
Плохая новость состоит в том, что мемов больше нет. Последний скончался в 2005 году, когда закрылся научный журнал 1997 года рождения под названием Journal of Memetics (подзаголовок: «Эволюционные модели передачи информации»). Покойный года не дожил до тридцатилетия: понятие возникло в 1976 году, когда вышла книга Ричарда Докинза «Эгоистичный ген». Докинз предположил, что есть такая штука — мем, вроде гена, находится у человека в мозгу, передает культурную информацию, обеспечивает возможность мутаций и прочее. В книге Докинза, которая теперь есть по-русски, никаких особенно подробных объяснений не содержится, вообще создается впечатление, что он придумал эту историю по ходу дела. В те времена это было распространенное развлечение: экстраполяция моделей эволюционной биологии на культурогенез — даже Станислав Лем отдельно отметился.
Научное сообщество тогда не то чтобы приняло гипотезу всерьез и не то чтобы целиком, но решило повертеть эту мысль. Ничего не получилось. Журнал издавали четыре человека. Первая — Сьюзан Блэкмор — бросила работу в Университете Запада Англии и начала писать научно-популярные книжки, в основном по теории сознания и когнитивной теории. Второй — Дерек Гатерер — работает программистом в фармацевтической индустрии. Третий — Аарон Линч — умер в том же 2005-м; наконец, четвертый — Ричард Броди — стал профессиональным игроком в покер очень высокого уровня.
Но все это, конечно, про биологию, то есть про науку, — а те мемы, которые «Я-а-азь!» — они никуда не делись.
«Мем» не имеет никакого отношения к «памяти», к memory. А имеет — к древнегреческому слову mīmēma, то есть скорее к мимезису, имитации и миму. Прямо скажем, он не мем, а мим — примерно как Марсель Марсо. Есть совсем уже никуда не годный термин «медиавирус», придуманный безумцем от конспирологии Дугласом Рашкоффом, и совершенно корректный, но безликий термин «интернет-феномен».
Понятно, что «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!», «Заяси, заяси…» и «Фитилек-то притуши, коптит…» — те же мемы, но возникшие и получившие широкое распространение задолго до возникновения технологических сред, в которых по цифровому маслу все распространяется быстрее и легче. Чтобы как-то отличать их от фейспалма, Педобира и масла «Охуенное» («Охуительное» на самом деле), упоминавшаяся уже Сьюзан Блэкмор придумала T-meme. T — в смысле, Technology.
Вообще большая часть мемов — истории, анекдоты и фразы — это контент, который раньше ассоциировался исключительно с изустным бытованием. Теперь анекдотов почти никто не рассказывает, но читают и постят. Собственно, интернет-мемы самых первых времен (это когда картинка на 100 kb грузилась 10 минут) — они и были анекдотами, фразами, более или менее классическими текстами или отсылками к анекдотам, фразам, текстам. «А был ли мальчик?» — это, например, «Жизнь Клима Самгина». Если заглянуть на Lurkmore в соответствующий раздел, то там находится и Пильняк, и бог знает кто еще. Сами истории часто оказываются безвозвратно потерянными, для их восстановления Lurkmore как раз и существует (пригоден ограниченно, но тем не менее). Мем — это очень часто punch line без истории. То есть у выражения «Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус» есть некоторый контекст — но кого он интересует?
Интернет-мем отличается от обычного cliché тем, что он, во-первых, короче (не всегда, см. Копипасту, с которой все тоже не так просто), а во-вторых, не требует контекста. Но это, конечно, еще не все. Потому что эти ваши интернеты — гипертекстовая среда, так что мемы бывают визуальные, вплоть даже и до видео. В частности, выражения вроде «оппозиционеры такие оппозиционеры», «журналисты такие журналисты» и проч. происходят от некоторого конкретного кота, которого кто-то один сначала назвал Longcat, а потом кто-то другой сказал: «Longcat is soooo long»:
Визуальные и текстовые мемы благополучно перетекают друг в друга — в последнее время, правда, всё больше от текста к картинке, но бывает и наоборот. Картинка всем хороша, но ее трудно процитировать в офлайновом разговоре — впрочем, мобильные устройства постепенно решают и эту проблему.
Вопрос о том, почему одни потенциальные мемы выживают, а другие умирают практически при рождении, — действительно сложный. Предсказать успех или неуспех фразы или демотиватора — значит, получить ключи от Форт-Нокса информационной эпохи. У рекламистов это однажды уже не вышло, но в утешение себе и клиентам они написали множество увесистых томов, позволяющих делать вид, будто копирайтеры и арт-директора знают, что делают, — то есть знают, какая реклама будет работать, а какая — нет.
Традиционно математические модели, описывающие распространение информации в сети — в том числе и мемов, — базируются на моделях распространения эпидемий в первом смысле слова. Разумеется, только базируются. В частности, не так давно было показано, что информация в социальных сетях вовсе не всегда распространяется от узла к узлу — то есть постепенно пропитывая сеть собою. Почти треть информации (например, в Твиттере) «перепрыгивает» узлы — просто потому, что социальные сети — не изолированные системы. Мемы попадают в медиа и в другие социальные сети. Твиттер вообще чаще всего оказывается предметом изучения в этой связи: он достаточно просто устроен, в отличие, например, от Facebook.
Это картинка из мартовского номера журнала Scientific Reports, на которой показано распространение сообщений с определенными хэштэгами. Особенно интересно, конечно, второе изображение (GOP — это Республиканская партия США); из него видно существование двух практически непересекающихся сообществ, поляризованных по политическому принципу. Авторы работы, из которой эта картинка взята, как раз пытались оценить механизм выживаемости мемов и понять, можно ли управлять этим процессом.
Так вот — похоже, не очень. Во-первых, количество внимания, которое мы уделяем контенту, — более или менее постоянная величина: чем больше мемов, тем больше между ними конкуренция, одни выживают за счет других. Во-вторых, пользователи с гораздо большей вероятностью воспроизводят информацию, тематически похожую на ту, что они уже воспроизводили раньше. В целом получается распределение по длинному хвосту (то есть такое, а не такое). В нашем случае это означает, что подавляющее большинство ретвитов приходится на очень небольшое меньшинство мемов. Долгоживущим также оказывается меньшинство. Возникает искушение объяснить это тем, что одни мемы важны, а другие — не очень, или тем, что политически важные мемы попадают в обычные медиа и таким образом их жизненный цикл продлевается. Кроме того, возникает и соблазн назначить ответственными за долгую и счастливую жизнь мема более влиятельных пользователей — то есть тех, у кого фолловеров больше.
Дальнейшая работа с моделью показала, однако, что это избыточные объяснения. Структура социальной сети и тот факт, что количество внимания пользователя ограниченно, являются достаточными условиями для объяснения того, что время жизни и популярность мемов распределяются не по гауссиане. Содержание мемов, авторитет пользователей и их упоминание во внешних медиа на форму распределения не влияют.
Так, в общем, у нас пока и нет ответа на вопрос о том, почему именно язь. Вот потому. Язь потому что.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials