«Выйти из бомбоубежища»
Арт-дирекция «Любимовки»-2013 — о настоящем и будущем крупнейшего в России фестиваля современной драматургии
Столичный театральный сезон начался с сильной доли: в «Театре.doc» до конца недели продлится «Любимовка» — крупнейший и самый авторитетный в России фестиваль современной драматургии, основанный в 1990 году Алексеем Казанцевым, Михаилом Рощиным и Виктором Славкиным. Прошлой осенью у «Любимовки» поменялось руководство: на смену проводившей фестиваль в последние годы команде критика Елены Ковальской пришла арт-дирекция во главе с драматургами Михаилом Дурненковым и Евгением Казачковым и театроведом Анной Банасюкевич. COLTA.RU расспросила их о перемене участи «Любимовки», а ридера «Любимовки» Ольгу Шакину — о повестке дня фестиваля-2013.
Евгений КАЗАЧКОВ, сценарист, драматург
«Любимовка» — намоленное годами пространство, магнит, притягивающий молодых авторов: здесь очень высокий уровень доверия и вместе с тем невероятное количество талантливых людей, готовых вкладываться в общее дело идеи ради. При этом, заступая на вахту, мы прекрасно понимали, что фестивалю требуются перемены. Необходимо выйти из «бомбоубежища», сломать устоявшиеся представления о «формате» «Любимовки». Чего греха таить — в какой-то момент фестиваль стал теплицей, обогревавшейся энергией противопоставления «новой драмы» и «театра с колоннами». Сегодня нам кажется важным для начала перестать мыслить в системе координат «или — или»: «Любимовка» может и должна стать местом встречи поколений, форматов, школ, пространством живой дискуссии, перекрестком самых разных мировоззрений, в центре которого по-прежнему остаются новые пьесы.
В этом смысле регламент фестиваля особых изменений не претерпел: за последние годы «Любимовка» сплотила вокруг себя режиссеров и актеров, отлично чувствующих жанр сценической читки и знающих, как представить публике свежий текст, не самоутверждаясь за счет драматурга. Логично, что именно этим проверенным единомышленникам мы предлагаем пьесы из шорт-листа в первую очередь — хотя режиссерский пул «Любимовки», к нашей вящей радости, с каждым годом только растет, и новичкам мы, в свою очередь, пытаемся донести ключевой принцип фестиваля: «Любимовка» — форум драматургов, задача режиссера — представить аудитории именно пьесу, а не собственное ее видение.
Михаил ДУРНЕНКОВ, драматург
Я часто слышу вопросы о кураторских задачах и приоритетах, о художественной политике, которой будет придерживаться новая арт-дирекция. Прежде всего, для нас было важно отказаться от какого бы то ни было формата. «Любимовка» — крупнейший в России фестиваль драматургии, и чем уже мы будем мыслить, тем нам же самим будет хуже. Поэтому мы устраиваем читки не только сугубо авторской драматургии, сделавшей «Любимовке» имя, — но стараемся расширить горизонты фестивальной программы, развивая драматургию мирового класса, которая может быть востребована всюду. Сегодня мы только заняты осмыслением и настройкой будущей перспективы «Любимовки»: одни направления нашей деятельности рассчитаны на год, другие — на пять лет, третьи — на неограниченную перспективу. К примеру, официальный сайт «Любимовки» вскоре должен превратиться в крупнейшую в России онлайн-библиотеку современной драматургии.
Чем уже мы будем мыслить, тем нам же самим будет хуже.
Анна БАНАСЮКЕВИЧ, театровед, театральный критик
О переменах говорить пока все-таки рано, «Любимовка»-2013 — наш пробный шар: только проведя свой первый фестиваль, мы ответим на вопрос «how it's made» и тогда уже сможем думать о том, что и как стоит изменить. В этом году мы, скажем, постарались сделать так, чтобы на читки «Любимовки» пришли руководители театров и авторитетные режиссеры, — с одной стороны, надеясь таким образом усилить взаимный интерес драматургов и театральных практиков, с другой — предоставив начинающим авторам возможность услышать мнение режиссеров и тех, кто занимается формированием репертуара в столичных театрах. Из ближайших планов — «Любимовка» отныне не будет ограничиваться рамками сентябрьского фестиваля: появится лаборатория, в рамках которой молодые авторы будут работать с режиссерами, актерами и опытными драматургами, развивая свое мастерство, — «Любимовка» будет теперь работать не только на результат, но и на процесс.
Что до программы нынешнего фестиваля, то в этом году мы зафиксировали личный рекорд: на почтовый ящик «Любимовки» были присланы 745 пьес, каждая из них была прочитана минимум двумя отборщиками — штат ридеров по такому случаю пришлось расширить до небывалых для прошлых лет шестнадцати человек. Мы попытались сформулировать для ридеров несколько критериев, которым должна соответствовать пьеса «Любимовки», — они касались главным образом новизны языка, формы, актуальности темы: нам бы хотелось сохранить нацеленность фестиваля на поиск и эксперимент. В итоге в шорт-листе оказались и те драматурги, чьи пьесы уже не первый раз звучат на «Любимовке» (Мария Зелинская, Марина Крапивина, Андрей Стадников), и совершенно новые имена. В офф-программе — мэтры фестиваля: Иван Вырыпаев, Алексей Зензинов, Максим Курочкин, Павел Пряжко. Разброс тем и трендов очень широкий: от документальной драмы о жизни в женском монастыре до полевого исследования Александра Архипова о штабе Навального.
Ольга ШАКИНА, ридер
В прошлом году было много дамской графомании в духе «Пьеса-монолог. В комнате ОНА. Подходит к зеркалу и медленно, задумчиво произносит…» В нынешнем — другая напасть: каждый первый хочет написать комедию, куда ни ткни — все комедия, даже если не смешно. Причем большая часть — социалка, пародии, там и сям dramatis personae — сказочные тираны с узнаваемо отрывистыми репликами, коверный эзопов язык. Самый дикий из представленных текстов начинается в духе комедий Гайдая с обязательным трио «Трус, Балбес, Бывалый», а заканчивается тем, что это самое трио убивает собутыльника с помощью трех пивных бутылок, одна из которых «вошла не полностью». Массовое сознание жаждет кухни с жестокими анекдотами — что в реалиях отечественного социального контекста, согласимся, вполне симптоматично.
Лучшие пьесы — тоже на злобу дня: Наталья Антонова с совершенно миндадзевского толка экзистенциальной драмой «Луизиана», вдохновленной гибелью теплохода «Булгария», Марина Крапивина с «Шапкой» о суровых буднях православной монашки, Дэн Гуменный с трагикомедией «ПЗХМ» о карусельщике на муниципальных выборах. Герой года — резидент «Гоголь-центра» Валерий Печейкин с виртуозной антиутопией «Россия, вперед!», полной острейших шуток и затейливых метафор: после покушения на президента страна решила жить назад — из будущего в прошлое, чтобы воскресить убитого лидера; в итоге вместо рождения тут — воскрешение из мертвых, вместо еды — блюда с фекалиями, вместо смерти — возвращение в материнскую утробу самым анатомически непривлекательным образом. Авторских открытий в программе этого года нет, но зато есть нечто содержательно важное: мы все более изобретательно и заразительно хохочем над ужасным.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials