Борис Гребенщиков: «Желание “спасать Россию” обычно прямо ведет к гражданской войне»
Разговор с БГ — в двух письмах: о Боге, России и Pussy Riot
На этой неделе группа «Аквариум» представила на сайте Kroogi.com «Воздухоплавание в компании сфинксов» — новый альбом ранее неизданных песен, которые Борис Гребенщиков назвал «находящимися на периферии канона». Пользуясь поводом, ДЕНИС БОЯРИНОВ вступил в переписку с Борисом Борисовичем, рассчитывая поговорить о вере и Боге, но снова поговорил о Pussy Riot и судьбах России. Так вышло.
Boris Grebenshchikov, 14:26 (23 ч. назад)
— Денис!
Здравствуйте. Как мог — ответил. Если нужны уточнения — пишите.
— Кто выбирал песни для «Воздухоплавания»? Какую цель этот человек преследовал? Чего он(и) добился(лись)? Что этот альбом говорит о группе «Аквариум»?
— Собирание альбома сродни архитектуре. Естественно, этим занимался я сам: занятие это необычайно увлекательное, много более захватывающее, чем — например — игра в Angry Birds, да и кому же я смог бы это доверить?
Единственная наша цель (как и всегда у «Аквариума») — живая огнедышащая красота; альбом этот ничего не может сказать об «Аквариуме», потому что об «Аквариуме» незачем говорить, — но слушателю с открытым сердцем может очень многое открыть о нем самом.
— Вы обмолвились, что эти песни находятся на периферии канона «Аквариума». Вы не могли бы объяснить, в чем канон и почему эти песни являются отступниками?
— Канон «Аквариума» — это наши альбомы. Есть песни, которые естественно собираются в альбомы; а есть одиночки, которые, как кошки, ходят сами по себе. Но рано или поздно им тоже начинает хотеться иметь крышу над головой.
— Больше всего я хотел бы поговорить с вами о вере. Принято считать, что вы буддист. Это так?
— А что именно можно говорить о вере?
Если хотите точного ответа, пожалуйста, расшифруйте ваш вопрос. Один любимый мною тибетский лама (Чокьи Нима Ринпоче) говорил, что буддист — это любой человек с добрым и хорошим сердцем. С этой точки зрения я буддист. Тертуллиан говорил, что душа по природе — христианка; с этой точки зрения я христианин.
А даосы говорили: «Кто говорит – не знает, кто знает – не говорит».
Христос говорил: «Когда молишься, войди в комнату свою, затворив дверь, и помолись Отцу Твоему, который втайне». Отец — «втайне»; Он бесконечно больше наших о нем представлений и наших ярлыков.
Я просто люблю Бога всем своим сердцем, и мне не важно — как Его называют.
— К какой конфессии вы принадлежите?
— Я принадлежу Богу; Богу — и никому и ничему больше.
— В песнях с «Воздухоплавания» есть такие строчки: «бог в твоем гнездится сердце, ходит кошкой по траве» и «…жил на иконе бог — выпрыгнул в оконце». Это один и тот же бог (песни разного периода)? О каком боге вы говорите?
— Математика учит, что бесконечность — одна. Абсолют — один.
Бог — один.
И — кроме Него — нет абсолютно ничего.
Поэтому стоит писать это слово с большой буквы.
— Как менялись ваш духовный мир и религиозные представления со временем?
— То, что я чувствовал на протяжении своей жизни, я чувствую и сейчас — меняются только возможности это описывать, расширяется опыт и пополняется словарный запас.
— Были ли у вас случаи мистического опыта — необъяснимого с точки зрения рациональных представлений? Когда и как вы его пережили? Какой сделали из этого вывод?
— Об этом рассказывать совершенно бессмысленно. Достаточно сказать, что «рациональные представления» — это, как правило, просто шоры невежества на нашем бесконечном сознании.
— Сколько духовных учителей у вас было в жизни? Кто они были и как вас свела судьба?
— Я пытаюсь учиться у всех людей, с которыми сводит меня жизнь. Образованные люди знают: когда Бог хочет что-то преподать человеку, Он может это сделать устами любого живого существа — от папы римского до последнего бомжа.
Но всем лучшим в себе я точно обязан музыке.
— Почему песня «Та, которую я люблю» («Воздухоплавание») по мелодии совпадает с песней «Голубой огонек» («Навигатор»)?
— Боюсь, что у нас разные представления о том, что такое совпадение мелодий. На мое ухо — это две разные мелодии. Их объединяет только некоторая «русскость» — за что их и люблю.
— Вас однозначно тянет в небо — «Аэростат», «Воздухоплавание» и т.д. Давно ли? Какие у вас отношения в реальной жизни с воздушной стихией?
— Меня всегда тянуло на свободу — будь это небо, море или что-то еще. В конце концов я заметил, что свобода — свойство моего сознания.
А открытые просторы продолжаю любить.
— Вам приходилось когда-нибудь брать интервью? У кого? Что вы при этом чувствовали?
— Интервью — это не мое дело.
— Вы слышали вот эту песню ваших бывших коллег? Что вы о ней думаете?
— Мне некогда о ней думать: мне значительно радостнее вместо этого слушать лучшие образцы мировой музыки.
Как говорил перед смертью капитан Черная Борода: «Жизнь дается один раз, и нужно прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
— Что спасет Россию?
— Простите, а от чего — или от кого — ее нужно спасать? Разве что от нас самих? Лучше попытаться — не на словах, а делом — помочь тем, кто рядом с тобой.
Денис Бояринов, 21:55 (17 ч. назад)
— Борис Борисович, вы великолепно ответили на вопросы, не дав ни одного ответа. Так, как умеете только вы.
Я вам задал неправильные вопросы. Можно я попробую еще раз? Начав с вашей последней фразы.
Boris Grebenshchikov, 0:18 (13 ч. назад)
— В таком случае мы, очевидно, говорим на разных языках и с разными целями. Но я — один раз — попробую объяснить — не очень, впрочем, рассчитывая на успех.
«— Что спасет Россию?
— Простите, а от чего — или от кого — ее нужно спасать? Разве что от нас самих? Лучше попытаться — не на словах, а делом — помочь тем, кто рядом с тобой».
Я как раз надеялся, что вы мне скажете, нужно ли спасать Россию или с ней все хорошо.
— Что за чушь! Вы всерьез считаете, что на этот вопрос есть однозначный ответ? В России живет более сотни миллионов человек, и у всех своя точка зрения.
— Что значит «спасать от нас самих»? От пороков в моей душе? От всех проживающих на ее территории людей?
— Значит — от нашей общей необразованности и массового нежелания выслушать и услышать точку зрения, отличающуюся от нашей собственной.
— Вы считаете, что Россию спасать не от кого или не от чего? Или бессмысленно говорить о спасении, нужно им заниматься (мне кажется, этот дискуссионный прием настолько эффективен, что нельзя его применять)?
— Стоп! Кто возьмет на себя право спасать, не спрашивая — хочет того эта плохоопределяемая «Россия» или нет? Обычно «комитеты спасения России» организуют сомнительные и теневые криминальные элементы.
В качестве подробного объяснения этой фразы попробуйте перечитать «Трудно быть Богом» братьев Стругацких, а конкретно — конец 8-й главы: разговор дона Руматы и лекаря Будаха.
Желание «спасать Россию» в истории обычно прямо ведет к гражданской войне. Вы готовы к этому?
Лучше попытаться — не на словах, а делом — помочь тем, кто рядом с тобой.
— Сегодня обнародовали последнее слово Марии Алехиной, одной из Pussy Riot, произнесенное ей со скамьи подсудимых в Хамовническом суде. В нем она озвучила немало такого, что крутится в головах у многих молодых людей, которых я видел на московских митингах — на Болотной площади и «ОккупайАбай». И у меня, в частности. О том, от чего нужно спасать Россию.
Вот цитата из ее обращения:
«Проведя почти полгода в СИЗО, я поняла, что тюрьма — это Россия в миниатюре. Начать также можно с системы правления. Это та же вертикаль власти, где решение любых вопросов происходит единственно через прямое вмешательство начальника. Отсутствует горизонтальное распределение обязанностей, которое заметно облегчило бы всем жизнь. И отсутствует личная инициатива. Процветает донос. Взаимное подозрение. В СИЗО, как и у нас в стране, все работает на обезличивание человека, приравнивание его к функции. Будь то функция работника или заключенного. Строгие рамки режима дня, к которым быстро привыкаешь, похожи на рамки режима жизни, в которые помещают человека с рождения. В таких рамках люди начинают дорожить малым. В тюрьме — это, например, скатерть или пластиковая посуда, которую можно раздобыть только с личного разрешения начальника. А на воле — это, соответственно, статусная роль в обществе, которой тоже люди очень сильно дорожат. Что мне, например, всегда всю жизнь было удивительным. Еще один момент — это осознание этого режима как спектакля. Который на реальном уровне оказывается хаосом. Внешне режимное заведение обнаруживает дезорганизацию и неоптимизированность большинства процессов. И очевидно, что к управлению это явно не ведет. Напротив, у людей обостряется потерянность, в том числе во времени и пространстве. Человек, как и везде в стране, не знает, куда обратиться с тем или иным вопросом. Поэтому обращается к начальнику СИЗО. На воле, считай, к начальнику Путину. Выражая в тексте собирательный образ системы, который... Да, в общем можно сказать, что мы не против... Что мы против путинского хаоса, который только внешне называется режимом».
Что о метафоре «Россия = тюрьма» и хаоса, названного режимом, думаете вы — мудрый человек, считающий себя свободным? Можно ли быть свободным, живя в тюрьме? Можно ли жить в тюрьме, не замечая ее? Нужно ли? Или спасение не в этом?
— Если бы вы озаботились узнать мое мнение по этому поводу, то заметили бы, что я его декларировал сотни раз.
Все происходящее очень напоминает исправительный лагерь или ГУЛАГ с соответственными отношениями, ценностями и культурой. Это достойно сожаления. Но когда здесь было не так?
Почитайте, пожалуйста, русских классиков.
«Режим», кстати, слово вполне тюремно-лагерное.
Я вряд ли «мудр» и никогда не говорил, что я «свободен».
Свободен — от чего?
Is a bird free from the chains of the skyway?
Вы твердо настаиваете на том, что Россия — тюрьма? Мне кажется, это зависит от каждого человека.
И опять вы о спасении. Чье спасение? Вы хотите спастись — можете идти в монастырь; или уезжать в Женеву; или с «калашниковым» идти спасать тех, кто этого не очень хочет?
Вот я и говорю — сначала подумайте. Хочешь изменить мир — измени сначала себя (как говорили древние); и не исключено, что мир откроется с новой, неожиданной стороны.
— Почему вы поставили свою подпись под письмом в защиту Pussy Riot? Как это произошло? Кто к вам обратился? Следили ли вы за этим делом до того, как подписались? Как вы считаете, заметили ли вашу подпись те, к кому вы обращались?
— Я подписался под письмом не в защиту PR, но о глупости, происходящей в системе правосудия, потому что судебный процесс над ними противоречит здравому смыслу; вернее, является насмешкой над здравым смыслом. Я не одобряю того, что девушки делали, их действо мне кажется глупостью и хамством по отношению к верующим; но государственный суд над ними — чистый гиньоль.
Впрочем, с каких пор мы решили доверять советскому правосудию? (См. протокол суда над Бродским.) Или знание истории уже не обязательно?
— Когда я делал материал про реакцию иностранных музыкантов на дело Pussy Riot, я разговаривал с промоутером Александром Чепарухиным. Привожу цитату из его интервью:
«Ситуация, при которой западные музыканты защищают Pussy Riot активнее, чем наши, — достаточно идиотская, но совсем не новая. Я давно веду с авторитетными иностранными представителями культурного сообщества разговоры о поддержке протестного движения. Первое, что они спрашивают: “А где Борис Гребеньщикофф?” Потому что он среди русских музыкантов на Западе — самая известная фигура. В 1988 году клипы к альбому “Radio Silence” крутились по каналам раз в полчаса. Для них до сих пор Гребенщиков — главный человек в русской музыке, гуру, от песен которого чуть ли не пал Советский Союз, а он все еще слова не сказал. Ни про что. Иностранцев это изумляет: мол, вы сами не разобрались, что у вас происходит. Почему МЫ должны вас поддерживать?»
Что вы можете ответить на это мнение?
— Мне пока не доводилось встречать кого-то за пределами России, кто помнил бы ролики 88-го года. Боюсь, что Саша о моей славе на Западе преувеличенно хорошего мнения. И если он не хочет замечать то, что я говорю в каждом интервью, — что я могу с этим поделать?
— Чувствуете ли вы свою ответственность — публичного интеллектуала, морального авторитета или как угодно? Должны ли вы комментировать важные события общественной жизни, происходящие в стране? Вы наверняка знаете, что многие ваше многозначительное молчание и игру афоризмами воспринимают как слабую позицию. Какой она является, на ваш взгляд?
— За все, что я делаю, я отвечаю перед Богом, и другой ответственности я не понимаю.
И в долги я ни перед кем не залезал, поэтому никому не должен (насколько я помню).
Я не играю афоризмами, я пытаюсь искренне ответить на обычно штампованные и непродуманные вопросы.
Никакому государству я никогда не доверял и начинать это делать пока не собираюсь. Поэтому и комментировать нечего.
— Очень многие люди, которых я видел на Болотной и не только, хотели бы услышать от вас ответ на вопрос: «Что происходит со страной сейчас?» Почему вы его не даете напрямую?
— То же, что происходило всегда. Как можно настолько не знать историю собственной страны?
— Конечно, можно сказать, что в России всегда происходило одно и то же и при этом всегда разное. Все-таки если проводить наиболее точные параллели между нынешней Россией и Россией давней, то какой исторический период вы бы выбрали? Чье царствование?
— Никаких параллелей я не провожу. Есть черты, свойственные русской психике (перечислять их — не мое дело), образующие русский психотип; в соответствии с ними идет жизнь в России. Нет России тогдашней и России «теперь» — это одни и те же люди, и они естественно для себя привычно выстраиваются в один и тот же строй и одну и ту же иерархию.
Мне всегда казалось, что нам могла бы помочь более совершенная система образования (хотя я помню свои первые классы и понимаю, что большая часть моих соучеников учиться совсем не хотела и занималась этим из-под палки).
Но усовершенствование системы образования, тем не менее, — единственное, что может улучшить ситуацию.
— Как вы думаете, чем закончится суд над Pussy Riot? Какой срок им дадут?
— Ничего не думаю. Если вы перечтете сказанное выше, вы, может быть, увидите — почему. Но я не очень на это рассчитываю.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials