Генотип фильма
Анализ монтажных склеек как судмедэкспертиза: ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ провел день в онлайн-хранилище кинематографических улик
Пригрозив в недавнем материале о Бэтмене заменить кинорецензии инфографикой, мы, в общем, не то чтобы шутили: недавно нами был обнаружен удобный инструмент для снятия отпечатков фильмов (простите, что мы не можем подобрать лаконичный русский синоним слову fingerprints). Киновед Юрий Цивьян (работающий сейчас в Чикагском университете) и программист Гунар Цивьян разработали удобный онлайн-счетчик монтажных стыков. Считать склейки, правда, тут приходится вручную, зато программа сама выводит график, наглядно демонстрирующий устройство фильма, — да еще и сама считает среднюю длину кадра и кривую ее изменений.
Анализ ритмической структуры фильма стали проводить еще в начале XX века — известно, что Ясудзиро Одзу, бывший поклонником голливудского кино, с секундомером пересматривал фильмы Гриффита и Чаплина, отмеряя длину кадров. В Европе считать монтажные склейки начали в 1920-х — в 1926-м немец Георг Отто Шмидт, проанализировав массив американских и немецких фильмов начала десятилетия, выяснил, что голливудские финалы нарезаны мелко, а немецкие — нет. Сегодня считать склейки, количество крупных, общих и средних планов и прочие тактико-технические характеристики фильма любят киноведы когнитивистско-формалистического направления — Дэвид Бордуэлл или Барри Солт. Количественные методы киноанализа — так же, как это давно принято в литературоведении, — могут использоваться не только для определения влияний одной кинематографии на другую, но и для установления авторства спорных фильмов (например, «Полтергейст», формально снятый Тоубом Хупером по сценарию Спилберга, но приписываемый последнему после того, как журналист «Лос-Анджелес таймс», посетивший съемочную площадку, не обнаружил на ней и следов Хупера — зато встретил Спилберга).
Готовясь к съемкам «Рублева», Тарковский заперся в Белых Столбах и отсматривал там все японское кино, которое только было в Госфильмофонде.
Не претендуя на киноведческий ресерч, скорее — в порядке развлечения, мы тоже решили посмотреть на монтажные графики нескольких фильмов в надежде подтвердить или опровергнуть распространенные в кинокритической среде убеждения. На графиках, взятых нами из базы Cinemetrics, по горизонтали отмечено количество кадров (чем больше в фильме кадров — тем длиннее график), по вертикали — продолжительность каждого кадра (чем он длиннее, тем ниже опускается вертикальная линия). Красная кривая — динамика изменения средней длины кадра.
Пример № 1: Тарковский и Сокуров
В России почему-то принято считать Сокурова учеником и последователем Тарковского. Это предположение, основанное на дружбе двух режиссеров, отвергается западной критикой на основании различий в их поэтике (к примеру, Сокуров явно находится под влиянием французского киноимпрессионизма, ненавидимого Тарковским).
Видно, что Александр Николаевич с самого начала не так уж и злоупотреблял долгими кадрами, ритм даже первых его фильмов меняется не так стремительно, кроме того, обычно к финалу у Сокурова длина кадров резко возрастает. У Тарковского же финалы более динамичны, за исключением самого протяжного его фильма — «Жертвоприношения» (см. пример № 2).
А вот как снимает Сокуров сегодня.
Сравните с «Фаустом» Мурнау и попробуйте найти хотя бы пять отличий.
Пример № 2: Тарковский и японцы
Известно, что, готовясь к съемкам «Андрея Рублева», Андрей Тарковский заперся в Белых Столбах и систематически отсматривал там все японское кино, которое только было в Госфильмофонде. Но на структуру организации киноматериала повлиял явно не Одзу.
Возможно, Куросава?
И уж точно Мидзогути.
А поздний Тарковский удивительно похож на послевоенного Карла Теодора Дрейера.
А вот, кстати, как выглядел довоенный Дрейер.
Пример № 3: советский авангард и голливудский боевик
Долгое время советское кино 20-х годов было самым скоростным в мире. Говорят, сейчас голливудские боевики приблизились по скорости монтажа даже к Дзиге Вертову. Как видно из картинок, некоторые из шутеров не просто приблизились к русскому киноавангарду, но и превзошли его в скорости. Но при этом стали куда монотоннее.
Пример № 4: Спилберг и Кубрик
Считается, что Спилберг, снимая «Искусственный интеллект», был верен исходному сценарию и раскадровкам первоначального проекта Кубрика. Возможно. Но фильм несет явный отпечаток манеры режиссера-исполнителя: кадры здесь в среднем короче почти в два раза, а ритм — монотоннее, чем в картинах Кубрика.
К сожалению, в базе Cinemetrics есть далеко не все фильмы, и мы не можем пока сравнить Германа-старшего и Германа-младшего, фильмы Тимура Бекмамбетова (которые по ритму малоотличимы от Спилберга) и другие новые русские ромкомы, «За Маркса...» Светланы Басковой и производственные драмы по сценариям Александра Гельмана, которыми вдохновлялись Баскова и Осмоловский, и расставить все точки над рассуждениями о сходстве Звягинцева и Тарковского. Вместо послесловия — график монтажных склеек «Возвращения». Кажется, это точно не Тарковский.
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials