Комиксы: на месте преступления

Оскорбление общественной морали, превышение права на самооборону и непристойное поведение в дилижансе
До 12 августа COLTA.RU в небольшом летнем отпуске. Но, чтобы вам не было без нас совсем уж скучно, мы собрали на это время небольшую коллекцию всяких странностей и редкостей, в основном прошлых лет, которые, как мы надеемся, вам будет любопытно разглядывать.
Историю комикса при желании можно возводить хоть к древнеегипетским фрескам и средневековым клеймам икон. Но родоначальником европейских комиксов обычно считается Родольф Тёпфер, швейцарский художник-карикатурист XIX века. Вслед за его «Историей господина Жабо» (Histoire de monsieur Jabot, 1833) и другими альбомами появляется множество образцов «историй в картинках» (histoires en images) и «литературы в гравюрах» (littératures en estampes). Хотя с момента их публикации прошло уже немало времени, некоторые темы по-прежнему актуальны — например, неожиданная встреча с сотрудниками правоохранительных органов или злоключения путешественников.
Человек и закон
Как добропорядочный буржуа, законопослушный гражданин может оказаться в руках полиции? Художник Теофиль-Александр Стейнлен в 1889—1890 годах посвятил этому сюжету целую серию мини-комиксов «На месте преступления», выходившую в журнале Le Chat Noir.

Steinlen, «Flagrants délits: Outrage à la morale», Le Chat Noir, n° 407, du 2 novembre 1889
Если вы увидели, что полицейские справляют нужду за углом, — не стоит наивно думать, что это дает вам право последовать их примеру. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку — и неразумного денди уводят под руки жандармы за «оскорбление общественной морали».

Steinlen, «Flagrants délits: Maldonne», Le Chat Noir, n° 416, du 4 janvier 1890
Право на самооборону — тоже весьма относительное понятие. Вы не только сумели дать отпор грабителю, но еще и погнались за ним, воинственно размахивая зонтом? Будьте готовы оказаться в полицейском участке.

Steinlen, «Flagrants délits: Port d'armes prohibés», Le Chat Noir, n° 409, du 16 novembre 1889
С огнестрельным оружием результат опять же плачевный — жандармов совершенно не волнует, что бесстрашный господин защитил даму и прогнал хулиганов.

Steinlen, «Flagrants délits: Outrage à la pudeur», Le Chat Noir, n° 412, du 7 décembre 1889
Можно пострадать и вдвойне: сначала остаться в чем мать родила после ограбления, а потом быть обвиненным в аморальном поведении — нельзя же в таком виде разгуливать по улице.

«Les Mésaventures de M. Bêton»
Столь же печальна участь персонажа «Невзгод г-на Бетона» (Les Mésaventures de M. Bêton, 1867—1868), оказавшегося на улице в одном исподнем: жандармы не дремлют.

«Les Mésaventures de M. Bêton»
Непристойные танцы на улице и лишнее веселье тоже не нравятся стражам правопорядка.
В пути

Cham, «Voyage de Paris dans l'Amérique du Sud, poussé jusqu'au Hâvre inclusivement»
Если вы настолько устали, что решили повиснуть на ремне (сейчас, за неимением почтовых дилижансов, такие чаще можно встретить в автобусе), — помните, что он может оборваться и вы уткнетесь носом в чьи-то колени.

Cham, «Voyage de Paris dans l'Amérique du Sud, poussé jusqu'au Hâvre inclusivement»
Если в тесноте захочется почесать коленку, главное — не схватиться за колено соседа в общем переплетении ног.

Cham, «Voyage de Paris dans l'Amérique du Sud, poussé jusqu'au Hâvre inclusivement»

Cham, «Voyage de Paris dans l'Amérique du Sud, poussé jusqu'au Hâvre inclusivement»
Сценки с падением своевольных чемоданов вряд ли нуждаются в комментарии.

«Les Mésaventures de M. Bêton»
В переполненном купе поезда будьте готовы к тому, что у вас на шее окажется чья-то истерично лающая собачка (и даже игрушечный крокодил в такой ситуации не поможет).

Gustave Doré, «Trois Artistes incompris et mécontents, leur voyage en province et ailleurs, leur faim dévorante et leur déplorable fin», 1858

Gustave Doré, «Trois Artistes incompris et mécontents, leur voyage en province et ailleurs, leur faim dévorante et leur déplorable fin», 1858
Другой вариант — выбрать путь дауншифтинга и отправиться странствовать, как непризнанные гении из истории в картинках Гюстава Доре. Правда, участь актера Сомбремина («Мрачнолик»), художника Бадижона и музыканта Тартарини довольно незавидна (целиком их историю можно посмотреть тут).
Покой нам только снится
Если решили никуда не ездить, остаться дома и выспаться как следует, тоже не рассчитывайте на спокойный отдых. Только вы погрузитесь в сон, как соседи слева начнут выяснять отношения, а соседи справа устроят вечеринку. А обезумев от бессонницы, в смятенных чувствах, можно и пожар устроить ненароком.
Бонусный Эйзенштейн
И напоследок побываем на рубеже столетий — вот несколько комиксов Сергея Эйзенштейна, нарисованных им в шестнадцатилетнем возрасте. Целиком этот альбом 1914 года с предисловием Оксаны Булгаковой можно посмотреть на сайте Фонда Ланглуа.
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials