Мигранты. Выход хозяина
ПЕТЯ КОСОВО считает, что проблема мигрантов — это проблема страны и ее жителей, погруженных в апатию. А ксенофобия вырастает там, где человеку нечем заняться
Я впервые увидел бонов в 2002 году. То есть половина моих приятелей из дворовой школы были скинхедами, носили куртки «пилот» и прочее. Мы все были из семей сотрудников Тимирязевской академии (средняя зарплата — 3000 рублей), было модно ходить на рыбалку, жечь костры из мусора, читать журнал «Братишка» и хотеть отправиться в Чечню, чтобы стать мужиком. Заводилой скинхед-культуры нашего класса был Робик Багдасаров — этнический вопрос тогда не стоял. То есть скинхедов я знал. Спустя много лет мне предстояло увидеть нацистов совсем другими.
Мне долго рассказывали о них: о том, как они организованы, как опасны, что есть банды послабее и банды посильнее, что они все между собой связаны, что над ними царят какие-то уже астрономически мощные и организованные группировки — непобедимые и беспощадные. Я ни в чем этом не разбирался, но очень хотел увидеть эти элитные боевые соединения — однажды мы шли по скверу, и друг толкнул меня в бок: «Не оборачивайся». Я обернулся — в сквере у фонтанов стояла группа ребят в одежде «кэжуал», модной в те годы. Вялые, круглые лица, немного припухшие от жары и пива. Глупые, водянистые глаза. Рано располнели. Я посмотрел на них секунду и пошел дальше со спокойным сердцем. Это были всего лишь москвичи, россияшки, — в Чечню никто из них, очевидно, не собирался.
«Эшников» я впервые увидел в 2008 году. Были похороны нашего друга Федора, милиция планировала облаву на кладбище, в последний момент мы перенесли все в Подмосковье. Как воры, пробирались с гробом по грязи длинной узкой толпой. Когда все было закончено, ребята заметили между березами у входа на кладбище группу молодежи — они уже думали атаковать их, но тут выяснилось, что это и есть сотрудники новоиспеченного Центра по борьбе с экстремизмом. Я посмотрел на «эшников» секунду — проку от этой организации режиму не будет. Та же одежда «кэжуал» (только подороже), такие же прически, такие же глаза, такие же лица — любят покушать. Я стал еще спокойнее смотреть на жизнь.
Вялые, круглые лица, немного припухшие от жары и пива. Глупые, водянистые глаза.
За прошедшие 20 лет россияне очень сильно расслабились. Большая часть погрузилась в апатию сильно избитого, меньшая — поняла, что надо только ходить в баню с кем надо и безнаказанно грабить. Это очень ленивая модель, в ней поощряется духовность: богатые не могут рационально объяснить свое богатство, а бедные — свою нищету и унижения. Также поощряется патриотизм: если ты не можешь связать то, почему ты счастлив или измордован, ни с какими из своих личных качеств — ты сможешь связать это с тем, что принадлежишь к нации повелителей/мучеников. Страна электриков, слесарей и водителей превращается в веселый этнографический балаган — но раз делать все равно нечего, то и это сойдет.
Какой-нибудь человек в жизни никогда не задумывался о своей национальности или национальности своих коллег, был индифферентен к религии — но наступила эпоха фатума, и вот он уже русский/чеченец/калмык, вот уже трет лоб, зазубривая молитвы на арабском или древнеболгарском, — будь что будет. Все равно ничего делать не надо: если этот человек влиятелен, его богатство само прирастает на Кипре, если нищий — картофель он уже посадил, тоже сам растет — все с Божьей помощью.
За прошедшие 20 лет россияне расслабились. Большая часть погрузилась в апатию сильно избитого, меньшая — поняла, что надо только ходить в баню с кем надо.
Ничего нового тут, конечно, нет. В западных странах мультикультурализм играет точно такую же роль социального плацебо. «Индиец хорошо готовит — он хороший повар, китаец быстро шьет — его место у швейной машинки» и так далее. В принципе, это напоминает сталинскую модель взаимоотношений народов внутри Союза. Но тут все же главную роль играет профессия, работа, а не национальность сама по себе — и уж, конечно, никого в мире не заставляют учить национальный язык для получения рабочего вида на жительство. Этот вопрос возникает лишь в процессе получения гражданства, спустя много лет, — наши кандидаты в мэры что-то не так поняли. В развитых странах вроде США есть целые регионы, где не говорят по-английски — причем на протяжении многих поколений, — никому это не мешает, потому что все заняты своими делами.
А вот когда своих дел на самом деле никаких нет и не предвидится, а есть та самая апатия — на сцену выходят юные Хозяева. Они не подвергаются за свои действия остракизму не потому, что общество одобряет их взгляды и действия, а потому, что никто не может сказать ничего существенного против — в обществе, в котором все возможные шаги приводят к мату. «И что тогда делать?» — основной российский вопрос, на который все, на самом деле, знают ответ и знают, что он всегда в наших реалиях приводит в тюрьму.
В развитых странах вроде США есть целые регионы, где не говорят по-английски, никому это не мешает, потому что все заняты своими делами.
Хозяева с шутками и смехом приступают к выполнению своей исторической роли. Почему каждый из них делает это лично — все вопросы к Сартру, в «Детстве хозяина» эта тема раскрыта исчерпывающе. Я лично слаб в психоанализе и вижу то, что вижу, — глупых и беспомощных барчуков под защитой полиции: будь то борцы с педофилами, «курительными смесями» или нелегальными иммигрантами. После их показывают по государственным каналам — с открытыми лицами они избивают каких-то людей, смеясь. Это должно, наверное, выглядеть энергично или устрашающе, но, как и все остальные перформансы, спланированные кремлевскими затейниками, эти тоже получились тяп-ляп. Это связано, конечно, с тем, что кремлевские затейники — сами россияшки и ротозеи. Что за черт: сотни тысяч людей впервые за двадцать лет стихийно вышли на улицы с политическими требованиями, в Москве идет репрессивное судебное разбирательство против граждан, какого еще не было с советских времен, — и тут оказывается, что больше всего нас должны волновать какие-то «курительные смеси» — я даже не знаю, что это такое.
Дворников и иммигрантов, конечно, жалко. Но, впрочем, не надо на этом чересчур зацикливаться — рано или поздно бодрому националисту, подающему надежды студенту московского вуза, из открытой двери подвала прилетит в голову лом, и их организацию прикроют. В конце концов, вопрос об иммигрантах — это вопрос о нас самих. Руководство как бы говорит нам всем: «Ну что же вы, что вы такое придумали? Давайте назад — помните, как хорошо с Поткиным маршировалось, как было круто “Чистилище” с Дмитрием Нагиевым смотреть, — Каширка и Волгодонск опять же. Бросайте вы все это, вон интересная тема — требует народной солидарности: дворников мы многовато наняли. Давайте снова — “Зи-и-иг...”»
Руководство приглашает нас обратно, в гости к метафизическому Борату, где все нам знакомо. Шансов, мне кажется, у них нет: после того как по телевизору показали гигантскую толпу с металлическими заграждениями вместо щитов, вся страна поняла, что остальное, будь то национальное или духовное, — только «Лебединое озеро».
Также по теме:
Денис Синяков. Мигранты. Черная работа
Иван Давыдов. Мигранты. О кузнице дикости
Даниил Дугум. Мигранты. «Выходите, дети, чистить зубы»
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials