О чем нужно писать, чтобы получить «Русского Букера»?
Что привлекательнее для жюри — трагическая история России или экзистенциальный кризис?
12 июля премия «Русский Букер» представила очередной длинный список. Премия обрела недавно нового спонсора в лице банка «Глобэкс» и увеличила в связи с этим размер призового фонда более чем в два раза. Лауреат получает теперь полтора миллиона рублей, а финалисты — по 150 000. Состав жюри этого года таков. Председатель — петербургский критик и эссеист Самуил Лурье. Члены жюри: гендиректор фонда «Пушкинская библиотека» Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик и режиссер Павел Санаев, прозаик и критик Роман Сенчин.
Кто же из длинного списка покажется жюри привлекательным, кто победит? Вот, например, в этом году за «Русский Букер» борются такие разные книги, как антиутопия Александра Терехова «Немцы» и роман Александра Иличевского про интеллигенцию «Анархисты».
Трагическая история России, любовь, семейная хроника, семья, интеллигенция, противостояние государству
В связи с этим мы решили исследовать вопрос о том, какие книги особенно любит «Русский Букер». Речь не о качестве, а только о темах. Для этого мы взяли всех лауреатов премии с самого ее начала, 1992 года, и составили для каждого текста-победителя что-то вроде облака тегов. На схеме очевидно, что из этих тегов встречается чаще, а следовательно, более ценимо и любимо.
«Букер десятилетия» как отдельная акция в списке не учитывался.
Итак, вот список всех победителей «Букера» в хронологическом порядке. К каждому названию привязано облако тегов. Какие статистические результаты это дает, можно посмотреть внизу на схеме.
Марк Харитонов. «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича»: трагическая история России, религия, любовь, интеллигенция, СССР, провинция, литература, противостояние государству
Владимир Маканин. «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»: экзистенциальный кризис, религия, антиутопия, противостояние государству
Булат Окуджава. «Упраздненный театр»: трагическая история России, семейная хроника, детство, семья, СССР, автобиография
Георгий Владимов. «Генерал и его армия»: трагическая история России, война, альтернативная история, СССР
Андрей Сергеев. «Альбом для марок»: детство, воспоминания, СССР, автобиография
Анатолий Азольский. «Клетка»: трагическая история России, война, СССР
Александр Морозов. «Чужие письма»: эпистолярный роман, СССР, любовь, семья, одиночество, литература
Михаил Бутов. «Свобода»: экзистенциальный кризис, интеллигенция, постсоветская реальность, одиночество
Михаил Шишкин. «Взятие Измаила»: трагическая история России, детство, любовь, семейная хроника, смерть, семья, интеллигенция, СССР, противостояние государству
Людмила Улицкая. «Казус Кукоцкого»: трагическая история России, любовь, семейная хроника, семья, интеллигенция, противостояние государству
Олег Павлов. «Карагандинские девятины»: постсоветская реальность, СССР, смерть, провинция
Рубен Давид Гонсалес Гальего. «Белое на черном»: детство, СССР, смерть, одиночество
Василий Аксенов. «Вольтерьянцы и вольтерьянки»: история России, противостояние государству
Денис Гуцко. «Без пути-следа»: постсоветская реальность, любовь, семья
Ольга Славникова. «2017»: постсоветская реальность, антиутопия, любовь, мистика, политика
Александр Иличевский. «Матисс»: интеллигенция, постсоветская реальность, экзистенциальный кризис, одиночество
Михаил Елизаров. «Библиотекарь»: постсоветская реальность, СССР, интеллигенция, провинция, литература, триллер
Елена Чижова. «Время женщин»: семья, детство, война, трагическая история России, семейная хроника, СССР
Елена Колядина. «Цветочный крест»: религия, секс, история России, семья
© Наталья Цыбулина / Colta.ru
-
18 сентября«Дождь» будет платным
-
17 сентябряМинобороны займется патриотическим кино Начался конкурс киносценариев «Главпитчинг» Противники реформы РАН пришли к Госдуме Шер отказалась петь на Олимпиаде в Сочи Роскомнадзор: блокировка сайтов неэффективна
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials