Павел Санаев: «Реакция не обязательно будет “Вау!”»
Автор «Похороните меня за плинтусом» о том, зачем он написал продолжение бестселлера, и о том, что он не просил у Путина запрещать интернет
Павел Санаев, режиссер и кинопереводчик, автор одного из главных бестселлеров 2000-х — книги «Похороните меня за плинтусом», выпустил ее продолжение — «Хроники Раздолбая». Это история про мальчика из хорошей семьи, пытающегося найти себя в 1990—1992 годах. Во второй части «Хроник Раздолбая», которая еще не дописана и выйдет лишь через год, Санаев обещает рассказать про становление героя в 90-х и 2000-х.
— Зачем вы написали «Хроники Раздолбая»? Чтобы проверить, получится ли сделать вторую книгу таким же бестселлером, как и первую? Или было что-то важное, чем вам было необходимо поделиться?
— Это тот самый случай, когда у меня появились идеи, которыми нельзя было не поделиться. Даже в большей степени, чем с «Плинтусом». У меня не было желания доказывать кому-то, что я «тоже писатель», тем более что снимать кино нравится мне гораздо больше, чем писать. Сейчас я работаю над книгой, и время без съемок для меня мучительно. В «Хрониках» я хочу поделиться очень важными для меня вещами, но поскольку первая часть — это подростковая история, то предвижу вопрос: «А что тут, собственно, такого? Что он хотел рассказать? Описать подростковые гулянья?» Ответ будет, когда роман выйдет полностью. Без подростковой преамбулы рассказать историю, которая для меня важна, невозможно — получится неубедительно.
— Да, есть ощущение, что вы хотели что-то сказать, но недоговорили.
— Ну, это же половина романа, я только начал «говорить». Причем даже в таком виде эта книга вполне самодостаточна — как роман взросления для молодежи и ностальгическая история 1990-х. Это показывают отзывы и интерес. Но чтобы читатели могли всерьез оценивать роман и делать выводы, мне нужно дописать текст до конца, а дальше будь что будет. И я понимаю, что реакция не обязательно будет «Вау!». Она может быть любой, но кто сможет, тот услышит, что я хотел сказать, и это самое главное. Я чуть-чуть приоткрою завесу. Вторая книга — это история про то, как Раздолбай реально оказывается между жизнью и смертью. Кроме шуток. И это та вещь, которая меняет все. Кто не побывал в такой ситуации — тот не знает о жизни очень важных вещей.
— А вы были в такой ситуации?
— Я не комментирую это.
— Складывается ощущение, что героя в романе на самом деле нет. В этом есть откровенное жульничество, которое начинает раздражать. Вы обманываете читателя, ваш герой — хамелеон. Не бывает такого сочетания практичности и непрактичности. Романтичности в одних ситуациях и полной романтической импотенции в других.
— Понимаете, если покопать героя, то видно, что там таких крайностей нет. Если его интересует девушка Диана, то он романтичен. А мама его, в силу подростковой черствости, не интересует, и с ней он не романтичен. Это такая избирательно направленная любовь, которая свойственна довольно большому количеству людей. Когда тебе кто-то интересен, то ты проявляешь лучшие качества своей души. Неинтересен — можешь быть просто свиньей. Это и есть инфантильность. По идее со зрелостью это проходит. И ты начинаешь понимать, что так называемый луч любви нужно направлять на всех людей, а не только на тех, кто тебе интересен. Но первая часть дилогии — это история абсолютно инфантильного героя. И не случайно, что все герои яркие, а он — нет. Он ось, вокруг которой крутится история, но сам он ее пока что не двигает. Это история двигает его. А цель романа — показать, к чему он в конце концов придет. Я призываю не разбирать роман с точки зрения драматургии: так правильно, а так неправильно. Хрен его знает, как правильно. С точки зрения драматургии в «Криминальном чтиве» вообще все неправильно.
— Там нам с самого начала объяснили, что все будет неправильно с точки зрения драматургии.
— А я с самого начала даю понять, что в центре истории — инфантильный и почти безликий герой, которого формирует жизнь. И это главное. Почему это важно? Потому что эта история адресована всем. Чтобы любой мог примерить ее на себя, как компьютерную игру от первого лица.
— Какое влияние на вас как на писателя оказал опыт кинопереводчика?
— Никакого. Режиссерский опыт дал больше. Я не раз ловил себя на том, что некоторые образы сперва приходили в голову зрительно, а потом уже трансформировались в слова.
Я считаю правильным, когда мужчина заключает союз с женщиной, когда они рожают детей, когда они живут вместе. Аборты — зло...
— Даже переводы фильмов Кевина Смита не повлияли?
— Я не пытался писать роман под Кевина Смита, тем более что под него подделаться довольно сложно. У меня есть два персонажа, Мартин и Валера, которым свойственна несколько необычная манера речи, но эта манера подслушана в жизни, а не навеяна Джеем и Молчаливым Бобом.
— Вы непубличный персонаж, но, появляясь на публике, вы выступаете в роли умеренного, а то и яростного консерватора...
— Что вы имеете в виду?
— Например, беседу с Путиным о курительных смесях (которая произошла во время встречи премьер-министра Владимира Путина с российскими писателями в 2011 году. На встрече также присутствовали Татьяна Устинова, Александра Маринина, Дарья Донцова, Михаил Веллер, Сергей Минаев и Захар Прилепин. — Ред.).
— Это вопрос профессионализма журналистов, которые раскрутили эту историю. И вот теперь все думают, что Санаев молчал-молчал, а потом как скажет: «Запретите, Владимир Владимирович, интернет». На самом деле все было не так. Разговор шел довольно долго и касался насущных для писателя проблем — защиты авторских прав в интернете. Когда все закончилось, я как человек, за пару дней до того неожиданно обнаруживший, что в сети есть полно предложений для желающих купить курительные смеси, поинтересовался — как вообще государство собирается пресекать в интернете нарушение прав, если пока что не получается пресекать даже свободное распространение тяжелых психотропных веществ? Эти смеси с искусственными каннабиноидами делают из людей идиотов. Эта дрянь в сто раз сильнее обычной марихуаны, и ее можно свободно купить. Посерьезнее нарушения авторских прав будет! В итоге Путин распорядился, чтобы меня свели пообщаться с главой Госнаркоконтроля Ивановым, который потом подробно объяснил мне, почему пресечь торговлю этими смесями через интернет очень сложно. Ссылки все время меняются, закладки делаются анонимно и пр. Так что эта история относится не к вопросу моего консерватизма (ах, консерватор Санаев против свободы в интернете!), а к вопросу безответственности некоторых журналистов, которые ради красного словца неточно воспроизводят события.
— Так вы отрицаете, что вы консерватор?
— Нет, не отрицаю. Скорее да, чем нет.
— Кто вам ближе из консервативных мыслителей или политиков?
— Давайте определимся, что такое консерватизм. Я считаю правильным, когда мужчина заключает союз с женщиной, когда они рожают детей, когда они живут вместе. Аборты — зло...
— ...Нужно молиться перед ужином...
— Это другая история. Количество молитвенного труда каждый определяет сам для себя. В разные моменты жизни — разное. Не нужно пытаться быть святее папы римского.
— А что с мыслителями-то? Константин Леонтьев, Раш Лимбо?
— Я не такой знаток консервативных мыслителей прошлого и современности. И не нужно загонять меня в какую-то нишу. Есть вещи, которые я считаю правильными. Конечно, все течет, все меняется. Но мне кажется, что какие-то вещи должны оставаться неизменными. Можно как угодно одеваться, какую угодно слушать музыку, можно какое угодно снимать кино и какие угодно писать книги, но вот в отношениях человеческих все должно оставаться как раньше.
— Так где в «Хрониках Раздолбая» консерватизм?
— Я не знаю. Это вы меня в консерваторы записали. У меня цели написать «консервативный роман» не было.
— А в «Похороните меня за плинтусом» тоже есть идеологическая составляющая?
— В принципе, можно найти и обозначить одним словом — «прощение». Когда в финале книги волей-неволей прощаешь героиню, которую невозможно простить.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта со Slon.ru.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials